Многие сторонники существования марсианской жизни все еще до сих пор ждут – обнаружат ли (заочно) на Земле в фотографиях камней, сделанных марсоходом, следы жизни.


Мак-Кей и его коллеги, проведя тщательное исследование метеорита, обнаружили в нём следы биологической активности

Аналогичные тем, что в 1984 году нашла англо-американская экспедиция в знаменитом марсианском метеорите ALH 84001, который упал в Антарктиде около 30 тысяч (первоначальные данные – 13 тысяч) лет назад. Специалисты НАСА вскоре заявили, что в образце, прилетевшем с Марса, ясно видны остатки древней примитивной жизни, естественно, марсианской! И в 1996-м году в прессе заговорили о “научно доказанном” факте не просто существования жизни, но и того, что эта биологическая марсианская жизнь на 2 млрд. лет старше земной. Американский учёный Мак-Кей и его коллеги, проведя тщательное исследование метеорита, обнаружили в нём следы биологической активности. Основанием для такого заявления стали карбонатные шарики и гранулы магнетита, опоясанные со всех сторон микронными изогнутыми следами, которые, по мнению ученых, принадлежат древнейшим марсианским бактериям. По своей форме эти бактерии напоминают некоторые колониальные формы их земных собратьев, хотя и значительно уступают им по размерам.

Но изыскание, проведенное чуть позже учеными из Гавайского университета, не подтвердило версию их коллег. С помощью электронного микроскопа были сделаны подробные снимки структур метеорита, и согласно их интерпритации, “следы жизнедеятельности микробов” – это вкрапления углекислой соли, эти “зерна” в метеорите появились в результате попадания в него под огромным давлением раскаленной жидкости. Такой процесс мог произойти в момент ударного воздействия на поверхность Марса, после которого ALH 84001 и отправился в путешествие на Землю… Не согласен с версией коллег НАСА и планетарный геолог Ральф ХАРВИ из Университета Кейс-уэстерн-резерв в Кливленде (штат Огайо). По его убеждению, вкрапления углекислой соли в метеорите является не свидетельством древней примитивной жизненной формы, а лишь “продуктом какой-то химической реакции, никак не связанной с жизнью”. [Сообщение ИТАР-ТАСС от 22.05.1997]

Ученые в лабораториях многих стран мира затратили массу усилий, чтобы выяснить, какова же природа этих необычных вкраплений и образований. И вот на прошедшей в Хьюстоне (штат Техас) 28-й Конференции по изучению Луны и планет впервые состоялся широкий обмен мнениями относительно достигнутых результатов. И на этот раз окончательного “приговора” вынесено не было. Докладчики – они же авторы проделанных исследований и экспериментов – по одному и тому же вопросу высказывали диаметрально противоположные точки зрения и приводили прямо противоположные итоги работ. По словам одних ученых, минералогические вкропления, обнаруженные в метеорите, образовались при столь высоких температурах (порядка +650 гр.С), что ни о каком органическом их происхождении речь просто не может идти. В то же время ряд исследований показывают, что такие образования могли возникнуть при температурах даже ниже температуры кипения воды, что указывает на существование окружающей среды, вполне пригодной для жизни. Первооткрыватели следов марсианской жизни обнаружили в метеорите некие продолговатые образования, которые, по их мнению, представляли собой окаменевшие остатки бактерий. На это последовало возражение, что эти образования были слишком маленькими, чтобы оказаться тем, что когда-то было живым организмом. Однако, на конференции прозвучало сообщение, что в амеориканском штате Вашингтон при бурении в базальтовых породах удалось найти микрокаменелости и напоминающие бактерии образования, которые по размерам и форме сильно напоминали те, что были обнаружены в метеорите. В итоге, практически все остались при своей точке зрения. Кстати, как заявляют даже те, кто опровергает правильность выводов Гибсона и его коллег, отсутствие следов жизни в метеорите отнюдь не означает, что она никогда не существовала на Марсе.

Один из авторов знаменитой августовской публикации об открытии следов жизни на Марсе Эверетт ГИБСОН сказал, что он во все большей степени убеждается в своей правоте, и “шансы того, что сделанные выводы окажутся правильными, превышают 90 процентов”… Видимо, наиболее точно точку зрения ученых, прослушавших 34 представленных по данной теме доклада, выразил руководитель отдела исследования планет Центра космических исследований им.Линдона Джонсона Дуглас БЛАНШАРД: “Еще слишком рано, мы все находимся на этапе открытий! Шесть месяцев – невероятно короткий срок и по сути работы находятся только в самом начале”. Одновременно он сообщил, что наше сообщение вызвало буквально взрыв связанных с метеоритом исследований, 45 лабораторий со всего света попросили представить им для экспертизы образцы марсианского метеорита. [Сообщение ИТАР-ТАСС от 21.03.1997]…

Впрочем, если быть более точным, то первыми следы жизнедеятельности марсианской жизни в метеоритах обнаружили советские специалисты еще в 1960-х годах, однако, сенсацию из этого раздувать тогда намеренно не стали. А сенсация под лозунгом “Обнаружены окаменевшие микроорганизмы с Марса” началась благодаря крикливым американским журналистам лишь в начале 1997 года. А уже к концу того же года выяснилось, что подобные находки – не исключение, а закономерность, в декабре 1997 выступил сотрудник НАСА астрофизик Ричард ГУВЕР и заявил, что следы, по форме напоминающие сине-зеленые водоросли или йианеи, есть также и в обломках Мерчисонского метеорита, найденных в 1969 году в Австралии [“ИГ” 1997, N 69, декабрь]. Правда, Гувер назвал родиной метеорита пояс астероидов поблизости от Марса… Вскоре следы окаменевшей за миллионы лет жизни вновь нашлись и в “российских” метеоритах… Так что осталось подобные же следы найти и на самой Красной планете…

M15-00835

Например, посмотрите на снимок M15-00835 маркированный как “Cross margin of seasonal N polar frost cap near Ls 350”. Локализация – 54.47° северной широты, 15.56° западной долготы, масштаб – 12.58 метров/пиксель. Этот объект находится в 900 км к северо-западу от Цидонии. Изображение было снято марсианской зимой. Лично мне он напоминает сельскохозяйственные террасы древних городов.