К чудесам можно относиться по-разному. Кто-то в них верит, кто-то полагает, что ничего чудесного в мире нет и быть не может. Но вот что забавно: если под этим словом понимать нечто необъяснимое и загадочное, то чудом можно назвать уже саму нашу Вселенную.
Раньше и пчелы были с кулак!
В самом деле, надо быть совсем уж необразованным гражданином, чтобы верить, будто бы такие вещи, как пространство, время, материя, жизнь, разум, получили в науке свое объяснение. Увы, это не так. Наука просто констатирует факт, что эти вещи есть, но откуда они берутся и что является их причиной – это уже тайна за семью замками.
Впрочем, в этой статье мы хотим поговорить о чудесах совсем иного рода, которые, если верить различным легендам, в древности случались с удивительным постоянством, а сегодня, как ни жаль, в дефиците.
Раньше и пчелы были с кулак
На этот факт обращали внимание многие. Каждый, кто хоть сколько-то читал Библию, знает, что описания всяческих невероятных явлений встречаются в ней чуть ли не на каждой странице. Взять хотя бы историю об исходе евреев из Египта. Тут и море перед Моисеем расступается, и манна падает с небес, и от удара жезлом по скале в пустыне начинают течь родники. А Иисус Христос? Сколько мертвых Он воскресил! Сколько тысяч голодных умудрился накормить всего только пятью хлебами и двумя маленькими рыбками! Да и ученики Христа, как утверждают книги Нового Завета, совершали чудес не меньше. Так и хочется спросить: почему же сегодня ничего подобного не происходит, а если и происходит, то на поверку оказывается банальным шарлатанством?
А ведь Иисус, наставляя народ, утверждал буквально следующее: “Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, то она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас” (Матфей, 17, 20). Так что же получается? Неужели нет сейчас на земле человека, у которого эта вера была бы размером хотя бы с “горчичное зерно”? Или же “горчичное зерно” – это непомерно много? Неужто даже сам патриарх, именуемый не иначе как “Ваше Святейшество”, но чудес упорно не совершающий, не может похвастать наличием такой вот мизерной веры? Честное слово, что-то во всей этой истории явно не клеится.
Впрочем, мы бы не стали однозначно утверждать, что библейские рассказы о чудесах являются чистым вымыслом. Наоборот. Во-первых, очень даже может быть, что во всех этих легендах заложена некая информация, скрытая от поверхностного взгляда. Ну а во-вторых, нельзя исключать, что в человеческой истории действительно были времена, когда число всевозможных аномальных явлений резко увеличивалось. К примеру, один из отцов христианской церкви Иоанн Златоуст говорил по этому поводу, что непонимание и недоверие к библейским историям часто происходят “от неизвестности того предмета, о котором говорится, и от оскудения событий, которые тогда были, а теперь не бывают”. Как знать, быть может, и правда случались на нашей земле периоды, когда в тех или иных регионах чудеса и аномалии происходили гораздо чаще?
Зловещие знаки
Надо заметить, что о большом количестве всевозможных аномальных явлений говорится не только в легендах, античные историки тоже сообщают на этот счет немало интересного. Так, скажем, Иосиф Флавий, живший в первом столетии нашей эры, рассказывает о многочисленных чудесных знамениях, которые предваряли разрушение иерусалимского храма. Происходило все это за несколько лет до начала Иудейской войны, то есть приблизительно через три десятка лет после казни Христа.
Как утверждает Флавий, который был современником данных событий, все началось с того, что некий Иисус, сын Анана, простой человек из деревни, придя во время праздника кущей к храму, неожиданно повредился рассудком и начал прорицать одно-единственное зловещее предсказание. Надо сказать, что в Иудее в тот период царили глубокий мир и благоденствие, но этот человек, бегая по всем улицам, днями и ночами кричал одно и то же: “Голос с востока, голос с запада, голос с четырех ветров, голос, вопиющий над Иерусалимом и храмом. Горе, горе тебе, Иерусалим!”. Даже когда его били, а, по словам Флавия, это случалось каждый день, он ни разу не сказал ничего другого, а только упрямо повторял: “Горе городу, народу и храму”. Все это продолжалось семь с половиной лет, и только однажды оный Иисус несколько разнообразил свою речь. Когда римляне уже осадили городские стены, он вдруг остановился и отчетливо произнес: “Горе также и мне”. В эту минуту его убило камнем, пущенным с римской катапульты.
