Самая первая научная методика обучения глухих речи была разработана в XVII столетии английским политиком Александром Попхэмом.
Старинная тетрадь стала ценной находкой
Александр Попхэм родился около 1650 года. От рождения он был глухим, однако его мать не смирилась с таким приговором судьбы и наняла двух именитых ученых – Джона Валлиса и Уильяма Холдера, чтобы те научили ее сына говорить. Оба ученых мужа заявили, что они справились со своей задачей – в XVII веке это заявление стало настоящей научной сенсацией.
Кроме того, эта история вызвала особый интерес общественности еще и потому, что Александр был внуком знаменитого судьи Попхэма, который в свое время приговорил к смерти Марию Стюарт и Гая Фокса.
Марии Стюарт, королеве Шотландии (1542-1567) и Франции (1556-1560) отрубили голову 8 февраля 1587 года после того, как раскрылся ее заговор против английской королевы Елизаветы I. Английский дворянин Гай Фокс был четвертован 31 января 1606 года за участие в Пороховом заговоре против английского короля Якова I.
Недавно в Литтлкот Хаус (Беркшир, Англия), бывшем доме семьи Попхэмов, в шкафчике дворецкого случайно нашли пожелтевшую тетрадь в кожаном переплете. Ученые считают, что эта тетрадь проливает свет на методы, которыми пользовался Валлис во время работы с мальчиком.
Филип Били (Philip Beeley), исследователь с филологического факультета Оксфордского университета и специалист по Джону Валлису, рассказал, что записи в тетради поразительны – из них становится понятно, как именно ученый XVII века обучал глухого ребенка говорить.
Холдер и Валлис
Уильям Холдер (1616-1698) – английский музыкальный теоретик. Его самая известная работа, опубликованная в 1694 году, – «A Treatise on the Natural Grounds and Principles of Harmony». В 1662 году он получил в Оксфордском университете степень доктора богословия, а с 1663 года состоял в Лондонском королевском обществе.
Джон Валлис (1616-1703) – известный математик. В 1640 году он окончил Кембриджский университет и стал священником Англиканской церкви. Во время Английской революции состоял криптографом при парламенте и затем при королевском дворе, а также изучал лингвистику. В 1649 году его пригласили в Оксфордский университет занять кафедру геометрии. При Карле II, правившем с 1660 года, стал придворным священником. Участвовал в создании в 1660 году Лондонского королевского общества и стал одним из его первых членов.
«Уильям Холдер заявил, что его работа увенчались успехом, но после изучения методики этого ученого подобное заявление кажется странным. Холдер исследовал уши больного ребенка и начал работать, основываясь на гипотезе, что проблема заключается в барабанной перепонке. Он считал, что только когда барабанная перепонка туго натянута, мальчик может слышать. Холдер провел эксперимент – громко стучал по барабану, находясь рядом с мальчиком, и тогда Александр начинал слышать разные звуки, в том числе, если его кто-то звал по имени. В итоге Холдер убедил многих людей, что добился успеха во время лечения», – рассказал Били.
Когда Холдера отозвали на другую должность, за дело принялся Валлис.
«Мы почти ничего не знали о методах работы этого ученого. Единственное, что мы можем с уверенностью утверждать, так это то, что он писал о своей работе, а затем это стало темой большого диспута в Королевском обществе. До настоящего времени у нас не было оснований принимать на веру те утверждения, которые высказывались на диспуте. Но эта находка может все изменить», – объяснил Били.
Сначала Валлис изучил язык, небо и губы, когда мальчик издавал гласные звуки. Он нарисовал различные схемы, которые затем показал Александру – на них изображалось, как произнести тот или иной звук. Затем с помощью той же методики Валлис показал ему, как произносить целые слова.
По словам Били, «Валлис начал работать по современной методике – сначала он показал Александру, как произносить слова, затем перешел к основным языковым конструкциям – существительным и союзам. Я изучил записи и пришел к выводу, что они лежали на столе перед Джоном Валлисом и Александром Попхэмом во время их занятий. От потомков Александра нам известно, что эта методика увенчалась успехом. Таким образом, этот ученый смог решить очень важную задачу – теперь можно было помочь глухим научиться говорить».
Среди фраз, выученных Александром и записанных в тетради, есть и такие: «У меня в руке нож», «У меня в кармане деньги», «У меня на голове шляпа», «У меня на шее платок».
Доктор Били не сомневается в подлинности записей.
«Признаюсь, до тех пор, пока у меня в руках не оказалась эта тетрадь, я сомневался в том, что Валлис применял подобные прогрессивные методы. Не раз случалось, что люди обманывали окружающих, поэтому я очень обрадовался, прочитав эти записи. И теперь у меня не осталось ни тени сомнения. Я хорошо знаю почерк Джона Валлиса и его стиль письма, поэтому в подлинности заметок не сомневаюсь», – пояснил Били.
Били надеялся, что тетрадь с записями Валлиса будет храниться, например, в библиотеке им. Бодлея (Оксфордский университет), однако владельцы сети отелей Warner Leisure, которым сейчас принадлежит Литтлкот, решили оставить тетрадь у себя и выставить в доме.
Кит Мур (Keith Moore), возглавляющий библиотеку и архивы Королевского общества, считает, что это фантастическая находка: «Нам стали известны важные исторические детали, да и манускрипт того времени сам по себе представляет большой интерес. Тетрадь датируется 1662 годом – этот период как раз предшествует тому, когда начала зарождаться так называемая современная наука. Королевское общество появилось только в 1660 году, и эта методика – один из первых примеров практического применения научных методов».
Однако Мур отметил, что поднимать спор о том, кто именно научил Александра говорить, неправильно, так как самое главное во всем этом – сама наука.
«Холдер фактически обвинил Валлиса в том, что тот украл его идеи. Возможно, это стало плагиатом в науке, но утверждать мы ничего не можем. Неважно, кто это сделал: важно, что случай Александра Попхэма положил начало научному подходу к лечению. Эти ученые думали о языке и грамматике, о том, как люди говорят с точки зрения физиологии, вот что важно. Это применение на деле научных методов, и здесь уже неважно, сделал ли это Холдер или Валлис», – подчеркнул Мур.