Учёные, работающие в Северо-Западном университете США (Чикаго), исследуя мух Drosophilia melanogaster, открыли ген, регулирующий циркадный ритм. Его назвали «геном 24 часов» (или неофициально CG4857).
Мушки неожиданно теряли активность и засыпали, а потом неожиданно просыпались
«Внутренние часы организма включают его системы, побуждая просыпаться по утрам, – сказал руководитель группы исследователей Рави Аллада. – Мушки, у которых не работает «24-часовый» ген долго не проявляют активности с наступлением рассвета. По аналогии с человеком, им довольно сложно подняться с постели».
В поисках причин нарушений суточного цикла сна и бодрствования, группа господина Аллады, сотрудничая с учеными KAIST (Корейский институт науки и технологий), наблюдала за 4000 дрозофил, у которых различно проявлялась работа «гена 24 часов», отображенная в различных типах поведения. Особи с активно работающим геном CG4857, имели циркадный ритм около 26 часов. В случае его «отключения» исследователи наблюдали полную потерю регулярности периодов бодрствования и сна. Мушки неожиданно теряли активность и засыпали, а потом неожиданно просыпались. При этом у них фиксировалось уменьшение содержания белка PER, синтез которого регулирует «суточный» ген CG4857.
Во время наблюдений были обнаружены отличия от ранее известного молекулярного механизма регулирования циркадных ритмов, происходящего на уровне транскрипции при уменьшении содержания мРНК в протоплазме клетки. Оказалось, что количество белка PER уменьшается как раз при увеличении содержания в клетке мРНК. То есть, регуляция циркадного ритма «24-часовым» геном происходит на этапе трансляции, которое является, согласно заключению исследователей, очень необычным способом регулирования протекания суточных циклов.
Рави Аллада констатирует, что регуляция циркадного ритма «геном 24 часов» может оказаться консервативным для многих (включая человека) живых организмов. Следовательно, ее изучение имеет большое значение для медицины и нейрофизиологии.