Воскресным утром 24 марта 1968 года в аэропорту города Корк на юге Ирландии поднялся в воздух реактивный лайнер «Виконт» ирландской авиакомпании «Эйр Лингус» рейсом 712 в Лондон. Это произошло в 11 часов 32 минуты по местному времени. На борту четырёхтурбинного реактивного лайнера находились 57 пассажиров и 4 члена экипажа.
Лайнер «Виконт» ирландской авиакомпании «Эйр Лингус»
ПРИЯТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Командир корабля, 35-летний Бернард О’Берн, налетал к тому времени шесть тысяч шестьсот часов, причём четверть из них – на самолётах марки «Виконт», которые считались едва ли не самыми надёжными в мире. Второй пилот, 22-летний Пол Хеффернан, тоже был не новичок – за плечами девятьсот лётных часов на авиалайнерах того же типа.
Стояла безоблачная погода, и командир заверил пассажиров, что их ждёт приятное путешествие, которое продлится всего лишь час двадцать минут. Но уже через полчаса авиалайнер превратился в груду искорёженного металла, медленно уходившую на дно Ирландского моря. Катастрофа самолёта (пассажирский рейс 712 Корк – Лондон, кодовый позывной «Эхо – Альфа – Оскар Майк») вошла в историю как одна из самых загадочных авиационных катастроф.
Через пять минут после взлёта авиадиспетчеры установили воздушный коридор на Тускар-Рок – скалистый выступ с мощным маяком на берегу узкого пролива Святого Георгия между Ирландией и Уэльсом. Бортпроводницы принялись разносить пассажирам завтрак. Человек десять пассажиров-шведов, любители рыбалки, уже расхваливали красоты ирландских озёр – в Лондоне им предстояла пересадка на самолёт в Стокгольм.
Видя светящийся маяк на Тускар-Рок, командир направил самолёт по воздушному коридору к следующей точке маршрута – Страмбл-Хэд (гористая местность на берегу Уэльса, расстояние 70 километров). Шла двадцать пятая минута полёта. Командир экипажа оповестил пассажиров, что в ближайшие минуты самолёт войдёт в небо над Уэльсом. Всё точно по графику. Две минуты спустя ирландский авиадиспетчер в аэропорту Шэннон передал О’Берну, чтобы тот перешёл на радиочастоту лондонского аэропорта Хитроу. Тот спокойно отозвался и уверенно повторил частоту – 131,2 – на ней работали диспетчеры лондонского аэропорта.
НАРУШЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ
Катастрофа произошла мгновенно и совершенно неожиданно. Командир «Оскара Майка» повторил радиочастоту, и ирландский диспетчер перешёл на слежение за другими самолётами в воздушном пространстве Ирландии. Авиадиспетчеры Лондона, в свою очередь, контролировали движение нескольких десятков самолётов, подлетавших к Хитроу. В ту минуту, когда командир одного из трансатлантических рейсов передавал в Хитроу свои координаты, О’Берн вклинился в этот радиообмен и кратко сообщил: «Оскар Майк» – на связи».
Ничего необычного в сообщении не было, за исключением небольшого нарушения инструкции. Оно и вызвало лёгкое недовольство диспетчера: он на мгновение потерял трансатлантический рейс…
Позывной ирландского лайнера вновь прозвучал через восемь секунд. На этот раз в эфире раздался отчаянный крик, заглушаемый громоподобными раскатами: «Высота четыре тысячи – падаем!» На этом связь оборвалась.
Лайнер ещё находился в воздухе. Капитан сделал попытку спасти самолёт: он увёл его в сторону от опасных гор Уэльса и направил обратно, надеясь, по-видимому, попытаться посадить на песчаные пляжи возле Росслара – на ирландском побережье.
В 12 часов 10 минут матросу с грузового судна «Метрик», шедшего своим курсом по проливу Святого Георга в пятнадцати километрах от Росслара, показалось, что он увидел огромную птицу, которая внезапно нырнула в море с большой высоты. В то же время ещё одинокий путник, шагавший берегом неподалёку от маяка в Тускар-Рок, услышал гром и увидел столб воды, взметнувшийся в море.
