Запах у денег есть всегда. В Индокитае, например, деньги испокон века пахнут опием, кровью и пороховой гарью. И не удивительно, что в этом головокружительном дурмане тесно сплелись авантюра, шпионаж и нажива.


Специально, чтобы облегчить CAT сей труд с юридической точки зрения, её перерегистрировали под названием «Эйр Америка»

В мае 1940 года, после позорного разгрома Франции Гитлером, французская колониальная администрация в Индокитае без выстрела сдала регион японским оккупантам. Когда в сентябре 1945 года капитулировала императорская Япония, французы, «выбравшись из-за печки», попытались было вернуть бразды правления регионом в свои руки.

Но позорная капитуляция «белых господ» в 40-м напрочь уничтожила всякое к ним уважение со стороны местного населения, и претензии французов на восстановление колониальной власти встретили резкий огнестрельный отпор. Причём сразу же образовалось огромное количество вооружённых местных формирований, преследовавших собственные цели. Колониалисты, коммунисты, маоисты, националисты и прочие «исты» плюс просто местные князьки и племенные вожди – все они образовали непредсказуемый, кипящий котёл, где все стреляли по каждому.

В подобных условиях некоторые чувствуют себя как рыба в воде. К их числу принадлежал и бывший советник по авиации китайского «президента» Чан Кайши, бывший командир группы американских пилотов-наёмников «Летающие тигры», бывший командующий 14-й Воздушной армией США генерал-лейтенант Клэр Шенно. Перефразируя слова Алексея Толстого, можно сказать, что Шенно отравился Индокитаем. Тем самым запахом опия, крови и пороха. В этой мутной воде Шенно чутьём матёрого наёмника уловил шанс заработать и не замедлил им воспользоваться. Не успели высохнуть чернила под протоколом капитуляции Японии, как на свет божий явилась ну совершенно коммерческая компания CAT – «Гражданский авиатранспорт» (Civil Air Transport). Уставные цели: коммерческие воздушные перевозки в южноазиатском регионе.

БЕЛЫЕ ПАРИЖАНЕ И ВАШИНГТОНЦЫ

Для восстановления своего колониального владычества Франции требовалось наладить бесперебойное снабжение своих войск на огромном пространстве при наличии считанных автодорог, а то и вовсе без оных. Сделать это можно было только с помощью транспортной авиации, которой у сайгонской (Сайгон – ныне Хошимин, колониальная столица Вьетнама в 1950-60 гг.) администрации не было.

И тут – надо же! – частная компания CAT некоего Шенно предлагает свои услуги, причём по сходной цене. Понятно, что Сайгон ухватился за это предложение двумя руками, тем более, что CAT располагала неплохим авиапарком – самолётами С-46 и С-47, прекрасно зарекомендовавшими себя в годы Второй мировой. Но вряд ли французские работодатели знали об изнанке деятельности «частной компании», которая изначально спонсировалась рыцарями «плаща и кинжала» из Лэнгли, штаб-квартиры ЦРУ. Ещё в 1950-м Шенно договорился с ЦРУ о взаимовыгодном сотрудничестве: Лэнгли даёт деньги и самолёты, Шенно – набирает пилотов (его авторитет в среде лётчиков-наёмников был непререкаем) и выполняет, скажем так, кое-какие задания кроме перевозки коммерческих грузов. Именно с благословения ЦРУ CAT подписалась на выполнение заданий сайгонской администрации.

Напрашивается закономерный вопрос: почему Штаты просто не подбросили Франции транспортных самолётов, чтобы задавить вьетнамское освободительное движение, тем более, что в 50-х годах Пентагон буквально «за так» раздавал своим союзникам горы оружия, оказавшиеся невостребованными по окончании Второй мировой? Ответ прост. США отнюдь не были заинтересованы в сохранении присутствия Франции в Индокитае. Они сами собирались утвердиться там всерьёз и надолго, потому и саботировали потихоньку действия французского экспедиционного корпуса. A CAT, получившая в Индокитае железобетонную «крышу» в виде контракта с Сайгоном, была нужна Дяде Сэму совсем для других целей!

«ЭЙР АМЕРИКА»: ТРИ В ОДНОМ

Деятельность «джентльменов удачи» CAT носила многослойный характер. На поверхности лежала доставка помощи французским колониальным войскам. Далее САТовцы с шумной рекламой на парашютах сбрасывали местным племенам гуманитарную помощь, включавшую рис, ткани, керосин, живых (!) кур, коз и поросят…

Вторым слоем была переброска «в условленные районы» немногословных ребят крепкого сложения и неброской внешности – «аналитиков», «журналистов», «наблюдателей Госдепартамента», чьи фотографии в строгом секрете хранились в личных делах картотек ЦРУ, армейской разведки и прочих разведывательно-диверсионных структур.

