…Когда он услышал о находке, то тут же отправился в путь. Доктор Фуке очень спешил, но дорога все равно отняла несколько дней. Он опоздал: когда ученый прибыл на место, от пятидесяти древних портретов осталось только два. Остальные местные крестьяне бросили в костер для растопки: ночи в пустыне слишком холодны…
23 лица – мужских и женских – с печальной улыбкой на губах смотрят на посетителей: позади у них вечность, и впереди – та же вечность
Профессору истории и археологии Даниелю Мари Фуке достались лишь два портрета: и для него, как и для любого другого египтолога, они были бесценны. С древних досок на него смотрели… абсолютно живые лица. В который раз он не поверил своим глазам: ведь этим картинам было по меньшей мере полторы тысячи лет. Краски не потеряли ни яркости, ни свежести. Казалось, художник только что отнял кисть от холста. И вот-вот подбежит нетерпеливая модель, с любопытством заглянет через плечо портретиста – что же получилось? Штука в том, что это было невозможно: эти люди никогда не видели своих портретов. Всех этих молодых мужчин и женщин, немного печальных и задумчивых, но таких прекрасных, писали уже после их смерти…
МЕРТВЕЦЫ С ГОРЯЩИМИ ГЛАЗАМИ
Файюмские портреты получили свое название по местности, где их впервые обнаружили ученые. Случилось это в 1887 году. Британская экспедиция под руководством выдающегося археолога Флиндерса Питри вела раскопки в окрестностях египетского Файюмского оазиса и обнаружила некрополь. Ученые, хорошо знакомые с культом мертвых, царившим в Древнем Египте, были готовы увидеть мумии с погребальными масками на лицах, однако тут их ждал сюрприз: из бинтов на них смотрели живые лица покойников! При ближайшем рассмотрении оказалось, что все в порядке: мертвецы мертвее некуда – просто к тому, что когда-то было их лицом, прикреплены живописные портреты, изображавшие усопших во цвете красоты и молодости.
Всего Питри обнаружил 81 портрет. И отправил их прямиком в Лондон, где как раз проходила всемирная выставка. То был триумф!
ЭКСПОНАТЫ ДЛЯ КУНСТКАМЕР
Файюмские портреты стали сенсацией и тут же вошли в моду. Коллекционеры и музеи – все захотели во что бы то ни стало добыть в свое собрание погребальный портрет! По всему миру началась настоящая охота за ними. (Одним из «охотников» и был доктор Фуке.) Тут-то и вспомнили, что эти удивительные картины находили и раньше – еще в 1615 году! Тогда итальянский исследователь Пьетро делла Балле обнаружил погребальные портреты в одном из захоронений в оазисе Саккара – Мемфис и даже привез их в Европу. Но тогда эти шедевры, что называется, «не выстрелили»: в качестве заморских диковин их показывали на ярмарках и выставляли в модных тогда кунсткамерах, однако большого внимания они к себе не привлекли. Оно и понятно: файюмские портреты не тянут на экзотику, до которой так падки люди были всегда, а в XVII веке – особенно. Они и сегодня смотрятся абсолютно современно, и даже старинная одежда не способна ввести в заблуждение – эти люди с горящими глазами вполне могли ходить бок о бок с нами, настолько живо, реалистично они выглядят.
Находка делла Балле в конце концов осела в коллекции государственного художественного собрания Дрездена. И покрылась там толстым слоем пыли.
XIX ВЕК НАЧИНАЕТСЯ
В следующий раз файюмские портреты дали о себе знать лишь в начале XIX века: после французской военной кампании в Египте Европу наводнили «африканские сувениры». Наряду с многочисленными скарабеями и ушебти появились в Старом Свете и погребальные портреты – в единичных экземплярах. В 1827 году они благополучно рассредоточились по музеям – Британскому и Лувру. Об удивительных картинах поговорили немного, но потом смолкли: их было слишком мало, для того чтобы поддерживать постоянный интерес почтенной публики. Ученые, разумеется, «взяли след», но настичь «добычу» им удалось лишь через 60 лет. Этим счастливым охотником и стал Флиндерс Питри.
Питри полжизни провел на раскопках в Египте. За выдающиеся заслуги ему даже был пожалован рыцарский титул. Но, разумеется, не славы ради он торчал в Африке безвылазно. Археология была его страстью – к счастью, взаимной. Когда он обнаружил целую портретную галерею в Файюмах, египтологи всего мира готовы были рукоплескать ему: наконец-то у них появилось достаточно материала для исследования.
И очень скоро в деле файюмских портретов были расставлены все точки над i.
БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ
Эта погребальная традиция появилась в период так называемого Римского Египта в I-III в. н. э. Некогда великая страна была завоевана греками, а потом и римлянами. И народы переняли ритуалы и обычаи друг друга. Греки и римляне, обосновавшись в Египте, принялись бальзамировать своих покойников, а египтяне заменили позолоченную погребальную маску портретом с непременным золотым фоном.
Флиндерс Питри
Но, разумеется, не эти детали, столь важные для исследователей, принесли известность файюмским портретам. Секрет их удивительной притягательности – в технике, которую использовали древние художники. Называется она энкаустика, а суть ее состоит в том, чтобы нанести расплавленные краски на навощенную поверхность, как правило, дерево. Эта техника требовала от художников непревзойденного мастерства, ибо не давала права даже на малейшую ошибку. Воск быстро засыхал, и поправить уже было ничего нельзя. Но именно благодаря этому краски на файюмских портретах выглядят свежо и сейчас, по прошествии нескольких десятков веков. К тому же благодаря воску картины приобретали дополнительный объем. Собственно, поэтому-то и смотрят на нас теперь с портретов абсолютно живые лица.
Пройти мимо них и остаться равнодушными совершенно невозможно. В этом легко убедиться: в России, в Пушкинском музее, находится одна из самых выдающихся коллекций файюмских портретов. 23 лица – мужских и женских – с печальной улыбкой на губах смотрят на посетителей: позади у них вечность, и впереди – та же вечность…