Принято считать, что вера в астрологию, хиромантию, ясновидение и лечение биополем — удел малограмотных и низко обеспеченных людей, не привыкших быть хозяевами своей судьбы.

Колдовство: У веры глаза велики

Христианская церковь всегда боролась с языческими суевериями

Однако социологические опросы свидетельствуют об обратном.

Вопрос, что считать суеверием, напрямую зависит от того, что считать истиной. Христианская церковь всегда боролась с языческими суевериями, к которым относятся вера в приметы, колдовство, наведение и снятие сглаза и порчи и прочие элементы магического отношения к миру. Любое верование, неразделяемое традиционной религией, можно считать суеверием. Для христиан суеверием является индуистская доктрина реинкарнации (переселения душ), для мусульман — христианский догмат о триединстве.

Начиная с эпохи Просвещения и на протяжении всего Нового времени человечество боролось с предрассудками и суевериями с помощью научного мировоззрения. В этот период в разряд суеверий угодила и сама религия вместе с представлениями об аде, рае, ангелах и дьяволе. Однако, объявив традиционные религиозные представления суеверием, наука, в свою очередь, породила множество мифов — начиная с веры в научно-технический прогресс и кончая всевозможными нетрадиционными научными направлениями типа парапсихологии, биоэнергетики или уфологии.

Нынешний период характеризуется достаточно мирным сосуществованием научного, религиозного и магического мировоззрений. Политкорректность не позволяет однозначно назвать какое-нибудь утверждение суеверием. Однако можно разделить все представления о чудесном и таинственном на три группы — связанные с религией, магией и наукой.

Ведущие организации, занятые в США и России опросами общественного мнения (Институт Гэллапа, фонд «Общественное мнение» и РОМИР), независимо друг от друга провели исследования, посвященные вере людей в таинственные и сверхъестественные явления — колдовство, астрологию, привидения, переселение душ, инопланетян и т.п. Эти опросы позволяют определить вклад научных, религиозных и магических представлений в картину мира современного человека.

Религиозные чудеса Первое, что бросается в глаза при сравнении результатов этих исследований, — американцы гораздо легковернее русских. Но особенное предпочтение граждане США отдают чудесам, связанным с загробным миром. В Штатах в три раза больше, чем в России, людей, убежденных в существовании потусторонних сил и привидении, и в пять раз больше тех, кто верит в возможность общения с душами умерших.

Такое легковерие американцев можно объяснить особенностями их религиозности. Практически все жители США (90%) считают себя верующими, причем большинство буквально воспринимают религиозные представления о существовании ада, рая, ангелов и дьявола. Поверить в возможность общения с представителями потустороннего мира — душами умерших родственников или привидениями, обитающими в старых домах, для них также не составляет особого труда.

В России верит в Бога всего около трети населения, еще столько же граждан обладают некими расплывчатыми представлениями о безличной высшей силе, управляющей Вселенной. Пропаганду атеизма на протяжении последнего столетия можно считать достаточно успешной — для большинства жителей России понятия «ад», «рай» и «загробная жизнь» являются довольно абстрактными и не вызывают никакого интереса. Заниматься столоверчением и общаться с привидениями готовы лишь 5-10 % россиян.

Представители разных поколений американцев предпочитают разные религиозные чудеса — молодежь от 18 до 29 лет охотнее верит в привидения и духов, а представители старшего поколения чаще верят в одержимость дьяволом. Уровень образования на религиозных верованиях почти не сказывается, за исключением все той же веры в одержимость дьяволом — она с ростом уровня образования несколько сокращается.

Чудеса науки

Вера русских в чудеса науки если и уступает вере американцев в религиозные чудеса, то все равно выглядит островком прекраснодушия и наивности на фоне свойственного гражданам России скепсиса. Некоторые парапсихологические феномены, в которые верит часть российских граждан (например, телекинез), вообще незнакомы американским респондентам. А процент верящих в телепатию в России даже больше, чем в США (это единственное присутствующее в обоих списках явление, к которому американцы отнеслись более настороженно).

Популярность у российских граждан парапсихологических феноменов — телепатии, телекинеза и биоэнергетики — довольно легко объяснить. Эти феномены, описываемые в физических и психологических терминах и изучаемые экспериментальными методами, представляют собой классический пример научных мифов. Подобно увлечению образованной публики и даже некоторых серьезных ученых в начале XX века спиритизмом, современная парапсихология удовлетворяет естественную человеческую потребность в таинственном и чудесном, позволяя при этом сохранять иллюзию собственной рациональности и трезвой научности.

