«Его картины излечили меня от всех недугов. Они оказали на мою психику волшебное влияние!» – захлебываясь от восторга, говорила окружившим её журналистам супруга известного американского коллекционера Грета Силе. «Я забываю о комплексах, фобиях и меланхолии, когда погружаюсь в мир откровенных полотен Люсьена Фрейда. Это моё лучшее лекарство и любимый досуг!» – вторила ей меценатка и миллионерша Сильвия Норт. Эти восторженные слова были произнесены на очередной лондонской выставке живописца Люсьена Фрейда.


«Моя задача как живописца – фиксировать окружающую действительность! Я запечатлеваю крики души и страдания увядающей плоти»

Специалисты отмечают, что от его полотен действительно исходят какие-то мистические флюиды. Этот феномен пытались объяснить медики, психологи, экстрасенсы, но пока безуспешно. Справедливости ради стоит отметить, что если кто-то захочет «лечиться Фрейдом» не в музее, а в собственных апартаментах, то это обойдётся недёшево – на протяжении долгих лет Люсьен был и остаётся одним из самых дорогих современных художников в мире. Достаточно сказать, что портрет Сью Тили (многолетней подружки художника) приобрёл недавно олигарх Роман Абрамович за $34 млн.

Холст, на котором изображена во всей красе супермодель Кейт Мосс потянул на $7,5 млн (его купил японский толстосум). Кстати, Кейт сама напросилась позировать художнику и мужественно переносила сам творческий процесс, который продолжался с некоторыми перерывами шесть месяцев. Часто полотна Фрейда выставляются на аукционах. Так, в 2008 году портрет Фрэнсиса Бэкона кисти Люсьена был продан на Нью-йоркском аукционе за $9,4 млн, а в 2010 году автопортрет Фрейда с подбитым глазом ушёл за $4,4 млн.

«Моя задача как живописца – фиксировать окружающую действительность! Я запечатлеваю крики души и страдания увядающей плоти», – не раз говорил Фрейд, ещё при жизни ставший легендой. Ему посвящены десятки книг и сотни статей, исследовательских эссе и диссертаций. Достаточно сказать, что постоянная экспозиция его полотен находится в знаменитом лондонском музее Уоллеса рядом с полотнами Тициана и Рембрандта. До Фрейда ни один из современных художников такой чести не удостаивался.

Художественные критики и знатоки склоняются к мнению, что на всём творчестве Люсьена Фрейда лежит неизгладимая печать его знаменитого дедушки – основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Пользуясь учением Зигмунда, современные психоаналитики пытаются лечить людские души. Они находят причину комплексов, фобий, страданий и умело снимают её, облегчая жизнь пациента, возвращая его к активному труду в социуме.

Вот так и живопись не менее знаменитого внука обладает лечебными свойствами – его произведения способны помочь многим людям, страдающим от комплексов по поводу недостатков собственного тела. Существует также версия, что, вооружившись учением деда, Люсьен научился гипнотизировать и зомбировать музейщиков и коллекционеров, которые гоняются за его работами и готовы выкладывать за них астрономические суммы.

ПОРТРЕТ КОРОЛЕВЫ

Художник с пристальной нежностью и поразительной точностью запечатлевал именно то, что было табуировано канонами красоты, то, что принято игнорировать в живописи и ретушировать на фотографии: людские лица и тела, над которыми основательно поработал штихель времени. Особую известность получили такие работы Фрейда, как «После Сезанна», «Девушка с тёмными волосами», «Девушка с кошкой» и пейзажное полотно «Фабрика в Лондоне».

Созерцая его портреты, невольно понимаешь, что они удивительно точно и остро передают разочарование в глазах, усталость от жизни, страх перед вечностью, морщины, вялую кожу, дряблые мышцы. И неуверенные в себе зрители, созерцающие плоды творчества художника, понимают, что богатые и знаменитые испытывают те же самые чувства, что и рядовые граждане. Их также мучает страх старости и небытия.

Надо сказать, что Фрейд никогда не щадил свои модели, никогда не приукрашивал их и не заискивал перед ними.

