Шпицберген. 28 июня 1952-го года. В немецкой газете “Саарбрюккер цайтунг” появилась сенсационная информация, что норвежские военные летчики обнаружили на острове Шпицберген “летающую тарелку”, разбившуюся, скорее всего, в апреле 1952 года.


На найденном диске действительно была маркировка, указывающая на то, что он был сделан в СССР

Диаметр диска составлял 46 м 38 см. По его периферии располагалось 48 ракетных двигателей, по всей видимости, предназначенных для раскручивания “тарелки” вокруг оси. По характеру маркировки некоторых деталей было высказано предположение, что диск изготовлен в СССР.

Норвежский представитель тогда же сообщил, что для участия в расследовании катастрофы приглашены американские и английские исследователи. В течение следующих трех лет это событие никак не комментировалось, гробовое молчание было нарушено лишь в 1955 году представителями правительства Норвегии.

Газета “Штутгартен тагенсблатт”: “Осло. Норвегия. 4 сентября 1955 года.

Только теперь исследовательский отдел Норвежского генерального штаба готовит публикацию сообщения об изучении остатков НЛО, потерпевшего катастрофу на Шпицбергене предположительно в начале 1952 года. Начальник отдела полковник Г. Дорнбил во время инструктажа офицеров ВВС заявил: “Авария шпицбергенского диска имела большое значение. Хотя современный уровень научных знаний не позволяет разрешить нам всех загадок, я уверен, что эти обломки со Шпицбергена будут иметь огромное значение в этом отношении. Некоторое время назад какое-то недоразумение послужило причиной разговоров о том, что этот диск, возможно, был советского происхождения. Но он – мы заявляем это категорически – не был построен ни в одной стране на Земле. Материалы, использованные в его конструкции, совершенно не известны всем экспертам, принимавшим участие в расследовании”. Кроме того, полковник Г. Дорнбил заявил, что исследовательский отдел не намерен публиковать подробный отчет до тех пор, пока некоторые сенсационные факты не будут обсуждены с американскими и английскими экспертами. Однако разрешения из-за океана, видимо, так и не последовало…

Заявление полковника, что эксперты не могли определить, из каких материалов создан потерпевший аварию НЛО, у ряда исследователей сегодня вызывает сомнение. Как, впрочем, и категорическое отрицание советского происхождения диска.

Причиной тому было, в частности, более позднее заявление в печати одного из компетентных представителей Пентагона, пожелавшего, чтобы его фамилия не упоминалась. А он подтвердил, что на найденном диске действительно была маркировка, указывающая на то, что он был сделан в СССР.

Могло ли быть такое в принципе? Именно в 1955-м году, когда было нарушено молчание о “шпицбергенской тарелке” в США были начаты широкомасштабные работы над проектом высокоманевренного перехватчика AVRO VZ-9 в форме “летающего диска”. Работы велись с привлечением канадской фирмы “Канадиен АВРО”. В меморандуме ЦРУ 1955 года было отмечено, что идея создания дискообразного летательного аппарата заимствована у немцев, которые работали в этом направлении в течение всей второй мировой войны.

Надо сказать – и это сегодня достоверно известно, – что Германия действительно проводила интенсивные работы по созданию дискообразных летательных аппаратов, использующих нетрадиционные способы создания подъемной силы. Разработка была поручена параллельно нескольким конструкторам.

Изготовление отдельных узлов и деталей поручалось разным заводам, с тем чтобы никто не мог догадаться об их истинном предназначении. По свидетельству чехословацкого инженера Иржи Крамера, еще в предвоенные годы его отец участвовал в разработке и изготовлении дискообразного аппарата диаметром 6 м на реактивной тяге.

Какие физические принципы были положены в основу движителей дисколетов? Откуда были получены эти данные? Какую роль в этом играли немецкие тайные общества типа “Вриль” или “Аненэрбе”? Все ли сведения содержались в конструкторской документации? Эти темы требуют отдельного расследования…

Судьба конструкторов тоже загадочна. Отто Хабермоль, как утверждал позднее его немецкий коллега конструктор Андреас Эпп, после войны попал в СССР. Шриверу удалось избежать советского плена, и после войны его видели в США. Беллонцо бесследно исчез, а следы конструктора Митте, с которым он работал в Бреслау над созданием диска, ведут как раз в канадскую форму АВРО – ту самую, которую американцы подрядили для создания летательного аппарата VZ-9…

Так что не исключено, что разбившаяся на Шпицбергене “тарелка” действительно была советского (совместно с пленными немецкими конструкторами) производства. И ничего фантастического в таком предположении нет. Дело в том, что если документация из Германии была на самом деле вывезена, то она попала на вполне подготовленную почву. Известно, что знаменитый конструктор космической техники В.П. Глушко еще в 1928-1929 годах разработал проект дискообразного космического аппарата – “гелиоракетоплана”. В центре огромного плоского диска размещалась герметическая кабина, окруженная поясом из электрореактивных двигателей.

Доктору технических наук профессору МАИ В.П. Бурдакову еще в середине 50-х годов было известно, что летательные аппараты дискообразной формы проектировались и строились. Он пишет: “Причем не просто проектировались и строились на Земле, а у нас в России! И не просто проектировались и строились, а проектировались и строились впервые в мире”.

А посему вполне возможно, что заявление норвежского полковника о внеземном происхождении шпицбергенского диска было умышленной дезинформацией, призванной сгладить пощечину, полученную американскими и канадскими конструкторами, отставшими от русских на несколько лет…

Но возникает вопрос: насколько был необходим и удачен проект AVRO VZ-9, известный также под названием “Система оружия 606А”? Компетентные специалисты считают, что и сам AVRO VZ-9, и умело организованная утечка информации о работах по его созданию предназначались прежде всего для прикрытия исследований в области НЛО и контактов с инопланетянами.

Подполковник запаса ВВС США Джордж Эдвардс в свое время заявил, что он, как и другие специалисты, участвовавшие в проекте VZ-9, с самого начала знал, что работы не дают желаемых результатов. И в то же время им было известно, что ВВС США скрытно испытывали в полете реальный инопланетный корабль. Дж. Эдвардс твердо убежден, что AVRO VZ-9 был нужен Пентагону прежде всего для того, чтобы объясняться с журналистами и любопытными гражданами всякий раз, когда те видели “летающие блюдца” в полете.