Фавор — гора в восточной части Галилеи, недалеко от Назарета, — поднимается на 588 метров над уровнем моря и привлекает взгляд своей круглой формой. Склоны её густо обросли низкорослыми дубами, орешником, олеандрами и миртом. Весной она усыпана цветами, тишину и покой нарушает лишь пение птиц, а с вершины открывается великолепный вид на Изреельскую долину.


На еврейском и на арабском языках Табор, или Табур, означает «пуп», ибо по своей форме гора напоминает ровную массивную полусферу

На еврейском и на арабском языках Табор, или Табур, означает «пуп», ибо по своей форме гора напоминает ровную массивную полусферу, величественно возвышающуюся над всеми горами и равнинами Галилеи. Хотя Фавор — не самая высокая точка этого района, её очертания видны в радиусе пятидесяти и более километров. Все Галилейские горы простираются непрерывными цепями, и только Фавор стоит обособленно и, в отличие от безжизненных, выжженных солнцем, каменистых склонов этих мест, Фавор от подножия до вершины покрыта густой вечнозелёной растительностью.

Легенды гласят, что после конца дней на Фавор спустится Небесный Иерусалим. Может быть, поэтому издревле люди разных эпох и вероисповеданий ощущали, что гора Фавор таит в себе мистическую силу. Они обращали внимание на то, что гора как магнит притягивает к себе, и желание подняться на её величавую макушку растёт по мере приближения к ней. Прежде путь на гору для путника был нелёгким, но сейчас на вершину проложили извилистую, шириной с корпус автомобиля асфальтированную дорожку, и расторопные арабские водители только успевают доставлять вверх и вниз туристов из разных стран.

Согласно христианской традиции, Фавор считается местом Преображения Иисуса Христа: «…Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую. И преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие». Так описал евангелист Матерей чудесное событие, происшедшее на горе, названия которой он не дал. Но церковная традиция считает эту гору Фавором, поэтому её называют также горой Преображения.

В IV веке на Фавор стали совершать паломничество, а чтобы облегчить паломникам путь, на ней высекли 4340 ступенек. Тогда же мать императора Константина святая Елена построила первую базилику Преображения на вершине горы и церковь Трёх апостолов. В VI веке на горе построили ещё три церкви — Иисуса, Моисея и Илии.

Когда крестоносцы появились на Святой Земле, рыцарь Танкред соорудил на горе большую крепость, а затем передал её монахам — бенедиктинцам. Те устроили в ней монастырь, но вскоре, в 1187 году, армия Саладина разрушила всё, что было построено на Фаворе, а насельников перебила. С тех пор гора опустела на многие годы. Лишь изредка христиане поднимались сюда молиться.

В середине XIX века православный монах из Назарета Иринарх после многочисленных восхождений на Фавор решил там поселиться со своим учеником. Бродя среди развалин, он увидел полукруглые основания алтарных апсид. Поставил на них каменный стол и начал служить молебны. Слух о нём разнёсся очень быстро.

Его называли Божьим человеком. О его праведности ходили легенды, а подвиг во имя веры побудил несколько зажиточных семей дать деньги на постройку православной греческой церкви Преображения. Достойному примеру последовали греческий иерусалимский патриарх и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Монастырская колокольня была построена на пожертвования русской благотворительницы. Постройка православного монастыря закончилась в 70-е годы XIX века. Но старец Иринарх не дожил до окончания строительных работ — он умер в возрасте 93-х лет. По распоряжению патриарха Иерусалима Кирилла мощи Иринарха были погребены внутри церкви, с правой стороны от алтарной части.

Однако ещё в XVII веке на гору Фавор сумели вернуться францисканцы. Они постепенно занялись раскопками и реставрацией старого монастыря и церкви. В 20-е годы XX столетия поставили новую базилику на месте византийской. Под центральной частью базилики находится крипта (подземелье), куда можно спуститься по ступенькам, там стоит жертвенник, сохранились остатки стен византийской церкви, а на каменном полу монахи отметили место, где стоял Иисус во время Преображения.

На территории францисканского монастыря есть колодец. Монахи утверждают, что это — то самое место, где Иисус велел ученикам не рассказывать никому о том, что они увидели на горе, «…доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых». И тем не менее, желание узнать, что же всё-таки произошло на горе Фавор, неизменно возникает у всех, кто стремится попасть на вершину в День Преображения — 19 августа. Здесь собираются паломники, молятся, поют псалмы, ибо по традиции в этот день с горы поднимается облако, которое растворяется в небе…

«На горе Фавор преобразился Ты, Иисусе, и облако светлое, как шатёр распростираемое, Апостолов Твоею славою покрыло», — сказано в литургии на Преображение Господне, а на иконах Преображения художники, как правило, изображают небесное сияние, исходящее от Христа, противопоставляемое священному ужасу учеников, повергнутых ниц. Круг позади фигуры Спасителя означает «разверстые небеса», откровение иного, высшего бытия.

Территория православного монастыря на Фаворе — это поистине райский уголок. Всюду цветы, причудливые кактусы, деревья. Удивительная тишина прерывается только щебетанием птиц. Здесь испытываешь редкое умиротворение и отдохновение души. Свежий горный воздух, напоённый ароматом лимонов, почему-то всегда цветущих, клонит ко сну. Вспоминаются слова евангелиста Луки о Преображении: «Пётр и бывшие с ним отягчены были сном; но пробудившись увидели славу Его».

Храм в монастыре на горе Фавор
Размеренная монастырская жизнь прерывается только накануне праздника Преображения. В этот день сюда, чтобы принять участие в праздничном богослужении, и, конечно, в надежде увидеть чудо нисхождения облака, стекаются тысячи паломников. Сейчас в разноязыкой толпе паломников часто слышится русская речь.
«Литургия идёт на открытом воздухе, поскольку храм не смог бы вместить всех желающих. Ночное богослужение ведётся на четырёх языках: греческом, русском, арабском и сербском. Все с надеждой смотрят на небо, но оно чисто, видны только яркие звёзды. Свет от звёзд чётко высвечивает силуэты окрестных гор. Служба близится к концу, люди подходят к причастию. Четыре часа утра… И вдруг все замечают, как по земле стелется пелена густого тумана. Внезапно людей окружают блестящие искры и всполохи света; искры повсюду и их много. Эти вспышки света, похожие на молнии, многим хорошо знакомы: их видели у Гроба Господня в Иерусалиме, в канун Пасхи, перед нисхождением Благодатного Огня. За несколько минут храм окутывает огромное облако. Принесённая им благодатная роса покрыла деревья, траву, одежду, руки и счастливые лица людей, благодарящих Бога за чудо».

Российский дипломат, рассказавший о своих впечатлениях на страницах Интернета, добавляет: «Покидать Фавор не хотелось… Наверное, в первый раз я медленно продвигался в плотном потоке машин, не испытывая нетерпения. Я думал о том, сколько же за историю человечества было людей, которые, подобно апостолу Фоме, нуждались в зримых и ощутимых доказательствах того, что Бог — рядом! Как трудно погружённому в суету человеку постичь Слово Божье: «Царство Моё не от мира сего»! Слава Господу за то, что Он повторяет фаворское чудо из года в года, преображая нас светом Своего Преображения!

Уже светало, когда мы спустились к подножию Фавора. Проехав несколько километров по Изреельской долине, я остановил машину, чтобы ещё раз бросить взгляд на Святую гору. Её вершина была покрыта густой и белой, как вата, завесой. Больше на чистом галилейском небосклоне не было ни единого облачка».