Сегодня общая концепция магии претерпела значительные изменения. До недавнего времени (в широком историческом смысле) была известна так называемая «Духовная» Модель, суть которой заключалась в следующем.


Месмер проводит сеанс гипноза «животного магнетизма»

Иные Миры реальны и населены различными пантеонами дискретных сущностей: демонов, ангелов, богинь, богов и т. п. Поэтому составление (или получение в наследство) карты маршрутов в Иных Мирах, а также установление дружественных связей было первостепенной задачей магов. Для достижения этого они должны были контактировать с духами определенным образом. Этим и объясняются необычные действа священников, которые молятся, шаманов, которые употребляют священные грибы, чтобы встретиться с предками, демонологов, которые выкрикивают страшными голосами ветхозаветные тексты, угрозами заставляя сущностей подчиняться им.

К началу восемнадцатого века, когда происходило зарождение точной науки, на Западе распространилась теория «животного магнетизма», первая «Энергетическая» Модель магии. Эта модель указывает на существование «тонких энергий», которыми можно манипулировать при помощи ряда техник. Затем появились Бульвер-Литтон с его идеей энергии вриль, Элифас Леви с астральным светом, медиумы с их эктоплазмой, адаптированные для Запада теории праны, чакр и кундалини и, наконец, Вильгельм Рейх с его энергией оргон.

Очередной виток развития магии происходил на фоне популяризации психологии — главным образом благодаря психоаналитическим «вывертам» Фрейда, Юнга и компании. На этом этапе Иные Миры превратились в миры внутренние, демоны переселились в подсознание, а Скрытые Учителя оказались проявлениями «Высшего Я». Для ряда последующих сторонников этой модели карты Таро из магической и прорицательной системы превратились в «инструменты» личной трансформации, а богини и боги перешли из разряда «реальных» сущностей в психологические символы, или архетипы.

Очередной виток развития магии происходил на фоне популяризации психологии…
Сейчас, когда мы начинаем жить в информационной культуре, большие перспективы сулит парадигма «Кибернетической» Модели. Эта модель утверждает, что независимо от нашего чувственного восприятия реальная Вселенная по природе стохастична. Магия — это набор техник, вызывающих нейрологический шторм в сознании, из-за которого возникают микроскопические флуктуации во Вселенной, а они в конце концов приводят макроскопическим изменениям — в соответствии с намерениям мага. Именно в этом состоит суть «эффекта бабочки» 2. Еще одним примером Кибернетической Модели может служить нью-эйджерское поверье о том, что кристаллы работают «наподобие» компьютерных микросхем. Есть все признаки того, что кибернетическая модель согласуется с моделью духовной, и если оставить в стороне математические доказательства и непонятную терминологию, эта модель действительно отличается простотой и изяществом.

У каждой модели есть свои притягательные стороны, как есть свои приверженцы и противники. Во многих оккультных учебниках довольно успешно уживаются элементы Духовной, Энергетической и Психологической Моделей. Если когда-нибудь вам доведется «объяснять» все эти непонятные вещи скептику или твердолобому материалисту, возьмите за основу Психологическую Модель. Современные люди, которые придерживаются Духовной Модели (если только они не сторонники «языческих» или «оккультных» убеждений), считают, что обладают исключительным правом на использование духов! Если вы имеете дело с компьютерным или фрактальным фанатом, обязательно излагайте ему «киберпанковскую» парадигму. Если же говорить об ученых, то они вообще признают что-то лишь в том случае, если это «рационально обосновано». Например, до недавнего времени, пока не появилась теория эндорфинной стимуляции, научный истеблишмент с большим пренебрежением относился к акупунктуре, которая объяснялась на основе Энергетической Модели. Теперь же набор иголок есть в физиотерапевтическом отделении любой больницы.

У каждой модели есть свои притягательные стороны
Каждая из рассмотренных моделей имеет свои преимущества. Например, «Духовная» модель способна объяснить чуть ли не любой аспект магии, а вот психологическая может быть полезна, когда рассматривает магию как процесс личного развития, но она не в состоянии объяснить, почему западный человек, который не знает о том, что его околдовал шаман, и вообще не верит ни в какую магию, как миленький в должное время покрывается сыпью. Поэтому лучше не придерживаться только одной модели, а стараться использовать их в зависимости от ситуации.