Вопрос о существовании жизни после смерти всегда волновал людей.


Необязательно умирать, чтобы убедиться в существовании жизни после смерти

Недаром древние египтяне в гробницы своих фараонов клали оружие, еду, сокровища – они верили, что все это весьма пригодится их усопшим правителям в загробном мире. А что на этот счет думают современные, прагматичные и циничные люди? Многие ли из нас верят сейчас в то, что смерть – это всего лишь часть жизни? Да и есть ли какой-нибудь способ узнать это?

Оказывается, вовсе необязательно умирать, чтобы убедиться в существовании жизни после смерти.

Внетелесный опыт

Знаменитый исследователь жизни после смерти американский реаниматолог Раймонд Моуди предлагает ограничить понятие «опыт смерти» сознательными чувственными переживаниями, возникающими при встрече со смертью или с угрозой ее, в результате травмы, заболевания или, наконец, при субъективной уверенности в неизбежности смерти.

Другие ученые, например американский философ Р.Элмедер, не считают целесообразным отделять опыт смерти от других видов подобных переживаний и предлагают все их объединить под общим названием внетелесного опыта. Ведь главное здесь в том, что любой из них демонстрирует возможности и реальность существования сознания или души вне тела.

Человек может испытать выход из собственного тела
В книге «По ту сторону смерти: Свидетельства жизни после смерти» Элмедер приводит ряд интересных примеров, которые показывают, что не все случаи внетелесного опыта связаны с получением тяжелых травм, с состоянием клинической смерти. Нередко люди переживают его во сне или в каких-либо стрессовых ситуациях. Неожиданно они обретают способность видеть свое тело со стороны (обычно сверху) и впоследствии точно описывают все, что происходило в комнате во время их пребывания вне тела, — кто входил, что говорил и т. п. «Впервые это случилось в зубоврачебном кресле, — рассказывал один мужчина. — Под наркозом у меня появилось ощущение, будто я очнулся и обнаружил, что плыву под потолком, откуда с огромным изумлением наблюдаю за дантистом, склонившимся над моим телом, и анестезиологом, стоящим рядом. Я видел свое безжизненное тело так же отчетливо, как любой другой предмет в комнате… Во второй раз я был в отеле в Лондоне. Утром проснулся, чувствуя себя неважно (у меня слабое сердце), и вскоре потерял сознание. К моему великому изумлению, я обнаружил, что нахожусь в верхней части комнаты и оттуда со страхом созерцаю свое бездыханное тело, лежащее с закрытыми глазами в кровати. Я попытался вернуться в свое тело и решил, что умер. В то же время я не утратил ни память, ни сознание. Покинуть комнату я не мог: я чувствовал себя словно привязанным в том углу, где находился. Час или два спустя я услышал, как в запертую дверь несколько раз постучали, но не мог ответить. Вскоре в дверях пожарного выхода появился работник гостиницы. Я видел, как он, послушав мое сердце, покачал головой, а затем вложил мне в рот ложку. После этого я потерял сознание и очнулся в кровати».

Астральная проекция

Помимо таких инцидентов, происходящих неожиданно, непредсказуемо, бывают случаи, когда отделение сознания от тела производится намеренно. Они называются «сознательной астральной проекцией». Лабораторные исследования этого феномена описаны в книге американского ученого Дж. Мишлава «Источник сознания». Их проводила Ассоциация психологических исследований (АПИ) в Дюрхэме (штат Северная Каролина). Помимо изучения изменения функций организма в состоянии сознательной астральной проекции ученые решили выяснить, сможет ли какое-либо живое существо почувствовать присутствие отделенной от тела души в заранее назначенном помещении.

Как оказалось, различные животные ощущают ее близость. Кошка, посаженная в контейнер, установленный в условленном месте, резко изменяла свое поведение, когда сотрудник АПИ Б.Хэрари предположительно посещал комнату в виде астрального тела. Поначалу животное мяукало, беспокойно металось по ящику, стремилось вырваться на свободу, затем неожиданно затихло и успокоилось. Эксперимент был повторен четырежды, и каждый раз поведение кошки было одинаковым. Прямо противоположной оказалась реакция змеи: спокойная до начала опыта, она начинала бросаться на переднюю прозрачную стенку ящика, в котором находилась, пытаясь впиться в нее зубами.

