Трудно палеонтологам. Еще недавно все помнили просто генеалогическое древо: праобезьяны породили питекантропов, те произвели неандертальцев, те родили кроманьонцев, а уж эти были почти современными людьми. Теперь различных теорий гораздо больше, и каждая претендует на истину в последней инстанции. И как в таких условиях воссоздавать картину доисторической жизни? Например, тех кроманьонцев, которые обитали чуть южнее Москвы 20 тысяч лет назад. Но мы все же попробуем это сделать.


Охота на мамонтов

Это были выдающиеся люди. По сравнению с другими племенами они очень много умели. Строили крепкие жилища, вырезали фигурки из камня и кости, делали первые шаги в керамическом искусстве и были настолько сильны, что некоторые историки считают их виновниками истребления мамонтов в нашем регионе.

Соседи с востока охотились на бизонов, на западе — на северных оленей. А эти предпочитали самую крупную дичь. Потому что, чем обильнее добыча, тем дольше племя будет обеспечено пищей, тем больше будет у охотников свободного времени для обустройства жизни, для наблюдений, размышлений. К тому же ледник помогал сохранять добытое мясо.

Но климат менялся. Ледник таял, мамонты уходили на север. А за ними передвигались и охотники. Откуда они пришли в наши края? Споры об этом продолжаются и поныне.

Очевидно, очень давние предки этих людей, за много тысяч лет до них, сумели освободиться от страха перед окружающим миром, перестали ждать милостей от природы и научились силой и умением добывать нужное. Очевидно, много чего пришлось перепробовать тысячам предыдущих поколений, чтобы научиться изготавливать оружие, способное побеждать гигантских мамонтов.

Очевидно, многими жертвами и неудачами заплатили их предки за опыт приемов и навыков в столь опасном занятии.

Эти логические выводы неоспоримы, но никакими раскопками их не подтвердить. Остается фантазировать, опираясь на новые находки, результаты исследований современными методами. И многое выглядит неожиданным.

Например, способ добычи. Известная картина Васнецова, на которой люди в шкурах добивают камнями и палками попавшего в ловчую яму мамонта, далека от реальности. Ради одного зверя, даже очень большого, такую ямищу никто бы выкапывать не стал. Не говоря уж о том, что палки и камни против мамонта — это просто смешно. Так как же добывали мохнатых исполинов?

Один — два раза в год стадо мамонтов подгоняли криками и факелами к высокому обрыву, например к краю ледника, а дальше оставалось только свежевать туши. Такая охота требовала жесткой дисциплины, высокой организованности и длительной подготовки. На многих стоянках найдены кости крупных собак, которых, скорее всего, тоже использовали в гоне.

СИЛЬНО ПЛЕМЯ ДОБЫЧЕЙ

Мамонты обеспечивали охотников не только мясом. Из костей и бивней вырезалось и вытачивалось все, что могло понадобиться: тончайшие иглы и крепкие дубины, наконечники копий и фигурки зверей. Из ребер делали остовы жилищ. Получались крепкие конструкции, напоминающие церковные купола. Сверху их покрывали огромными кусками шкур. Все соединения укреплялись перевязью из мамонтовых сухожилий. Костяным было все вокруг: и инструментарий для обработки камня, и всевозможные крышки, и удобные лежанки, и светильники вроде лампадок, и даже музыкальные инструменты. В одном из жилищ нашли конструкцию из окрашенных в разные цвета костей, и по форме, и по звучанию очень напоминающую ксилофон. Анализ следов на поверхности подтвердил, что этот набор костей играл роль ударного инструмента.

Шкуры были незаменимы для пошива одежды и обуви. Фасоны, изобретенные в течение тысячелетий, используются северными народами до сих пор. Чаще всего встречались одеяния вроде якутской малицы, с рукавами и капюшоном. Из шкур шили и теплые шапки, и унты. Все одеяния украшались многочисленными бусинками и пластинками, вырезанными из бивней мамонта.

