Почти все живущие в России народности ввиду продолжительных контактов с другими народностями утратили многие черты национальной культуры. В этом плане уникальны марийцы, продолжающие исповедовать традиционную языческую религию.
Марийцы продолжают исповедовать традиционную языческую религию
Исконно моления всегда считались языческим обрядом марийского народа. Большие моления проводятся редко – раз в 5 лет. Их история такова, что долгое время марийцам не разрешалось проводить свой обряд.
Еще в 19 веке они тайно целыми семьями ходили в священные рощи. В начале 20 века произошло массовое обращение марийцев в язычество. После чего были официальные съезды марийских картов (жрецов). Самое крупное моление прошло после окончания отечественной войны в 49 году. Тогда собралось более 1000 человек и длилось оно целую неделю. И вновь почти полвека запрета. Только лишь в 90-х годах моления были официально разрешены властям и стали проводится регулярно. Только на это моление съехалось 70 картов. На всемирные моления съезжаются марийцы со всех уголков земли. На таком большом молении весь марийский народ чувствует себя единым целым.
Леонид Шабалин, марийский жрец из Татарстана, рассказывает: «Это же марийская наша культура. Это культура марийского народа. Забывать не надо. Плохо что ли, если мы спросим наших богов, чтоб нам послали хорошей жизни. Чтоб не было наркоманов, мы же это в обращении говорим. Чтоб не было алкоголиков, чтоб все вели себя хорошо».
Это моление с жертвоприношением прошло в священной роще Куженерского района. Подготовка к нему началась еще весной. Все участники заранее принесли с собой хлеб, блины, квас, пироги, мед и живых гусей. В самом начале совершается жертвоприношение, которое проходит в несколько этапов: закалывание птиц и отделение важных частей. После чего гусей варят в больших котлах. После жертвоприношения – последний этап моления: читается молитва божеству. Чаще всего марийцы просят здоровья своим близким и себе, благополучия и процветания всей земле и всему марийскому народу. А затем все угощаются приготовленной пищей, благодаря богов за милость. По обычаям, ничего с собой со священной рощи брать нельзя. Поэтому все остатки сжигают в костре. Многих людей издавна привлекал этот древний обряд. И в этот раз на молении прибыли не только участники, но исследователи культуры и быта народов России.
Илья Буяновский, путешественник, исследователь культурного наследия России, высказался о сущности марийского язычества: «Это уже не язычество, это религия, которая выросла в результате многолетней эволюции язычества. Видна уникальность всего происходящего. Такое больше нигде не сохранилось».
Рощи, в которых регулярно проводятся моления, считаются священными. В них нельзя ругаться, употреблять спиртное, ломать деревья. Перед началом моления даже человек должен придти духовно очищенным после специального недельного поста. Старожилы утверждают, что непосвященный это место может не найти.
Священные рощи по сути считаются аномальными зонами, и уже давно являются объектом внимания ученых. По исследованиям, в них все системы навигаций либо не работают, либо дают неправильные данные. Они просто не могут показать это место на земле. Как говорят марийские жрецы, эти священные места специально предназначены только для молений.
Как бы то ни было, именно эти зоны по-прежнему играют роль посредников между марийцами и высшими силами. Так, самый важный в жизни марийцев обряд молений совершится в этих в этих рощах уже в октябре.