Обывателей шокировал парадный портрет британской королевы Елизаветы II кисти Фрейда. Его презентация в декабре 2001 года носила явно скандальный оттенок и вызвала противоречивые эмоции. Язвительные журналисты буквально соревновались в том, кто больше поиздевается над портретом. Барри Скоултер находил в особе королевских кровей явные черты вырождения, Рик Бартон смаковал её массивную шею регбиста и тяжёлую челюсть простолюдинки. Портрет был начисто лишён элементов лакировки, восхищения и преклонения. Интересно, что сама Елизавета II не обиделась на художника – слишком значительна была репутация творца. Несмотря на поток критических стрел в адрес этой работы Фрейда, портрет занял своё почётное место в Королевском собрании живописи.

Да и другие знаменитые музеи с большим пиететом относятся к творчеству художника. К примеру, его 80-летие отметили персональными выставками музеи Лос-Анджелеса, Стокгольма, Барселоны и престижная британская галерея Tate.

Обычный ценовой диапазон картин Фрейда – от одного миллиона долларов и выше за полотно. Естественно, что только богатые музеи и состоятельные коллекционеры могут позволить себе включить в экспозицию работу Фрейда.

ОТЕЦ-ГЕРОЙ

Биография художника не отличается крутыми поворотами. Он появился на свет 8 декабря 1922 года в Берлине. После прихода к власти фашистов его семья перебралась в Англию. Родители Люсьена – известный архитектор Эрнст Фрейд и дочь крупного бизнесмена Люси Фрейд сумели дать сыну отличное образование. Сначала он штудировал науки в престижной Эссекской школе живописи, затем окончил Лондонскую школу искусств. Также обучался в Голдсмитсоновском колледже Лондонского университета.

Первая персональная выставка художника состоялась в 1944 году в галерее Лефевра. Летом 1946 года Люсьен совершил путешествие в Париж, затем его маршрут пролегал через Рим, Флоренцию, Милан, Барселону, Амстердам. Везде он посещал музеи и картинные галереи.

Ранние работы Люсьена Фрейда написаны в жанре сюрреализма. С 1950 года он начинает писать портреты и пейзажи. В качестве моделей привлекает друзей, знакомых, родственников, любовниц. Следует заметить, что талантливый и импозантный мастер кисти всегда пользовался успехом у представительниц прекрасного пола.

Первый раз он женился в 1948 году на дочери скульптора Кэтлин Гарман. Она подарила ему двух дочерей. Через пять лет этот семейный союз распался, и Люсьен женился во второй раз – на аристократке Кэролин Блэквуд. С ней он прожил четыре года, а затем отправился в свободное плавание по житейскому морю любви и предпочитал яркие краткосрочные романы прочным брачным узам. Биографы Фрейда утверждают, что он является отцом сорока внебрачных детей.

Но свои награды художник получал совсем не за подвиги в алькове, а за проникновенные полотна, озарённые искрой таланта. Первый раз Фрейд был отмечен в 1951 году. Именно тогда жюри Британской художественной выставки присудило ему первую премию за цикл талантливых работ.

Большой успех имело его полотно «Женщина с белой собакой» (1952 год). В качестве модели выступила первая жена художника – Кэтлин Гарман. Фрейд тогда заявлял, что «рисует людей не такими, какие они есть, а какими они могли бы стать».

С тех пор Люсьен Фрейд заработал репутацию одного из лучших современных мастеров в области фигуративной живописи.

Специалисты отмечают, что от его полотен действительно исходят какие-то мистические флюиды
Хотя некоторые критики, обладающие чувством юмора, утверждают с улыбкой: «Причину популярности Фрейда как художника и его успех у женщин следует искать в глубинах психоанализа, придуманного его дедушкой».

Люсьен Фрейд ушёл из жизни в зените славы 20 июля 2011 года от обширного инфаркта. Но его полотна продолжают воздействовать. Не случайно лондонец (и большой поклонник Фрейда) Джеймс Тайгер заявил недавно: «Я регулярно посещаю музей, чтобы побыть с любимыми картинами Люсьена. Созерцаю их часами, а ухожу просветлённый и с лёгким сердцем. Понимаю, что его моделям ещё тяжелее, чем мне!».