Однако это зловещее пророчество было далеко не единственной странностью того периода. Буквально за год до начала войны в небе над Иерусалимом появилась необычная комета, имевшая форму меча. Затем во время праздника опресноков посреди ночи стены и жертвенник храма неожиданно озарились каким-то непонятным свечением, и это яркое сияние продолжалось около получаса. Дальше больше. По словам историка, тяжелые храмовые ворота, которые были заперты на железные засовы с крюками и которые весили так много, что их с немалым трудом могло открыть не менее двадцати человек, – эти ворота однажды ночью сами собой распахнулись. Данное событие вызвало немалый переполох. Многие посчитали это дурным предзнаменованием.
Ну а в довершение всего произошло и вовсе нечто из ряда вон выходящее, “21-го числа месяца артемизия, – сообщает Флавий, – в небе показалось какое-то призрачное, едва вероятное явление. То, что я хочу рассказать, могут принять за нелепость, если бы не было тому очевидцев. Перед закатом солнца над всей страной были видны мчавшиеся в облаках колесницы и вооруженные отряды, окружающие города”.
Имелись и другие грозные знамения, которые позволили историку сделать вывод о том, что таким образом Небо пыталось предостеречь людей от грядущей военной катастрофы. Чем, спрашивается, не чудо? Жаль только, что никакого толка в нем не было. И дело даже не в том, что иудеи не поверили знамениям. Напротив, они поверили, но вместо того, чтобы попробовать остановить войну еще до того, как она началась, большинство народа восприняло знамения как призыв взяться за оружие. Закончилось это плачевно. Иерусалим и храм были разрушены, а евреи почти на две тысячи лет стали изгнанниками. Таким образом, если сведения Иосифа Флавия верны, чудесные явления в данной истории имели место быть, но, увы, даже чудо не смогло спасти людей от их собственной воинственности.
Невероятно, но факт
И все-таки не только в те стародавние времена, но и сегодня в нашем мире есть место чудесам. Больше того, по некоторым сведениям, на рубеже третьего тысячелетия количество аномальных явлений резко возросло. Рассказы о спонтанных случаях ясновидения, массовые галлюцинации, полеты так называемых неопознанных летающих объектов – всем этим сегодня полны страницы газет и экраны телевизоров, однако подавляющее большинство таких необычайных случаев попросту не могут стать предметом научного изучения. Как и тысячи лет назад, в чудеса можно только верить или не верить. И причина этого проста – в основе научного подхода лежит правило проверяемости фактов, ну а чудо – это по определению вещь уникальная и единичная.
Допустим, человек действительно стал свидетелем какого-то невероятного факта. К примеру, пусть ему явился Ангел. Ну и что? Как он докажет, что действительно говорит правду? Соберет репортеров и попросит Ангела прийти еще разок? С тем же успехом можно просить американского президента сплясать гопака на Лубянской площади. У Ангелов, как говорится, своих дел хватает. Или, опять же, к примеру, один из нас, когда четыре года назад был при смерти, увидел то, что принято называть “загробным миром”. Однако нам и в голову не придет доказывать “научность” оного опыта, потому что ни повторить его, ни тем более продемонстрировать перед ученой публикой мы не имеем ни возможности, ни желания. Так что чудо, как правило, – это вещь сугубо личная.
