Ещё древнегреческий учёный и философ Аристотель полагал, что государственные мужи, ставящие целью порабощение государств и народов, неким мистическим образом обращают в прах объекты материального мира, которые ценят более всего. Кажется невероятным, но история эволюции человечества являет массу фактов, подтверждающих правоту мудреца. В этой связи особенно показательна плачевная судьба любимого детища Адольфа Гитлера, инженерного шедевра первой половины прошлого века, крейсера «Шарнхорст».
Когда корабль был построен наполовину, он из-за ошибочных действий персонала перевернулся в сухом доке, отправив в иной мир около шестидесяти рабочих
Крейсеру, мощнейшей плавучей крепости, фюрер, приписывая «наведённое врагами проклятие», отводил также роль козыря в хитроумной, политической игре.
Американский историк Дэйв Цвингер, правнук одного из офицеров-антифашистов «Шарнхорста», по мнению европейских коллег, осведомлён о том, что происходило вокруг крейсера несоизмеримо больше других. Откуда такая привилегия? Разумеется, от мучительных, совестливых размышлений предка, Вили Цвингера, по чистой случайности не погибшего в аду всесокрушающего взрыва и не попавшего в лапы костоломов гестапо, ведущих пристрастное расследование обстоятельств конца колосса.
Следователи со свастиками на рукавах, оперируя доносами, поступавшими ранее, сделали однозначный вывод о тщательно спланированной диверсии. Вили Цвингер, получивший гражданство США в 1947 году, о причине уничтожения крейсера, опасаясь мщения гитлеровских фанатиков, предпочитал не распространяться. Но шила в мешке не утаишь. То, что не решился обнародовать бывший лейтенант, обнародовал его правнук.
На пике политического триумфа Гитлер, мечтавший стать единовластным правителем на воде и суше, заказал судостроителям проектирование и постройку крейсера, боевыми возможностями которого можно было удивить конструкторов и моряков ведущих морских держав.
Не удалось. В октябре 1936 года, когда фюрер под крики ликующей толпы разбил о корму бутылку шампанского, и корабль, наречённый «Шарнхорстом», удерживаемый семидюймовыми тросами, двинулся по стапелям, случилось невозможное. Все тросы лопнули. Крейсер на глазах «отца нации», обрушился на двойку барж, смяв их и повредившись. «Подлая сталь Круппа», — в сердцах бросил Гитлер, распорядившись поскорее ввести корабль в строй.
Конечно, фюреру докладывали о том, что когда корабль был построен наполовину, он из-за ошибочных действий персонала перевернулся в сухом доке, отправив в иной мир около шестидесяти рабочих. Тогда, после первой беды, фюрер, решительно отметая возможность диверсии, сказал:
«Это недоработка господ инженеров, которых следует наказать».
Инженеров наказали категорическим запретом выходить за ворота судостроительного завода вплоть до похода корабля в море и завершения испытаний. Дэйв Цвингер уточняет, что затворничество инженеров, также техников и рабочих, длилось вплоть до мая 1945 года. Их принудили жить в бараках. Персонал, ответственный за выполнение военных заказов, томился под стражей почти десять лет.
НУЛЕВЫЕ ПОБЕДЫ КРЕЙСЕРА
Дэйв Цвингер, ссылаясь на рассказы прадеда, утверждает, что на верфи, на которой закладывался и строился крейсер, а затем и на борту «Шарнхорста» большим авторитетом пользовались коммунисты, которых было не менее шести. Были также осведомители гестапо, которые под давлением антифашистов начали «слив дезинформации».
Антифашисты решительно «нажимали на кнопки террора». Итоги их работы поражают не только эффективностью, но также умением избежать ответственности. О последнем обстоятельстве Вили Цвингер не без гордости говорил правнуку: «Мы решились на преступления, чтобы раздавить коричневых, не причиняя ущерба тем, кто воюет против Германии. Мы хотели получить для немцев другую, демократическую страну, поэтому, не раздумывая, жертвовали собой».
Благодаря антифашистам крейсер, действительно, стал небоеспособным. Как мрачно шутили в Морском министерстве рейха, одерживающим одну нулевую победу за другой, гарантирующим противоестественную убыль личного состава. Слова словами, а в действительности события на крейсере не располагали к шуткам. В 1939 году, например, в клочья размело носовое орудие «Шарнхорста». Корабль вскоре отошёл к ремонтному заводу, произведя прощальный выстрел из второго носового орудия. Единственный этот выстрел стал последним.
