Путешественник из Мюнхена этнолог Бруно Бауман искал в Гималаях мифическую буддийскую святыню Шангри-Ла и оказался в подлинной колыбели тибетской культуры – серебряном дворце царей Шанг-Шунг. В суровом горном краю более двух тысяч лет назад правили неустрашимые дикие воины и кровожадные шаманы.
Возможно ли, чтобы европеец нашёл путь к святыне Тибета?
Бауман считается одним из лучших знатоков Тибета. Он написал двенадцать книг, посвящённых этой горной стране, и снял несколько фильмов. После того как Китай в середине 80-х годов открыл Тибет для посещения иностранцами, Бауман не раз побывал там. Он уже думал, что не увидит в этом краю ничего неожиданного.
Но картина, открывшаяся перед ним в долине Кьюнлунг, затмила прежние впечатления. «Именно так должен выглядеть райский уголок, сказочный Шангри-Ла, таинственный мир, в котором останавливается время», – говорит Бауман. Возможно ли, чтобы европеец нашёл путь к святыне Тибета?
Однако в тот момент путешественнику не пришлось раздумывать: деревня лежит в запретной зоне, поблизости от границы с Индией. Он наспех сделал несколько фотографий, и тотчас его заприметил китайский офицер.
Прошло три года. Научный мир заговорил о сенсационном открытии. Специалисты признали, что в долине, куда сумел заглянуть Бруно Бауман, находится древнейший центр тибетской культуры – легендарное царство, правители которого владели значительной частью Гималаев и Центральной Азии, когда буддийские монахи ещё не основали там свои монастыри.
В Мюнхене Бауман консультировался с тибетологом Михаэлем Хенсом, который поддержал его идею продолжить поиски в Тибете. Название деревни «Кьюнлунг», где много удивительных пещер, в переводе означает «Долина Гаруда». Возможно, предполагает Хенс, Бауман нашёл «Серебряный дворец в долине Гаруда» – резиденцию последних царей Шанг-Шунг. Учёные считали это место вымышленным, чем-то вроде Атлантиды в Гималаях.
Во всём мире этой темой занимается не многим более десяти учёных. К тому же большинство работ в Китае о тибетском регионе было уничтожено во время культурной революции.
Очень полезными оказались отчёты о путешествиях по Тибету в первые годы XX века. В то время Тибетом правил тринадцатый далай-лама, живший в столице Лхаса. Буддийское государство было фактически независимым и очень закрытым, иностранцев туда не пускали. Только немногие путешественники и исследователи, переодетые паломниками, с риском для жизни пробирались в запретную страну в заснеженном высокогорье.
Наибольшую известность приобрёл швед Свен Хедин, который в своей изданной в 1909 году книге впервые рассказал широкой публике об удивительном Тибете и ламаизме. Русский художник и путешественник Николай Рерих уверял, что в Тибете находится таинственное буддийское царство Шамбала.
Местонахождение Шамбалы вряд ли возможно определить, ведь это фантастическое или духовное место, из которого якобы приходят спасители человечества, когда планету постигают ужасные бедствия.
Английский писатель Джеймс Хилтон в своём романе «Потерянный горизонт» отправил четырёх путешественников в райскую долину Шангри-Ла. Название долины явно намекало на Шамбалу, а сам роман стал бестселлером. Изобретённое писателем название «Шангри-Ла» приобрело огромную популярность и употребляется в тех случаях, когда речь идёт о восточной мистике и состоянии медитативного спокойствия.
Ценные сведения Бауман нашёл в дневниках исследователя Тибета Джузеппе Туччи. Итальянский учёный в 1935 году путешествовал по западному Тибету и останавливался в долине Кьюнлунг. Вместе с итальянцем в Рим приехал молодой тибетский монах Намхай Норбу. Ему сейчас уже за восемьдесят, он живёт уединённо в Тоскане и считается одним из лучших специалистов по истории царства Шанг-Шунг.
По словам Норбу, он принадлежит к древней тибетской религии бон, к одному из её направлений, не имеющему отношения к буддизму. В Тибете этот культ исповедуют тайно – он требует проведения кровавых ритуалов для расширения сознания. Английский востоковед, современница итальянского буддолога Джузеппе Туччи (1894-1984) Александра Давид-Неель рассказывает, что монахи вырезали языки у мертвецов, которые потом служили чудодейственным средством в борьбе со злыми духами. Такие ритуалы, как уверяет Норбу, возникли задолго до появления в Тибете буддийских монахов. Верховные жрецы культа бон находились в «Серебряном дворце в долине Гаруда».
Бауман убедился, что для понимания истории царства Шанг-Шунг ему нужно отыскать следы мрачного древнего культа бон. В мае 2005 года он отправился в новую экспедицию.
Путешествие началось в непальской столице Катманду, своеобразном «запасном центре» тибетской культуры. В 1950 году Тибет захватила Китайская народно-освободительная армия. Четырнадцатый Далай-лама бежал в Индию, для тысяч тибетцев Непал стал второй родиной.
Через три дня экспедиция Баумана уже находилась в самолёте, летящем в район Симикот на западе Непала. На высоте 4 500 метров на горном перевале Нара проходит тибетско-непальская граница.
Шесть дней продолжался переход. По ту сторону границы Бауман и его спутники сели в китайские грузовики. После дня езды по тряским дорогам на горизонте вырисовывается ледяная пирамида высотой 6 714 метров – гора Кайлас.
В 1987 году этот регион был снова открыт для посещения иностранными туристами. В тот же год Бауман в первый раз обошёл вокруг священной горы по тропе паломников Кора.
Сначала Бауман воспринимал этот ритуал как чисто буддийский. Потом ему показалось, что он распознал в нём следы забытой культуры Шанг-Шунг.
На высоте 5 000 метров громоздятся фундаменты крупного поселения, сложенные из скал. Каменные фундаменты не имеют отношения к заброшенным храмам ламаистов – их постройки были глинобитными. «Не в Лхасе находится колыбель тибетской культуры, – понял Бруно Бауман после многократного посещения горы Кайлас. – Его следует искать в тёмной истории царей Шанг-Шунг.
Учёные теперь тоже склоняются к такой точке зрения и ставят под сомнение все предшествующие теоретические построения своей науки. Они полемизируют с китайскими историками в том, что касается истории Тибета, и с официальной позицией далай-ламы в этом вопросе.
Тибетская диаспора утверждает, что первое государственное образование в Тибете связано с царём Сонгцен Гампо (620-649 гг.), который использовал буддизм для укрепления своей власти. Потом тибетские войска стали такими сильными, что много раз осаждали и даже штурмовали Чаньань, столицу Китайской империи во времена династии Тан (618-907 гг.). Один из императоров династии Тан отдал китайскую принцессу в жёны «дикарю из Лхасы». Пекин до сих пор приводит этот факт в качестве обоснования китайского господства в Тибете.
Название деревни «Кьюнлунг», где много удивительных пещер, в переводе означает «Долина Гаруда»
Обе стороны – Китай и тибетская диаспора – умалчивают о том, что Сонгцен Гампо был вынужден отдать в жёны свою сестру Садмаркар в качестве дани западному могущественному противнику – царю Шанг-Шунг Лигмигья. Империя Шанг-Шунг простиралась от Северной Индии до пустынь Центральной Азии, и не уделять внимание истории такого значительного государства просто невозможно.