Американцев же ощущение собственной разумности и последовательности волнует очень мало. Они абсолютно не стесняются признаваться в том, что верят в ангелов, дьявола, домовых и инопланетян, а в телекинез не верят только потому, что ничего о нем не слышали.

В России наблюдается прямая зависимость научных суеверий от уровня образования, причем разница между группами довольно значительная. Так, в биоэнергетику, телепатию и телекинез верят в два раза больше людей с высшим образованием, чем с неполным средним, а в инопланетян — в три раза больше. Из этого можно сделать вывод, что годы, проведенные в институте, не только не способствуют избавлению от старых суеверий, но и порождают новые.

Чудеса науки — единственный вид таинственных явлений, в который мужчины верят больше, чем женщины. Американские мужчины опережают женщин лишь по одному пункту — они уверены, что инопланетяне в далеком прошлом навещали нашу планету. В России мужчины чаще, чем женщины, верят в возможность телекинеза и в тех же инопланетян.

В отличие от США, где научные чудеса привлекают в основном молодежь, в России они являются увлечением людей в возрасте от 35 до50 лет. Вероятно, это связано с формированием их мировоззрения в период позднего, «застойного» социализма, когда увлечение религией еще не вошло в моду, а разочарование в официальной коммунистической доктрине было уже повсеместным.

Магия и колдовство

В отношении веры в приметы, пророчества, колдовство и переселение душ население России и США проявило удивительное единодушие — в эти явления верят от четверти до трети жителей обеих стран. Причем на вере в приметы, домовых и привидения уровень образования никак не сказывается. Это позволяет заключить, что в картине мира современного человека формальное образование играет не такую уж важную роль.

Гораздо большее значение для распространения магии и колдовства имеет разрушение традиционной религии. Оно всегда способствует буйному расцвету разного рода мистических учений и языческих верований, позволяющих справиться с естественным страхом смерти. Вера в переселение душ — одна из альтернатив христианскому посмертному воздаянию — была довольно широко распространена среди российской интеллигенции в начале XX века. Сейчас эту веру разделяет примерно четверть населения России, что совсем неудивительно ввиду разрушения, как традиционной религиозности, так и официального советского атеизма. Гораздо удивительнее другое: как в переселение душ умудряются верить американцы, которые почти поголовно признают существование христианского ада и рая?

Трудно объяснить также скептическое отношение большинства жителей России к чудесным предсказаниям и пророчествам. Ведь социальная и экономическая неопределенность, которой отличается нынешняя российская ситуация, обычно порождает спрос на предсказания и пророчества, предлагаемые разного рода ясновидящими, астрологами, хиромантами и т. п. Газеты и журналы, постоянно публикующие астрологические прогнозы, явно убеждены в том, что у них есть свой читатель. Однако этот читатель не столь уж многочислен: в предсказания астрологов верит только одна шестая часть населения России (в США – одна третья).

Другой загадкой является достаточно прохладное отношение россиян к чудесным исцелениям. Казалось бы, бедственное положение отечественной медицины должно было толкнуть наше в целом не самое здоровое население в объятия разного рода экстрасенсов, колдунов и духовных целителей. Тем удивительнее тот факт, что в России людям, которыми оказывается магическая помощь, доверяют лишь четверть жителей, тогда как в Америке, по праву гордящейся достижениями своей медицинской науки, больше половины опрошенных верят в возможности духовного исцеления обычных соматических болезней.

Объяснение столь странных результатов можно получить при сравнении групп с различным уровнем дохода. Богатые россияне значительно меньше, чем бедные, верят в колдовство и сбывающиеся приметы, но зато больше доверяют экстрасенсам и целителям. А бедные больше всего боятся черных кошек, сглаза и порчи. Вероятно, обе группы респондентов в равной степени склонны к магическому мышлению, но при этом одни настроены на «позитивные» чудеса, а другие — на «негативные».

По остальным пунктам с явным преимуществом лидируют представители среднего класса, опережая и бедных, и богатых в своем увлечении астрологией и хиромантией. Социальное положение этой группы отличается наибольшим динамизмом и неопределенностью, что, естественно, порождает у ее представителей иррациональные страхи и надежды, а также определяет их потребность в предсказаниях судьбы. Кроме того, это единственная социальная группа, у которой есть досуг. Во всем мире именно представители среднего класса являются основными потребителями астрологических прогнозов, клиентами духовных целителей и зрителями «мистических» сериалов типа «Секретные материалы». Так что, возможно, наше «отставание» от Соединенных Штатов по распространенности суеверий определяется не столько официальным советским атеизмом, сколько неразвитостью в России среднего класса.