Осенью 1771 года в Амстердаме проходил аукцион живописи. Главным действующим лицом на нём стал российский посланник Андрей Шувалов, который прибыл в Голландию по приказу императрицы Екатерины II, специально, чтобы выкупить у нидерландского коллекционера и мецената Геррита Браамкампа его коллекцию картин голландских мастеров.
РОМАН С КАРТИНАМИ
Геррит Браамкамп мечтал оставить свою драгоценную коллекцию голландских мастеров живописи надёжному хранителю и ценителю искусства, а потому обратился с письмом к русской царице Екатерине II, предложив ей выкупить его сокровища. Письмо Екатерине доставил в Россию граф Андрей Петрович Шувалов. Графа как-то познакомила с коллекционером его родная племянница Аннабель, с которой русский вельможа крутил любовный флирт. Так запутанно началась эта история.
Граф Шувалов выкупил у Геррита Браамкампа коллекцию и погрузил её на борт голландского двухмачтового парусника «Фрау Мария», чтобы доставить ценный груз царице. И в октябре 1771 года «Фрау Мария» отчалила из Амстердама в сторону холодного Петербурга, чтобы преподнести Екатерине II новые украшения для Зимнего дворца. Помимо картин на борту судна находились золотые рамы для картин и зеркал, предметы декоративно-прикладного искусства из бронзы и драгметаллов, а также дипломатическая почта, кофе, сахар, рыба и другие товары (постельное белье 3d).
9 октября «Фрау Мария» зашла в шведский порт Або (сейчас – территория Финляндии), где захватила дополнительный груз, и тронулась в Петербург. Капитаном судна был опытный моряк по фамилии Лоренц, но и он был бессилен справиться с погодными условиями. Уже через полчаса после отплытия на море начался сильнейший шторм. «Фрау Марию» бросало из стороны в сторону, как щепку. Очень скоро судно сбилось с курса, так как вышло из строя всё рулевое управление, к тому же от качки и ударов посторонних предметов развалился штурвал. «Фрау Мария» была полностью предоставлена стихии. На помощь судну пришли финские рыбаки на рыбацких шхунах, но что они могли поделать, если судно несло на скалы?! Конец был неизбежен. «Мария» получила несколько значительных пробоин и, побарахтавшись среди высоких волн, ушла на дно морское.
Моряки и финские рыбаки пытались спасти ящики с картинами, на которые им указал капитан Лоренц, но они оказались слишком громоздкими (свинцовые, чтобы их загрузить на судно в Амстердаме, пришлось разобрать часть борта).
А что же граф Шувалов? А он в это время наслаждался в персональной каюте в обществе прекрасной и юной Аннабель, которая сопровождала ценный груз своего дяди, предназначенный для русской императрицы. Им было не до спасения картин и других ценностей – самим бы уцелеть. Их спасли финские рыбаки, доставившие влюблённую парочку до ближайшего берега. А дядю Аннабель – Геррита Браамкампа – судьба уберегла от этого страшного известия. Дело в том, что накануне крушения судна с его бесценной коллекцией он умер.
СУДЬБЫ ГРУЗА
Так печально закончился роман графа Андрея Шувалова и юной Аннабель. Она осталась на острове ждать спасения коллекции, а граф отправился в Россию отчитываться перед женой о своих похождениях. Граф был женат с 1766 года на статс-даме Екатерине Петровне Салтыковой, дочери фельдмаршала П.С. Салтыкова. Неизвестна нам судьба Анабель, которой в ту пору не было и 18-ти лет. Зато мы твёрдо уверены, что коллекция картин голландских мастеров кисти, выкупленная Шуваловым в Амстердаме для императрицы, ушла на дно морское. Хотя некто пустил ещё в XVIII веке слух, что кто-то из моряков «Фрау Марии» вынес на берег сложенные в трубочку картины. Но с 1771 года все эти работы на международных и частных аукционах и выставках не появлялись, что даёт нам повод думать об их трагической судьбе. Считается, что самая дорогая картина, купленная графом, – триптих Герарда Доу, где изображены Иисус Христос и девственница. Он один ныне стоит не менее 100 млн евро. Стоимость же всего груза «Фрау Марии» оценивается в миллиард евро. Кроме картин на борту парусника находился фарфор – дельфт, расписанный вручную, золотые, серебряные и бронзовые статуэтки, золотые и медные монеты, керамические трубки.