Тем не менее, есть в истории ряд необъяснимых случаев, которые, не исключено, могут стать интересными для науки. Помните историю о том, как Иисус Христос пятью небольшими хлебами накормил пять тысяч человек, а остатками наполнил двенадцать коробов? Так вот, сегодня можно однозначно доказать, что эта легенда связана с подлинным чудом, хотя и произошло это чудо совсем не с той стороны, где его увидели богословы. В самом деле, отцы церкви до сих пор признают, что история с хлебами говорит именно о хлебах. Но откройте ради любопытства каноническое Евангелие от Матфея, с которого начинается Новый Завет, и там на этот счет вы легко найдете кое-что интересное. Однажды, когда Христос повелел беречься “закваски фарисейской”, Он добавил: “Разве вы не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек?.. Как же не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам?” (Матфей, гл. 16,ст.9-11). Одним словом, здесь практически открыто говорится, что никакой раздачи хлебов Иисус не совершал, и что в истории этой заложен совершенно иной смысл.
Почему же церковь упорно не замечает этих слов? Честное слово, иначе как чудом такую невнимательность объяснить невозможно. Шутка ли сказать! – сколько умнейших и искренних людей читало эту фразу, но ее смысл на протяжении двух тысячелетий так и остался, скрыт от сознания. Такое впечатление, что какая-то непонятная сила в этом месте закрывала богословам разум. Разве не чудо? И не об этом ли пророк Исаия говорил: “Слухом услышите – и неуразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите” (Исаия, 6, 9).
Чудеса без чудес
Итак, если принять во внимание слова самого Христа, то становится вполне очевидно – история о пяти хлебах на пять тысяч человек является притчей, причем притчей весьма прозрачной. Как вытекает из евангельских слов, “хлеб” – это сама суть завета, данного Христом, или, проще говоря, любовь, которую Он завещал своим ученикам. Безусловно, сама по себе любовь кажется вещью небольшой и не очень эффективной, однако именно она способна наполнять души тысяч человек и, сплачивая людей, удесятерять их силы. Никакие государственные законы, никакие указы и принуждения не могут сравниться с силой любви, если, конечно, эта любовь присутствует в душах. В этом суть притчи. А как быть с рассказами о других евангельских чудесах? Не может ли так статься, что и они являются всего лишь иносказаниями? Ведь если одно из “христовых чудес” оказалось притчей, то почему бы и другим не быть тем же? Конечно, подобная мысль кому-то может показаться кощунственной, но ведь не кто иной, как сам Иисус Христос, когда Его просили показать в подтверждение своих слов какое-либо чудесное знамение, ответил буквально следующее: “Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; но знамение не дастся ему” (Матфей, 12, 39). Как же совместить эти слова с теми чудесами, которые Он публично демонстрировал перед народом? Не знаем, но, на наш взгляд, все это говорит о том, что Евангелие – отнюдь не отчет о чудотворческой деятельности некоего Иисуса, сына Марии, а что-то вроде грандиозной Сказки, в которой, как и в случае с “пятью хлебами”, заложен очень глубокий и подлинно чудесный смысл.
К примеру, историю о том, как Христос, будучи приглашенным, на пир, превратил воду в вино, вполне можно понять, не прибегая к понятию чуда. В конце концов, по словам апостолов, “Бог есть любовь”, и если эта любовь присутствует среди людей, то и вода может показаться слаще вина, тогда как без любви даже лучшее вино на пиру – это всего лишь средство для оглупления мозга. Ну а если такой смысл кому-то покажется менее ярким, то напрасно. Просто сегодня многие недооценивают всю силу такого явления, как Любовь, не понимая, что это реальная энергия, суть которой – приводить в гармонию разрозненные части. Без этой энергии не было бы и самой жизни. Как человеческое тело, в котором нарушена гармония между отдельными органами, становится больным и умирает, так и мир, где нет любви, обречен на страдания и конечную гибель. И в этом главный смысл учения Иисуса Христа.
Что же касается чудес, то они, конечно же, могут происходить, однако в вопросах веры это не должно играть большой роли. Суть в том, что само понятие веры означает отнюдь не веру во что-то и даже не веру кому-то, а прежде всего верность и честность самого человека. Именно таково конкретное значение библейского слова “эмуна”, которое сегодня переводится как “вера”. Ну а для того, чтобы быть верным и честным, чудеса нужны едва ли.