Говорят, что некоторые генералы готовятся к прошлой войне – разумеется, к талантливым это не относится. Однако таланты не всегда являются заказчиками, так что конструкторы зачастую разрабатывали монстрообразные образцы, иллюстрирующие тупиковые направления эволюции в истории техники.


Идя по этому пути, советские конструкторы создали единственный в мире серийный пятибашенный танк Т-35. Его опытные образцы были изготовлены в Питере в 1933 году

Едва ли не главным инициатором разработки танков стал всем известный Уинстон Черчилль, бывший в годы Первой мировой войны Первым лордом британского Адмиралтейства. Да и изготовили первый танк кораблестроители. Его даже сначала назвали Сухопутным Кораблём Его Величества «Семиножка», больше прижилось название «Мать», а уже затем придуманное для пущей тайны слово «танк» (цистерна).

Секретные испытания прошли в поместье маркиза Солсбери 2 февраля 1916 года. Уже следующие испытания 8 февраля посетил король Георг V, он и утвердил госзаказ на первые 150 танков. Несмотря на то, что первыми танки применили британцы, в последующие десятилетия наибольшие успехи в их использовании были у Германии и СССР. Возможно, в Англии, Франции, США не было толковых концепций массированного применения этой техники, а отсюда – не появилось оптимального сочетания машин лёгких (крейсерских), средних и тяжёлых, удобной структуры танковых соединений и логичной тактики. Однако выявилось это только в 1940-е годы.

Известно, что в Первую мировую с помощью танков пытались прорывать множество полос обороны при той позиционной войне, которая проходила в Европе. Механически переносили в будущее такой характер войны те, кто заказывал супертяжелые машины, не предвидя увеличения плотности огня и повышения мобильности артиллерии, распространение гранатомётов, да и вообще более маневренный характер самой войны.

Не правы, впрочем, оказались и те, кто сделал ставку на легковооружённые колёсные танкетки. В нашей стране ни одна из идей не доминировала, пытались развить сразу все направления – огромная континентальная держава неизбежно делала ставку на Сухопутные войска. Были даже попытки разработать танки для десантирования с самолётов, но вспомним сейчас о линии на создание сверхтяжёлых машин, оказавшейся тупиковой. Идя по этому пути, советские конструкторы создали единственный в мире серийный пятибашенный танк Т-35. Его опытные образцы были изготовлены в Питере в 1933 году на заводе №174.

Затем танки Т-35 регулярно – 1 мая и 7 ноября проходили по Красной площади во время парадов в предвоенные годы. Всего выпустили 59 машин. Сохранились отличные по тем временам фотографии, в том числе и сделанные из окон тогдашнего посольства США в Москве. Кстати, при взгляде сзади на Т-35 он кажется едущим в другую сторону, поскольку вполне приличная по калибру задняя пушечная башня имеет ствол, направленный назад. Удивительна асимметрия машины – передняя пушечная башня расположена справа, задняя – слева, а более лёгкие пулемётные башни – наоборот.

Серийно выпускали Т-35 с 1934 по 1939 год в Харькове, завод тогда для конспирации назывался паровозным. В последних модификациях мощность дизеля достигала 580 лошадиных сил, весил танк 54 тонны, а толщина лобовой брони была 70 мм. Калибр главной пушки был 76 мм, двух других – по 45 мм. Ещё в двух башнях были пулемёты. Длина машины была почти 10 метров. Высота (с главной башней) достигала 4 метров.

В Т-35 по штату находилось аж 10 человек и ещё двое – запасной механик-водитель и моторист – числились в экипаже, находясь в бою вне танка. Историк Максим Коломиец приводит «расчёт боевого экипажа» T-35. В главной башне сидели: командир танка в звании старшего лейтенанта (но и у него был отдельный башенный пулемёт), командир артиллерийской башни, радиотелеграфист. Причём заряжающими в бою должны были быть то командир танка, то радист. В передней пушечной башне сидели помощник командира танка, который должен был стрелять из пушки, и командир этой башни, он же заряжающий. В передней пулемётной башне сидел дублёр механика-водителя, а основной механик-водитель (в звании воентехника 2 ранга) – в специальном отсеке спереди. В задней пушечной башне находилось два человека – её командир, он же наводчик пушки, а также заряжающий, он же ещё один дублёр механика-водителя. В задней пулемётной башне сидел стрелок, называвшийся также командиром башни.

