В дагестанском горном селении Цовкра по канату ходят все – мужчины, женщины, старики и дети. Традиция этого своеобразного и рискованного искусства зародилась в ауле около пятисот лет назад. В советские годы оттуда вышло несколько династий канатоходцев, прославивших свою малую родину на весь мир. Но в последнее время представителей славного ремесла становится все меньше…


В дагестанском горном селении Цовкра по канату ходят все – мужчины, женщины, старики и дети

ЗАБОТА И ВНИМАНИЕ

Золотое время цовкринских канатоходцев пришлось на период с 1970-х годов и до перестройки. Слава о них гремела по всему миру. Иностранцы называли труппу «балетом на канате» и радушно встречали всюду – в США, Франции, Великобритании, Канаде, Японии, Финляндии, на Кубе. Со стороны государства ощущалась забота и поддержка – на костюмы, канаты, шесты и прочее выделялись средства, и немалые. Рекламу и организацию гастролей коллектива государство тоже брало на себя. Словом, заниматься пехлеванством (канатоходством) было выгодно во всех отношениях. Среди канатоходцев в советские годы двум присвоили звание народных артистов РСФСР, девять стали народными артистами Дагестана, шесть – заслуженными.

ФИРМЕННЫЙ ЗНАК

Искусство передавалось из поколения в поколение. В ауле тренировки продолжались с утра до позднего вечера. Детей ставили на канат, как только те начинали ходить. Днем рождения ребенка (Аниматоры на день рождения ребенка) считался день, когда мальчик или девочка делали первые самостоятельные шаги по канату. Опытные канатоходцы знали: если малыш сразу струсил, заставлять бесполезно. Уже в 6-7 лет маленькие горцы исполняли на высоте ласточку, садились на шпагат, совершали прыжки, а в 15 лет без страховки показывали сложные акробатические трюки – маховое сальто, стойку на руках, перевороты с одной руки на другую. Фирменными номерами цовкринских пехлеванов считались пирамида (несколько человек становились друг другу на плечи) и сальто над кинжалами.

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ

Увы, от былого великолепия мало что сохранилось. Школа канатоходства осталась только в самой Цовкре (а раньше канатоходству учили в нескольких селах Кулинского района Дагестана). Да и там все держится на чистом энтузиазме. Наряды для выступлений педагоги вынуждены шить сами. Денег администрация почти не выделяет, но ругать ее станет только тот, кто ничего не знает о положении дел в селе. Средняя зарплата работоспособного сельчанина не превышает 5 000 рублей. Чтобы прокормить семью, мужчинам приходится покидать родные места и ехать на заработки на чужбину. Молодежь и вовсе уезжает из аулов навсегда – там ей ничего не светит. Умирает не только древнее искусство канатоходства – умирает дагестанское село.

И все же то малое, что осталось от некогда славного промысла, пока еще теплится. В местной школе Цовкры тренируются несколько ребят. Для некоторых из них канатоходство – не просто увлечение, хобби, это шанс стать цирковым артистом и устроиться на работу в прославленный цирк. А для их родственников, в первую очередь пап и мам, это возможность хоть таким образом вывести свое чадо в люди. Ведь образование нынче удовольствие не дешевое, а откуда в затерянном в горах ауле большие доходы? Вот родители и отдают своих сыновей и дочерей к пехлеванам на обучение.

Днем рождения ребенка считался день, когда мальчик или девочка делали первые самостоятельные шаги по канату
В последнее время, правда, появились подвижки. Правительство Республики Дагестан пытается возобновить ежегодные фестивали канатоходцев. На выступления пехлеванов со всего Дагестана приезжает до нескольких сот человек, включая высших лиц республики. В общем, умные люди поняли; если цовкринцам не помогать, древнее ремесло не сегодня завтра умрет…