СТАРИНА РАУНО
И вот в июне 1999 года финский аквалангист Рауно Койвусаари, продолжая свои подводные поиски затонувших кораблей и кладов на дне Балтийского моря, наткнулся на судно-призрак, который давно и тщетно искал. Рауно знал примерные координаты затонувшей «Фрау Марии», которые он обнаружил в государственных архивах. На поиски судна 56-летний Рауно потратил массу собственных средств и времени. Он уже не раз собирался забросить эту идею, которая не давала ему покоя 10 лет, но всякий раз возобновлял поиски. Морской закон гласит: кто ищет, тот всегда найдёт. И однажды на глубине сорока одного метра, неподалёку от финских островов Юрмо и Бургсте, Рауно обнаружил останки старинного судна. Над палубой беспомощно торчали две мачты. Ему сразу стало понятно, что это торговое судно XVIII века. Рауно подобрался к корпусу парусника вплотную, чтобы лучше его рассмотреть. Корпус был без заметных повреждений. Имя судна легко читалось.
Затем к судну спустился второй дайвер. Он убедился, что это тот самый парусник, и снял основные его параметры. Длина корпуса составляла 26,3 м, а ширина – 7,2 м. Именно такие данные значились в архивных документах Голландии. Не удержавшись от соблазна, Рауно поднял некоторые предметы с «утопленника». На берег дайверы доставили фарфоровую курительную трубку, вазу из серебра и судовую печать, принадлежавшую капитану Рейнуду Лоренцу. Дело за малым: поднять парусник на поверхность.
Проект по подъёму со дна Балтийского моря «Фрау Марии» обойдётся по оценке финской стороны в 80 млн евро, причём половина этой суммы пойдёт на консервацию корабля и создание музея «Фрау Мария». Произведения искусства были закуплены Екатериной II для пополнения коллекции Зимнего дворца в Голландии, там же зафрахтовали судно. Оно затонуло в Швеции, а ныне – это уже Финляндии. Значит, на груз «Фрау Марии» и судно могут претендовать четыре страны. Вопрос, кому достанутся ценности в случае их реального обнаружения, ещё остаётся открытым.
Финны разработали поэтапный план подъёма судна – предполагается, что «Фрау Мария» окажется на суше к 2017 году, хотя ранее говорилось о 2010-м. Заметим, что ресурс для подъёма шхуны и соответствующее оборудование имеются. Сейчас место, где затонуло судно, отмечено буйками, оно тщательно охраняется от чёрных археологов.
Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а всё же в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на сохранность полотен. С российской стороны в разработке проекта принимают участие фонды «Крейсер «Варяг» и «Спасение национально-культурных ценностей», а специалисты из Эрмитажа выразили готовность участвовать в реставрационных работах.
Обсуждаются два варианта спасения ценного груза. Первый – поднять судно целиком. Для чего спроектирована стальная конструкция с понтонами, которая должна надеваться на судно сверху. Потом в ёмкость закачают воздух. На дне под судном пророют тоннели, сквозь них проведут стропы из мягкого волокна и закрепят судно на весу. Но как сохранить судно на берегу? При взаимодействии с воздухом начнётся интенсивное разрушение дерева бактериями.
Другой вариант – поднять только груз. Для этого на поверхности над судном крепится неподвижное судно с лебёдкой и краном, далее опускают трос на 41 метр. За крюк на конце троса подвесят платформу, куда водолазы будут складывать вещи и ящики из трюма, чтобы поднять их наверх целыми и невредимыми.
Сегодня две известные компании SMIT Internationale и Mammet Salvage, специализирующиеся на таких работах, изъявили желание участвовать в конкурсе на подъём груза или затонувшего судна. В своё время они подняли подлодку «Курск».