Психологи, нейрофизиологи, геронтологи и другие специалисты давно уже изучают возможности сохранения адекватной работы мозга у пожилых людей.
В будущем удастся воспитывать или программировать людей-гениев
Население Земли стремительно стареет, и вопрос сохранения интеллектуального уровня возрастных жителей планеты стоит крайне остро. Мозг человека – не просто еще одна мышца, как любят утверждать некоторые ученые, но один из самых сложных приборов во Вселенной. С возрастом он изнашивается, и к 30 годам человек уже достигает своего интеллектуального пика, после чего начинается медленное ухудшение мозговой деятельности. Мы забываем номера телефонов, содержание бесед с друзьями, теряем очки и сумки на территории собственной квартиры, забываем, куда положили те или иные вещи. Современная медицина научилась продлевать человеческий век, и чем дольше мы живем, тем глупее становимся. Как бороться с этим парадоксом современной науки?
Некоторые нейрофизиологи рекомендуют в качестве “спа для мозга” решать логические ребусы или разгадывать судоку. Если играть в шахматы каждый день, то и в 80 лет мозг будет столь же ясным, как и в 40. Ученые рекомендуют читать книги (желательно, не только любовные романы и прочее бульварное чтиво). Еще одна техника поддержания мозга в порядке: выделите 30 минут в день и займитесь изучением любой незнакомой для вас области знаний, уделяя особое внимание наблюдению и описанию объектов изучения, а так же развитию воображения. Существует еще несколько методик “тренировки”мозга. К примеру, некоторые психологи предлагают во время завтрака читать вслух, выписывая на листок связанные друг с другом объекты( к примеру, желтого цвета, или начинающиеся на букву А). Интересным “фитнесом” для мозга может стать простая смена рук: если вы правша, попробуйте почистить зубы левой рукой, и наоборот. Таким образом, мозг столкнется с неизвестной ситуацией, в которой прежние установки не работают, и ему придется “обновиться”.
Многие ученые полагают даже, что мозговые клетки способны нет только восстанавливаться, но и обновляться за счет “интеллектуального вызова”, который должен бросить сам себе каждый из нас. Важной частью этой концепции является “пластичность” мозга – способность клеток к изменениям и адаптации.
Одним из важнейших открытий недавнего времени стали доказательства того, что некоторые качества нашего интеллекта, а именно интуиция, вдохновение и творческий потенциал, свойственные всем людям, могут стать отправными точками понимания природы гениальности. Есть два пути решения любой проблемы: аналитический и интуитивный. Ученые склоняются к тому, что гениям свойственно принимать решения и совершать открытия именно на интуитивном, а не на аналитическом уровне.
Механизм возникновения интуиции примерно таков: аналитически мозг работает с ограниченным числом логических соединений. Зайдя в тупик, логические связи теряются, и возникает возможность появления новых, интуитивных связей, способных родиться буквально из ничего – из наблюдений за каким-то объектом, обрывков случайно услышанных разговоров и т.д. Именно в этот момент мы и восклицаем вслед за Архимедом: “Эврика!”
Впрочем, оппоненты этой теории утверждают, что интуиции или озарения вовсе не существует, и крик “Эврика!” является не результатом срабатывания некой гениальной составляющей мозга, а всего лишь комплексной работой нейрокогнитивных процессов, которые в определенный момент “позволяют” нам увидеть все логические связи и принять единственно правильное решение.
В одном ученые солидарны: процесс принятия гениального решения, неважно, основано ли оно на интуитивном или нейрокогнитивном подходе, совершается в небольшой области мозга под названием верхняя височная извилина. Исследователи полагают, что именно здесь сосредотачиваются все осколки нужной информации которые до поры до времени хранились в разных “ящичках” мозга. Это открытие может стать важной частью понимания вопроса самоорганизации мозга.
Ученые также стараются расшифровать связь между творческим потенциалом и гениальностью. Попробуйте ответить на простой вопрос: для чего можно использовать кирпич? Если вам в голову придут десятки разных вариантов, вы мыслите дивергентно, то есть предусматриваете несколько способов решения одной задачи, а если ответите: “Для строительства домов”, то, увы, вы мыслите конвергентно, то есть руководствуясь исключительно линейной логикой.
Дивергентно мыслящим людям свойственно искать связь между фактами и событиями, которые с точки зрения конвергентно мыслящего человека абсурдны или нереальны. Но именно среди дивергентно мыслящих людей встречается наибольшее количество тех, кого мы называем гениями.
Однако творчески мыслящие люди подвергаются большой опасности – сойти с ума: так, гении нередко страдают такими болезнями, как маниакально-депрессивный психоз и биполярное расстройство мозга.