Из-за выхода из строя надёжнейшей вентиляционной установки, выводящей ядовитые пороховые газы из орудийной башни, отравившись, погибли двенадцать человек персонала. Дабы не «огорчать» фюрера, о ЧП доложено не было. Вентиляционную установку заменили. Новоиспечённые матросы, из числа техников, живущих в бараке, знающие крейсер не хуже родного дома, даже во сне ждали удобного случая обратить «Шарнхорст» в металлолом.
СГОВОР АНТИФАШИСТОВ
Недальновидно отвергать версию Дэйва Цвингера, будто незадолго до того, как крейсеру была отведена главная роль в обстреле Осло, между моряками-норвежцами и моряками-немцами состоялся сговор. По их сценарию, после попадания норвежской торпеды «Шарнхорст», частично потерявший ход, должен был без помощи буксиров отправиться на ремонт.
Так и вышло. Но ремонт повреждённых двигательных установок занял бы от силы два-три месяца. Что не устраивало антифашистов. Решили в прямом смысле «подставиться», посчитав, что удобнее всего сделать это в устье Эльбы. Зная точное время захода пассажирского парохода «Бремен», сымитировали неудачный манёвр и не оставили рулевым лайнера шанса избежать столкновения. После того как налетела стая английских бомбардировщиков, поразившая зажигательными бомбами лайнер и крейсер, о возвращении «Шарнхорста» в строй даже не заикались. Кому нужно возиться с обгоревшим металлом?
В который раз вмешался Гитлер, распорядившийся поставить корабль на ремонт. Историкам хорошо известна его знаменитая фраза: «Если возродится в могуществе «Шарнхорст», в могуществе возродится Германия. «Шарнхорст» — не просто крейсер. Это символ нашего реванша, нашей скорой победы».
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ РЕВАНШ
В сохранившихся калькуляциях затрат на ремонт крейсера прописаны цифры умопомрачительные. Были затрачены средства, которых бы хватило для проектирования и строительства двух аналогичных кораблей. Фюрер об этом знал. Посему счёл своим долгом лично проводить восставший из пепла крейсер в поход, оказавшийся последним. Опять Дэйв Цвингер не сомневается, что о том, куда именно направляется «Шарнхорст», от немецких антифашистов узнали антифашисты норвежские. Соответствует ли версия американского историка действительному положению вещей, вряд ли когда-либо станет известно.
У берегов Норвегии, у Северного мыса, крейсер отчего-то не принял бой с эскадрой кораблей сопровождения лизингового конвоя Северной Атлантики. С ним расправилась эскадра сопровождения, изрешетив торпедами, взорвав и отправив на дно. Когда Гитлер узнал о бесславной кончине своего любимого детища и гибели 1 467 членов команды, придя в бешенство, сорвался на крик: «Не надо никаких траурных мероприятий! Это удел предателей, недостойных быть арийцами!»
ПОСЛЕДНЯЯ ЗАГАДКА КРЕЙСЕРА
36 членов команды «Шарнхорста», избежавших гибели в огне, на спасательном плоту добрались до берега. Американский историк Виктор Мазар отстаивает банальную версию их смерти из-за попытки приготовить еду на бензиновом примусе, взорвавшемся по неисправности. Дэйв Цвингер считает, что моряки из-за «боязни расправы норвежскими рыбаками» подорвались на тротиловых шашках.
Благодаря антифашистам крейсер, действительно, стал небоеспособным
Гипотеза Дэйва Цвингера развенчивается элементарно. Не проще было бы разделить плачевную участь других членов команды, нежели, выбиваясь из сил, грести к чужому берегу, чтобы там совершить суицид? В то же время, и это подтверждено архивными документами, в канун последнего похода неблагонадёжная команда была заменена лояльной. И всё же противники нацистского режима, причём среди старших офицеров, быть могли вполне. Иначе, как объяснить пораженческое бегство мощнейшего крейсера, не пожелавшего конфликтовать со слабо вооружённой эскадрой противника? Можно сказать, что экипаж «Шарнхорста» своей жертвенной гибелью внёс вклад в победу над фашизмом.