Об этой страшной трагедии в 1857 году писали все газеты. Морских катастроф такого масштаба в те времена мир еще не знал. Из 122 человек, находившихся на борту, погибли все, за исключением одного матроса.
«Дунбар» напоролся на подводные рифы, которые при сильном шторме постоянно выходили на поверхность, ощетиниваясь, словно клыки кровожадного зверя
ФЕШЕНЕБЕЛЬНЫЙ ФРЕГАТ
Полнотакелажный фрегат «Дунбар» был спущен на воду с верфи в Сандерленде (Англия) 30 ноября 1853 года. Его спроектировал известный инженер Джеймс Лэнг по специальному заказу владельца морской пассажирской флотилии Дункана Дунбара. Парусник предназначался для перевозки состоятельных пассажиров в Австралию, где в те времена отмечалась невиданных масштабов золотая лихорадка. Британцы тысячами устремились на новый континент, чтобы попытать счастья в поисках золота.
У парусника «Дунбар», курсировавшего по маршруту Лондон-Сидней, уже было три родных сестры – это парусники «Феба Дунбар», «Замок Дунбар» и «Дункан Дунбар». Все они занимались пассажирскими перевозками и спецзаказами правительства Британии. К примеру, фрегат «Дунбар» участвовал в Крымской войне 1853 – 1856 годов, перебрасывая военных на Черное море к Севастополю, откуда доставлял обратно в Лондон уже гробы с покойниками, которыми англичан обеспечивали российские моряки. А потому первый выезд «Дунбара» в Сидней состоялся только в 1856 году.
Фрегат «Дунбар» считался элитным пассажирским судном. Его водоизмещение составляло 1 321 тонну. Длина палубы – 62 метра, ширина – 11 метров. Стоимость судна составила рекордные для пассажирских судов 30 тысяч фунтов стерлингов. Такая высокая себестоимость фрегата обуславливалась очень дорогой отделкой кают первого класса. Они были оформлены с применением самых ценных пород дерева и фурнитуры. Ведь путешествие на паруснике занимало по 2-3 месяца. Билеты в каюты первого класса могли себе позволить только очень состоятельные клиенты – процветающие бизнесмены и знатные особы. Фрегат стал самым крупным и самым скоростным парусником, выпущенным в Сандерленде. Ему все предрекали длинную и удачную карьеру. Кто мог знать, что для Австралии он станет своеобразным «Титаником».
В июне 1857 года «Дунбар» вышел из лондонского порта, чтобы доставить в Австралию очередную партию пассажиров. Одновременно на борту фрегата оказалось 122 человека, из которых значилось 63 пассажира, 58 человек команды и обслуживающего персонала. Два десятка человек имели билеты высшей категории. Весь путь занял у фрегата 81 день, хотя длительных остановок в пути парусник не совершал.
КАПИТАН ГРИН
За судьбу «Дунбара» никто не волновался, ибо за него отвечал опытный морской волк Джеймс Грин, который совершал свое восьмое путешествие в Австралию. И вот за бортом роскошного фрегата показался Сидней, что вызвало у команды и пассажиров радостные возгласы. К вечеру 20 августа 1857 года парусник уже был у самого порта Сиднея (Порт Джексон). Однако Австралия встретила фрегат сильным штормом, туманом и ливнем, что очень испортило видимость. Наверное, поэтому Джеймс Грин, курсируя у побережья Сиднея, ошибочно принял мыс Гэп за вход в порт Джексон. Он приказал взять право руля, что привело к роковым последствиям. Тут же с носа фрегата послышался сигнал тревоги: «Впереди рифы! Судно идет прямо на скалы»
Сейчас уже всем понятно, что Джеймс Грин должен был отложить заход в порт при такой погоде. Капитану следовало отвести парусник в открытый океан, где судну ничего не угрожало. Да, пассажиры и команда потеряли бы еще сутки, но все остались бы живы…
«Дунбар» напоролся на подводные рифы, которые при сильном шторме постоянно выходили на поверхность, ощетиниваясь, словно клыки кровожадного зверя. В образовавшуюся пробоину тут же хлынула вода. От страшного удара матроса Джеймса Джонсона, который подавал сигналы тревоги, находясь на носу парусника, выбросило на риф. Из 122 человек, находившихся на борту фрегата, выжил только он, все остальные – 121 человек – погибли. http://www.all-massage-chairs.ru
Жители Сиднея, которых в ту пору насчитывалось всего около 20 тысяч, узнали о трагедии только утром из выпуска газеты Sydney Morning Herald. Тут же были организованы спасательные работы. Но шторм и огромное скопление акул в местной акватории сделали свое черное дело. На берег удалось достать тела лишь 22 погибших. А 22 августа один из добровольных спасателей заметил с высокой скалы на рифе человека. Это был Джеймс Джонсон. Ему чудом удалось зацепиться за крохотный риф и держаться там при штормовой погоде 36 часов.
ТРАУР И ПАМЯТЬ
24 сентября (до этого момента все надеялись, что море вернет тела остальных жертв) на местном кладбище состоялись траурные поминовения погибших. Установить имена всех так и не удалось, а потому правительство Сиднея приняло решение захоронить жертв катастрофы в общей могиле. День 24 сентября стал днем памяти погибших пассажиров. В местечке Ньютаун под Сиднеем построена небольшая часовня в память погибших, там ежегодно проводятся траурные мероприятия.
Любопытно, что через 9 лет (в 1866 году) в местечке Ньюкасл (Новый Южный Уэльс, Австралия) потерпел катастрофу колесный пароход «Каварра». Из 61 пассажира и членов экипажа спастись удалось лишь одному человеку. Его, полуживого, вытащил из пасти смерти смотритель местного маяка по имени Джеймс Джонсон. Тот самый, единственный выживший матрос с многострадального фрегата «Дунбар»! После трагедии с парусником он попросил у начальства списать его на берег, так как стал панически бояться моря и получил должность смотрителя маяка.
Мемориал «Дунбар»
Долгое время правительство Австралии строго запрещало проводить поиски на месте гибели фрегата «Дунбар». Лишь в 2000 году был снят запрет на проведение подводных археологических работ на месте крушения. Любопытно, что уже на следующее утро в местном морском музее в Сиднее раздались несколько телефонных звонков. Дайверы-любители предлагали музею взять в свою коллекцию некоторые артефакты, найденные ими на морском дне у места крушения. Так в музее оказался якорь с парусника «Дунбар», монеты, бутылки, пуговицы, очки, телескоп, секстант, военно-морская пушка, личные вещи матросов и пассажиров фрегата. И ни за один из этих ценных экспонатов аквалангисты не попросили ни единого цента. Мало того, многие из них предлагали свою посильную помощь в поисках.