Марс
В России начались работы по подготовке масштабного эксперимента “Марс-500”, имитирующего будущий полет человека к Марсу.
По масштабам марсианская станция сравнима с большой десятикомнатной квартирой, только без окон
Руководство института еще не до конца определило, каким должен быть экипаж и примут ли участие в эксперименте “Марс-500” женщины. Ученые заявляют, что, как правило, женщины являются стабилизирующим фактором, они как бы воодушевляют мужчин. Однако отношения мужчин и женщин в рамках долгого полета к Марсу могут преподнести массу сюрпризов. Именно поэтому необходимо до начала реальной марсианской экспедиции проработать все нюансы межполового общения.
Долгосрочные космические миссии аналогичны длительным периодам на изолированных и отдаленных антарктических исследовательских станциях. Сотрудники этих станций часто соединяются в “холостяцкие браки”, которые длятся на протяжении командировки – или меньше того. Если происходят конфликты или измены на сексуальной почве, это может привести к нарушению работы команды. Однако
секс может также пойти и на пользу миссиям, создавая “ощущение стабильности и нормальной жизни”.
Эксперимент проводит Институт медико-биологических проблем (ИМБП). Именно на его технической базе предстоит провести эксперимент по имитации пилотируемого полета на Марс.
“На Земле, насколько это возможно, будет воссоздан космический межпланетный комплекс, – рассказал технический директор проекта “Марс-500″ Евгений Демин. – Шестеро добровольцев, а именно столько людей должно направиться к Красной планете, проведут в макете корабля 500 дней”.
Главная особенность реального марсианского полета состоит в том, что членам экипажа не придется рассчитывать на оперативную помощь из Центра управления полетами. Радиосигнал с Земли до Марса идет почти 20 минут и столько же обратно. ЦУП если и будет давать рекомендации, то с задержкой почти на целый час. В экстренной ситуации управление экипажем с Земли, как это происходит сейчас, будет просто невозможно. Поэтому космонавты на борту должны быть готовы действовать самостоятельно.
“Мы постараемся смоделировать самые неожиданные нештатные ситуации, способные проявиться в реальном полете, и посмотрим, смогут ли потенциальные космонавты их самостоятельно разрешить”, – продолжает Евгений Демин.
В наземном экспериментальном корпусе ИМБП вовсю ведутся работы по реконструкции уже имеющихся модулей макета будущего марсианского корабля. Старые объекты, созданные еще при Королеве и отлично послужившие науке, перестраиваются под новые задачи исследований. Рядом с ними устанавливаются дополнительные секции межпланетной станции.
“Сейчас мы планируем пристроить к уже трем имеющимся модулям объемом 50, 100 и 150 кубических метров еще один блок в 250 кубов, – сообщил Евгений Демин. – А рядом с ним расположится полигон, имитирующий часть марсианской поверхности. По общему объему комплекс почти соответствует реальному марсианскому кораблю. В модуле ЭУ-150 расположится жилой блок с индивидуальными каютами экипажа, а также кают-компания и кухня. ЭУ-100 превратится в медицинский модуль с соответствующим оборудованием.
А в еще не построенном блоке ЭУ-250 будут устроены складские помещения с продуктами, оранжерея и комната для проведения физических упражнений. Самый же небольшой модуль ЭУ-50 предполагается переоборудовать в посадочный марсианский корабль, который соединится системой переходов с небольшим ангаром, внутренний ландшафт которого будет моделировать поверхность Марса”.
По масштабам марсианская станция сравнима с большой десятикомнатной квартирой, только без окон. Каждый космонавт будет иметь индивидуальную каюту. Есть удобная кают-компания с качающимися креслами, телевизором, DVD-плеером и музыкальным центром. Оранжерея помимо своих прямых функций будет использоваться и в качестве элемента психологический разгрузки.
Шестеро испытателей проведут в этом пространстве 500 полных суток. Это рекорд. Никто в мире еще ничего подобного не предпринимал. Экипаж будет состоять из командира, врача, бортинженера, специалиста по электронному оборудованию и других исследователей.
“Также мы планируем провести на станции эксперимент по моделированию воздействия невесомости на человека, – продолжает Евгений Демин. – Необходимо посмотреть, как будут чувствовать себя космонавты после почти годового пребывания в невесомости и смогут ли они полноценно работать на Марсе”.
Трое членов экипажа, которым по плану придется выходить на поверхность Марса, в течение 30 суток будут ограничены в двигательной активности, находясь в лежачем положении. Этот эксперимент называется “антиортостатическая гипокинезия”. Добровольцы будут лежать таким образом, что их голова расположится ниже ног примерно на 4,5 градуса по горизонтали. В этом случае кровь перераспределяется из нижней части тела в верхнюю и скапливается в области грудной клетки и головы.
“Лежать вниз головой не так уж и страшно, как это может показаться сначала, – рассказал заслуженный испытатель космической техники Хайдар Хабихожин. – Организм адаптируется к новому положению в течение недели, а затем особого дискомфорта не ощущаешь, за исключением того, что на локтях начинают “расти пятки”. Потому как постоянно упираешься ими, чтобы не съехать вниз и не упереться головой в стену. В таком положении можно читать книги, писать диссертацию или просто смотреть телевизор”.
По истечении 30 суток непрерывного лежания добровольцы встанут с коек и приступят к самому эмоциональному и зрелищному этапу экспедиции. Им предстоит вступить на марсианскую поверхность.
“Прямо над марсианским комплексом мы и создадим участок Марса, – рассказывает Евгений Демин. – Построим соответствующие декорации, выложим большие камни, посыплем песочком. В общем, ландшафтные дизайнеры должны потрудиться на славу. Сверху накроем непрозрачным куполом с изображениями изнутри панорамы Красной планеты. Космонавты в скафандрах выйдут из макета спускаемого модуля и осуществят часть работ, которые предполагается провести на Марсе”.
Почти 30 суток продолжится работа части экипажа изолированно в спускаемом аппарате. После окончания серии экспериментов люди вновь перейдут к общей команде в головной модуль.
“Вот здесь и начинается самый сложный этап марсианского полета, – продолжает Евгений Демин. – Дорога домой всегда самая долгая и трудная. Люди начинают считать дни, ждут возвращения. С психологической точки зрения могут начаться неприятности, наступит подавленное состояние, депрессия. У кого больше, у кого меньше.
Задача же медиков досконально изучить поведение экипажа и разработать методики психологической помощи”. К середине следующего года марсианский наземный комплекс должен быть полностью готов.
NASA планирует к 2018 году отправить астронавтов на Луну, а позднее и на Марс. Что касается Красной планеты, полет “туда и обратно” продлится, по меньшей мере, 30 месяцев, и на борту космического корабля будет находиться 6-8 человек, между которыми волей-неволей будет происходить интенсивное межличностное общение, говорится в докладе Американской национальной академии наук (NAS).