В начале ноября каждого года Мексика превращается в «страну мёртвых» – мексиканцы празднуют… смерть. Это трогательное и в то же время весёлое событие, когда живые вспоминают недавно почивших родственников и давно умерших своих предков. Для большинства европейцев слова «смерть» и «праздник» кажутся несовместимыми. А вот для мексиканцев эти два понятия неразрывно связаны друг с другом.
Мексиканцы считают, что души умерших родственников раз в год приходят навестить живых, чтобы принять участие в совместной трапезе и хорошенько повеселиться
Это оптимистическое отношение к смерти лежит в основе современного праздника – Дни мёртвых, он теперь отмечается три дня. Мексиканцы по-прежнему, как и их далёкие предки, считают, что души умерших родственников раз в год приходят навестить живых, чтобы принять участие в совместной трапезе и хорошенько повеселиться. Ну, а где веселье, там нет места слезам, стенаниям, унынию.
По традиции каждая семья в эти дни украшает свой дом наподобие могилы. На домашние алтари щедро возлагаются разнообразные дары мёртвым, в основном съедобные. Из еды мексиканцы традиционно готовят пирамидообразные тамале, начинённые солёным сыром и перцем поблано, национальное блюдо чурипо – мясо и овощи, тушенные в красном бульоне с перцами чили, сопа тараска – томатный суп с чили и вустерским соусом.
Все праздничные блюда, в том числе и выпечку, и десерты, оформляют в виде черепов, гробов, скелетов – словом, в традиционной символике смерти, но при этом в очень ярких цветах. Особое место на праздничном столе занимает пан де муэрто – «хлеб мёртвых», который готовится по рецепту многовековой давности. На хлебе тоже ставится загробная символика в виде крестов, гробов, черепов, человеческих костей из розового сахара, и считается большой удачей съесть именно тот кусок хлеба, где стоит этот символ.
Первый день праздника, как правило, посвящён душам умерших детей, которых в Мексике называют «маленькими ангелочками». Люди приносят на кладбища и оставляют на домашних алтарях детские игрушки, разноцветные шарики, сладости. Родители накрывают для умерших малышей место за праздничным столом, и, конечно, этот день отмечен лёгкой грустью.
Зато на другой день жизнерадостные мексиканцы позволяют себе веселиться на полную катушку! В каждом доме устраивается грандиозное пиршество. К столу, помимо «хлеба мёртвых», подают кофейный пирог, испечённый в форме костей, марципаны в виде скелетиков и черепов. Скелет в доколумбовой Мексике символизировал жизнь и благоденствие, поэтому сувенирные скелетики до сих пор подвешивают при входе в дом, чтобы они принесли его хозяевам счастье и удачу. И, конечно же, готовят любимые блюда своих дорогих умерших родственников.
Отведав яств, народ устремляется на улицу. А там уже гремит музыка, слышится смех, люди поют и танцуют. Наряженные скелетами музыканты, кажется, не знают усталости. По размаху, красочности мексиканский праздник Дни мёртвых сравнивают с бразильским карнавалом.
Апогея праздник достигает ночью, когда вся Мексика устремляется на кладбища, к могилам своих родственников. Люди приносят с собой огненную текилу, любимую еду покойных и сахарные или марципановые черепа с их именами на лбу. Если усопший с утра до вечера смотрел телевизор или играл в футбол, надо непременно взять сувенирный скелет с телевизором или с футбольным мячом. Подобные сувениры накануне праздника продаются в магазинах и на рынках.
В начале ноября каждого года Мексика превращается в «страну мёртвых» – мексиканцы празднуют… смерть
Это незабываемое зрелище – сотни, тысячи свечей мерцают, переливаются в бархате южной ночи! Они освещают море живых цветов, особенно здесь много ярко-оранжевых ноготков. Кругом радостные лица, народ ест, пьёт, поёт и пляшет, в экстазе рвёт на себе одежды и посыпает головы пеплом. Никто не должен грустить на этом празднике! Как говорят сами мексиканцы, они не боятся смерти, «они шутят с ней, ласкают её, спят с ней, празднуют её».