Охотники были мастерами на все руки. Они умели добывать огонь трением, что было необходимо при проживании возле ледника: огонь защищал от холода, от диких зверей, помогал в охоте.

Палеолитические Венеры
Найденные при раскопках каменные ступки и терки свидетельствуют, что охотники разнообразили свой рацион измельченными травами, кореньями и ягодами. Множество рыбных костей свидетельствует, что на рыбалку они хаживали частенько, но никаких рыбацких снастей до сих пор нигде не обнаруживалось. Скорее всего, на рыбу охотились так же, как и на наземную дичь, — с копьями и дротиками. Лук со стрелами был уже известен, но использовался как боевое оружие.

Жилища, разумеется, были «одноэтажные», зато «подземный этаж» они освоили очень изобретательно. По всему периметру жилища, снаружи и внутри, вокруг костра и возле лежанок располагалось множество ям. В одних хранились оружие и инструменты, в других — запасы еды, в третьих — одежда. Такие подземные шкафы позволяли решать все бытовые проблемы. Ямки возле костра служили своеобразными кастрюлями. До возникновения керамической посуды оставалось еще около десятка тысяч лет, а готовить пищу как-то нужно было. Поступали так: продукты помещали в ямку, сверху клали горячие камни из костра. Иногда к «кастрюле» прорывали от костра канавку и накрывали ее лопаткой мамонта: получалась прекрасная «духовка».

ВСЕ ВМЕСТЕ

Если о быте охотников на мамонтов красноречиво рассказывают археологические раскопки, то об их социальном устройстве остается только гадать. Мы никогда не узнаем, кто руководил жизнью племени: вождь, совет старейшин или лига охотников. Спальные места в жилищах совершенно равны по статусу, нет и намека на «царственное ложе». Как нет и признаков супружеских отсеков: расположение и обстановка напоминают казарму. Вероятно, к этому времени институт семьи в племени еще не возник. Нет также свидетельств о каких-либо священнодействиях.

Видимо, племя находилось на том этапе развития, когда еще не возникла идея какого-либо божества, отделенного от живущих людей. Им еще некого просить, некому молиться. Мир еще един. В путь или на охоту берут амулеты, потому что с ними везет.

Захоронения ничем по сути не отличаются от «подземных шкафов». И расположены там же, рядом с жилищем. Всеобщее равенство?

Но кто-то при этом организовывал столь сложную охоту и кто-то обучал подрастающих охотников…

ТАИНСТВЕННЫЕ ВЕНЕРЫ

Одно из самых таинственных явлений в жизни наших далеких предков — «палеолитические Венеры». Это небольшие женские фигурки, вырезанные из кости, камня или вылепленные из глины с последующим обжигом на костре. Внимание авторов (а возможно, и зрителей) сосредоточено на половых признаках: бедра, живот, грудь, вульва. Все это гипертрофированно, подчеркнуто преувеличенно. Остальные части тела чаще всего только намечены. Ноги и лицо слегка обозначены, а рук совсем нет. При этом часто детально изображены прическа или головной убор. Долгое время историки сходились во мнении, что эти фигурки являются символом плодородия, деторождения, некоторые даже считали их изображением богини-Матери. Сейчас мнения расходятся намного больше.

В фигурках нет и намека на материнство. Изображенные женщины всегда, мягко говоря, очень зрелы. Это не матери, а скорее прабабушки. Фигурки всегда обнаруживались в жилищах на видных местах. Их не носили с собой как талисманы. Может, они были своеобразными памятниками умершим предкам? Или предвещали культ домашних божков, вроде римских ларов и пенатов?

Но одно мы знаем точно — это был мир людей, полностью полагавшихся только на себя и умевших выживать в любых обстоятельствах. Правда, мамонтов они истребили, ну так ведь и современный человек не ангел. И в этом мы с ними весьма похожи.