ПОИСКИ ПРОПАВШЕГО РЕЙСА
Рейс 712 так и не прибыл в Лондон. Буквально через несколько минут после несостоявшегося приземления в Хитроу начались поиски пропавшего самолёта. Искали до темноты – и ничего не нашли. Вечером передали трагическую весть в сводке новостей. Тот самый одинокий путник, шедший по берегу, вспомнил, что увидел нечто странное – и позвонил в полицию. На морских радиочастотах передали указание обращать внимание на возможные следы катастрофы. И матрос, которому привиделась нырнувшая в море громадная птица, тотчас передал сообщение в эфир.
Поиски возобновились наутро следующего дня в тех самых местах, которые указали очевидцы. Уже спустя час недалеко от Таскар-Рок нашли обломки фюзеляжа. Удалось поднять только 14 тел погибших. То, что осталось от самолёта, доставили в ангар на базу ирландских ВВС в Бальдоннелле. Специалисты занялись разгадкой трагедии.
ЗАГАДОЧНАЯ КАТАСТРОФА
Никаких инженерных дефектов или признаков «усталости металла». Пожар или взрыв исключаются. Погодные условия отличные. Столкновение со стаей птиц сразу отмели – большая высота. Правда, странным выглядело то, что не удалось найти хвостовую часть лайнера. Обломок хвостового оперения случайно нашли спустя почти полгода – в десяти километрах от места падения самолёта, в водорослях у берега. Его никак не могло отнести течением. Тогда, быть может, он отвалился в те секунды, когда капитан лайнера пытался посадить самолёт на песчаный берег?
А затем в ходе расследования трагедии появились совершенно неожиданные свидетельства очевидцев. Именно они превратили историю катастрофы в загадку, которая не раскрыта и по сей день.
Поздним воскресным утром сотни католиков, проживающих в городках поблизости от Росслара, отправлялись слушать воскресную мессу в местных церквях. В десять утра началась первая служба, а в одиннадцать колокола зазвонили вновь, созывая верующих на следующую. Благодаря этому факту очевидцы смогли точно указать время…
Имена этих людей неизвестны. В официальном отчёте все они зашифрованы под номерами. Мы знаем только, что никто из них не обратил внимания на пролетевший на большой высоте пассажирский лайнер. Однако нечто иное заметили очень многие.
Вскоре после того, как над этим районом пролетел лайнер рейса 712, человек десять жителей небольшого городка, расположенного в пяти километрах от берега, услышали в небе громкие хлопки, которые они приняли за удары грома. Четверо из них заметили в небе летящий на огромной скорости в сторону моря крылатый объект – причём крылья и хвостовая часть раскалились и пульсировали красным. Ещё один свидетель из соседнего городка видел, судя по всему, тот же объект – «он был словно скрыт в небольшом тёмном облаке, что летело рядом». А затем раздался мощный хлопок.
СОВЕТСКИЙ ФЛОТ НИ ПРИ ЧЁМ
Свидетельства очевидцев позволяют предположить, что все они видели некий летательный аппарат, преодолевавший сверхзвуковой барьер прямо у них над головами. Прорабатывалось предположение о том, что лайнер столкнулся в воздухе со сверхзвуковым военным истребителем – или, хуже того, был случайно сбит ракетой. Но в зоне Ирландского моря летают только сверхзвуковые истребители британских ВВС – ни одного из них не было в воздухе в то воскресное утро. В непосредственной близости от места трагедии не летали и самолёты НАТО. В ходе расследования официальный запрос сделали даже командованию советского военного флота. Но ничего не прояснилось.
В официальном отчёте о причинах трагедии пришлось записать: «Для того чтобы достоверно установить первичную причину, повлёкшую за собой трагедию, фактов недостаточно». Однако в отчёте содержится единственная версия, которая – несмотря на всю свою фантастичность – может служить разумным объяснением.
Катастрофа этого самолёта вошла в историю как одна из самых загадочных авиационных катастроф
В отчёте записано следующее: «Примерно за шесть минут до того, как самолёт «Виконт Е1-АОМ», летевший на высоте пять тысяч метров, должен был достичь Страмбл-Хэд, другой летательный аппарат (управляемый или не управляемый человеком самолёт или ракетное устройство) пролетел в непосредственной близости от пассажирского лайнера. Могло даже произойти столкновение. В результате пассажирский самолёт вышел из-под контроля и упал в море».