Гипноз

Существует еще одна категория внетелесного опыта, близкая к сознательной астральной проекции, когда отделение души от тела происходит под воздействием гипноза. Эксперименты этого типа описаны X. Хартом — профессором социологии университета Дюка в Дюрхэме. Он называет их примерами экстрасенсорных путешествий. Вот некоторые из них, имеющие, по заверению Харта, подробные, толково составленные описания очевидцев.

Отделение души от тела происходит под воздействием гипноза
Еще в 1850 году некто Джон Парк был загипнотизирован в Питерхеде (Шотландия) Уильямом Рейдом, приказавшим ему посетить два китобойных судна — «Росс» и «Эклипс», покинувших порт ранней весной.

Парк исполнил приказ и, возвратившись, сообщил, что в настоящий момент хирург и капитан «Росса» бинтуют руку второму помощнику корабля Кэрдно, которому во время охоты оторвало несколько фаланг пальцев.

Следующим вечером Парк еще раз побывал на «Россе» и присутствовал при разговоре капитанов обоих судов. Суть его состояла в том, что «Россу» придется вскоре вернуться в Питерхед, так как он залил в трюмы уже более 100 тонн жира. Капитан «Росса» впоследствии подтвердил факт беседы со своим коллегой с «Элкипса»23 апреля. «Росс» действительно возвратился первым, неся в трюмах 159 тонн китового жира. Примечательно, что в предыдущем году он смог сохранить лишь 19 тонн. Другим неопровержимым фактом правдивости Парка была изуродованная кисть Кэрдно.

В 1912—1915 гг. Пьер Корнильер провел в Париже серию экспериментов с молодой женщиной по имени Рейн. Во время одного из них он отправил ее в совершенно незнакомую квартиру. Под гипнозом Рейн рассказала, что нашла квартиру и проникла в комнату, подробное описание которой она тут же дала. Аналогичные опыты были повторены еще дважды. После сеансов Корнильер справился у обитателей домов и квартир, достоверна ли полученная информация. Во всех случаях они подтвердили каждое слово женщины.

Надежда в конце тоннеля

Есть ли свет в конце тоннеля, нет ли света в конце тоннеля, науке неизвестно. Так можно перефразировать ставшие крылатыми слова из кинофильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Действительно, Моуди и другие ученые уделяют большое внимание анализу критических замечаний, выдвигаемых против того, о чем пишут исследователи внетелесного опыта. Ведь его существование, замечает Элмедер, является одним из серьезнейших свидетельств в пользу возможности жизни после смерти. Медикам, поясняет он, ощущение пребывания вне тела известно под названием «аутоскопических галлюцинаций». Они возникают в случае злоупотребления наркотиками, при эпилепсии, тяжелых заболеваниях печени, черепно-мозговых травмах, опухолях мозга, алкоголизме и т. п. Скептики считают, что прижизненный внетелесный опыт — не что иное, как аутоскопические галлюцинации, свойственные людям, страдающим определенными видами умственного или физического расстройства.

Есть ли свет в конце тоннеля…
Могут ли все случаи внетелесного опыта быть объяснены таким образом? Конечно, нет, пишет Элмедер. Потому что нередко человек, переживший его, рассказывает о событиях, происходивших в это время на достаточно большом расстоянии от того места, где находилось его тело. Он сообщает о фактах, действительно имевших место, а не о видениях больного сознания. Галлюцинациями реальные события не объяснишь. Особенно показательны случаи с Б. Хэрари, Д. Парком, Рейн. Эксперименты ставились так, что эти люди не знали мест, в которых должны были очутиться. Тем не менее, впоследствии подробно описывали их, находящихся там людей и даже пересказывали суть услышанных ими разговоров.