В общем, с престижем было всё в порядке – из 10 основных членов экипажа 5 командиров. Стрелять танк мог во все стороны из трёх пушек и трёх пулемётов. А вот в случае попадания в танк вражеского снаряда покинуть машину было очень сложно – из каждой башни надо было вылезать отдельно, а из главной – ещё и на большой высоте, где легко попасть под огонь. Видимо, расчёт был на более слабого противника, который попросту испугается стреляющего во все стороны монстра. А быстрый маневр вообще не имели в виду.

Сняли этих гигантов с производства из-за начала выпуска новых и куда более удачных танков Т-34, опять же для пущей секретности получивших не больший, а меньший порядковый номер. В «Зимней войне» с Финляндией применяли трёхбашенный Т-28 (все пятибашенные танки дислоцировались на Украине, считавшейся возможным направлением главного удара с Запада). Даже в «предусмотренных» условиях прорыва сильной линии обороны (похоже на Первую мировую) выявилось устаревание сверхтяжёлых машин. Тем более стал выглядеть маломаневренным огромный Т-35.

А что же германские конструкторы? В начале Второй мировой войны германские «Панцерваффе» (танковые войска) достигали успехов, используя весьма маневренные танки. Однако сильное противодействие вынудило их командование заказывать всё более бронированные машины со всё более мощными пушками. Всем известные «Тигры» и «Пантеры» оказались серьёзными противниками. Но к концу войны идея создать супертанк завела германских конструкторов в тупик.

Небезызвестные «Королевский тигр» и тяжёлые истребители танков Jagdpanzer IY с циммеритовым усилением брони применялись в последних контрнаступлениях эсэсовских танковых дивизий в районе озера Балатон в Венгрии (январь-март 1945 года). К тому времени у немцев для поддержки танков появились даже инфракрасные прожекторы на бронетранспортёрах, технику пробовали применять ночью, добивались тактических успехов, но всё же слишком тяжёлые машины были в итоге биты.

А германские конструкторы пытались разработать не только ещё более тяжёлый танк «Маус» (мышонок), но и совсем уж немыслимую тысячетонную конструкцию Ratte («Крыса»), Этот супертанк должен был быть не двухбашенным, зато двухпушечным. Калибр морских орудий составлял 280 мм (для сравнения – на самых тяжёлых советских самоходках ИСУ он был 152 мм). Вес снаряда составлял 330 кг, дальность стрельбы при максимальном угле возвышения планировалась более 40 километров. Собирались поставить на этого монстра 8 двигателей от торпедных катеров с общей мощностью в 16 тысяч лошадиных сил. Высота махины должна была составить 11 метров, ширина 14 метров, а длина вместе с пушечными стволами аж 39 метров. Не сомневаюсь, что такую махину можно было изготовить. Вопрос в другом – чего можно было добиться с её помощью? В реальной истории сия «Крыса» осталась только в виде иллюстраций к книжкам историков о необычных конструкциях времён Третьего рейха.

А ведь ещё в 1941 году после неудачного для советских войск танкового контрудара на Волыни немецкие офицеры любили фотографироваться у брошенных из-за поломок пятибашенных Т-35 (запчастей к ним уже не выпускали), поражаясь их четырёхметровой высоте. Ведь и в самом деле – как в бою выбираться из танка, ведь не до лестниц же.

Однако наши инженеры шли по тупиковой ветви до появления реального опыта большой войны, а конструкторы противника свернули на неё после поражений, видимо, из-за желания переломить ход событий чем-то «магическим».

Едва ли не главным инициатором разработки танков стал всем известный Уинстон Черчилль, бывший в годы Первой мировой войны Первым лордом британского Адмиралтейства
В современном мире с его спутниками и самолётами-шпионами, поражением целей с помощью управляемых ракет такие монстры тем более не живучи. Теперь они появляются в компьютерных играх, являя пример творческой фантазии дизайнеров. Тут тоже можно отметить любопытных гигантов, например двухбашенных, с дополнительной пусковой установкой на крыше «Драконов» в одной из пошаговых стратегий, с расположением каждой из башен не соосно, а над гусеницами. Так расположены две кабины на известном и вполне реальном отечественном тягаче «Ураган». Не знаю, можно ли было бы ныне обеспечить стрельбу без повреждения гусениц – раньше это было бы нереально, да и считали, что командир должен быть непременно в центре.

Во всяком случае двухбашенные танки в наше время можно применять только в компьютерных играх. А что уж говорить о пятибашенных, двухпушечных и прочих экзотических танках – они исчезли подобно таким динозаврам, как трицератопс, имевший неудобный костный воротник с многочисленными рогами-отростками.