В некоторых районах Усть-Ордынского Бурятского округа до сих пор существует обряд сжигания умерших в лесу.
Обряд сжигания умерших
Усть-Ордынский округ объединился с Иркутской областью в единый субъект Федерации , и депутаты регионального парламента постепенно признают все законы округа утратившими силу.
При этом парламентарии нередко сталкиваются с документами, которые поддерживают бурятские обычаи, но противоречат федеральному законодательству. Пока ЗС Иркутской области не решилось отменить закон округа о погребении. Депутаты создадут специальную рабочую группу, которая займется детальным рассмотрением вопроса о том, можно ли сжигать людей в лесу.
– Когда человек хочет уйти в мир иной по древнему обряду, его тело увозят в родовое место – туда, где жили предки, – рассказывает Ольхонский шаман Валентин ХАГДАЕВ. – В лесу, вдали от людских глаз, шаманы делают ложе из деревьев, на него кладут покрывало, потом тело умершего, а вокруг сооружают некое подобие дома. “Дом” окружают рвом, чтобы не распространялся пожар.
Потом строение поджигают. Во время обряда душа человека вместе с дымом возносится к предкам. Через день колдуны приходят на место сжигания и смотрят: если сгорело все – это хороший знак, если нет, то каждый не сгоревший орган означает что-то определенное – душа тоскует, хочет забрать кого-то с собой и т.д. Потом все останки они собирают в кожаный мешочек, и кладут в дупло дерева.
На дупле должна быть дверка. Это вход в иные миры. В разных племенах и родах обряд может исполняться по-разному. Общее правило лишь одно – при совершении обряда присутствие женщин не допускается. У восточных бурят, придерживающихся буддизма, другие обычаи. Раньше они бросали тела в степи. И их там клевали вороны и ели собаки. Сейчас я не слышал, чтобы этот обряд сохранился.
Обряд, совершаемый бурятскими колдунами, тоже скоро может исчезнуть. Сейчас желание уйти в мир иной по древнему обычаю высказывают только глубокие старики. Тем не менее, традиции народа, который живет на территории Иркутской области, нужно уважать. Но как это сделать, если обычаи расходятся с законом?
На сессии Законодательного собрания Иркутской области, где обсуждался вопрос о признании ряда законодательных актов Усть-Ордынского округа утратившими силу, депутат ЗС от округа Аполлон Иванов выразил обеспокоенность тем, что после отмены закона о погребении, обряд сжигания будет считаться преступлением, ведь в федеральном законе предусмотрено только сжигание умерших в крематориях.
– Этот обряд действует лишь в нескольких районах области, – поясняет Аполлон ИВАНОВ. – Его придерживаются шаманисты Ольхонского, Баяндаевского и отдаленных улусов Эхирит-Булагатского района. – Я считаю, что статью закона округа, разрешающую сжигание по обряду, нужно распространить на всю территорию региона. Буряты бережно хранят свои традиции, и нужно относится к этому с пониманием.
Выступать против бурятских обычаев депутаты Законодательного собрания Иркутской области не решились. Очень уж щепетильным оказался этот вопрос, и вернутся к нему парламентарии уже после Нового года.