И, наконец, третьим слоем был собственно бизнес, который никогда не отражается в финансовых ведомостях американских спецслужб и тем не менее вот уже более полувека служит краеугольным камнем их деятельности: оружие в обмен на наркотики. Специально, чтобы облегчить CAT сей труд с юридической точки зрения, её перерегистрировали под названием «Эйр Америка», внеся в устав возможность перевозки военных грузов по контракту с правительством США.

ОПИЙ, ЗОЛОТО, ВИНТОВКИ

Выше уже говорилось, во что превратился послевоенный Индокитай – кипящий котёл, в коем оживлённо дискутировали между собой правые и левые, центристы и экстремисты, коллаборационисты и сепаратисты. Рано или поздно дискуссии неизбежно переходили в огнестрельную фазу, поэтому спрос на оружие в регионе был просто неиссякаем. И если северовьетнамскую армию Хо Ши Мина, твёрдо стоявшую на коммунистических позициях, регулярно снабжали оружием СССР и Китай, то всем остальным приходилось изворачиваться в меру сил и возможностей. И вот тут-то и предлагали ненавязчиво свои услуги «аналитики» и «наблюдатели» с доставкой посредством «коммерческой» авиакомпании «Эйр Америка».

Возможно, читатель уже видел американский фильм «Эйр Америка»; если нет – настоятельно рекомендую посмотреть. Не говоря о блестящей игре Мела Гибсона и Роберта Дауни, снявшихся в главных ролях, не говоря о великолепных трюковых съёмках, – это редчайший случай, когда сценарий голливудского фильма написан предельно «близко к тексту», т. е. к реальности.

Сюжет построен вокруг аферы, которую крутят агент ЦРУ, коррумпированный южновьетнамский генерал и руководство «Эйр Америки», поставляя оружие бандгруппам непонятной окраски (а кого интересует их окраска?) в обмен на опий-сырец, который тут же, в Сайгоне, оперативно перерабатывается в героин и уходит в Штаты на военных «бортах».

Именно этот бизнес и был основным для наследников Клэра Шенно. Действительно, ЦРУ – не благотворительный клуб, и было бы наивным думать, что стволы с маркировкой «Сделано в США» попадали в Индокитай исключительно из стремления американских спецслужб к демократии во всём мире. С другой стороны, а чем ещё могли расплатиться за поставки оружия разномастные нищеброды, все эти племенные вожди, самозванные «полковники» и прочие мини-фюреры? Только и исключительно опием – больше ничего у них просто не было.

Американский исследователь Ральф Рене, в своё время «размазавший по стенке» сказку про путешествия американцев на Луну, первым прямо и чётко высказал мысль: кошмарная бойня, учинённая ЦРУ и Пентагоном в Индокитае, имела целью – ни больше, ни меньше – контроль над поставками опийного сырья из Юго-Восточной Азии.

В то время (1950-60-е годы) этот регион, т. н. «Золотой треугольник», поставлял на мировой рынок 70% героина, и контроль над этим наркотрафиком гарантировал его хозяевам головокружительные, никем не контролируемые доходы «чёрным налом». «Борьба с коммунизмом», «защита идеалов демократии» – всё это пропагандистская дымзавеса для прикрытия алчности генералов и политиков США. Не верится? Смотрите сами: проиграв в Индокитае, те же силы воспроизвели этот сценарий в Афганистане 30 лет спустя, превратив страну в сплошную маковую плантацию…

ТВОЙ ВЫБОР, НАЁМНИК!

А что же «Эйр Америка»? Компания прекратила своё существование в 1975 году, одновременно с общим крахом американской агрессии в Юго-Восточной Азии. При этом неумолимая логика войны всё глубже толкала как бы гражданских пилотов в водоворот боевых действий. И настал момент, когда за самолёты «Эйр Америки» всерьёз взялись северовьетнамские зенитчики. А этим ребятам, прошедшим школу у советских ветеранов Великой Отечественной, попадаться на прицел было смертельно опасно.

Зарабатывая деньги для Дяди Сэма, сложили свои головы 119 пилотов и техников компании и 23 машины с фирменными опознавательными знаками украсили своими обломками джунгли Вьетнама, Лаоса, Камбоджи
Зарабатывая деньги для Дяди Сэма, сложили свои головы 119 пилотов и техников компании, а 23 машины с фирменными опознавательными знаками украсили своими обломками джунгли Вьетнама, Лаоса, Камбоджи. В чужом пиру похмелье… Впрочем, они знали, на что шли.