Деревушка Лурд, расположенная на крайнем юго-западе Франции, в провинции Верхние Пиренеи, жила своей тихой, размеренной жизнью до 11 февраля 1858 года, когда здесь произошло чудо.


Источник в Лурде

Впрочем, о самом явлении жители узнали не сразу, а лишь через несколько недель и даже месяцев. Но отсчёт удивительной истории, в корне перевернувшей судьбу Лурда, ведётся именно от этой даты. А случилось вот что.

14-летняя пастушка Бернадетта Субиру, страдавшая астмой и туберкулёзом, отправилась в лес за хворостом. В какой-то момент она заметила среди скал странный свет, а затем перед ней возникла «красивая благородная дама», державшая в руках чётки. Бернадетта стала приходить к этому месту каждый день, и ей снова и снова являлась дама, взиравшая на пастушку с благосклонностью. Осмелев, девочка спросила однажды у дамы, кто она такая.

Та ответила: «Я — Непорочное зачатие». Бернадетта не поняла смысла этих слов, но запомнила их.

Затем дама посоветовала юной пастушке пойти в грот, расположенный на околице селения, и омыться в его целебном источнике. «Но в гроте нет никакого источника!» — удивилась девочка. «Пейте его воду и купайтесь в нём! — прозвучало в ответ. — Проводите вокруг него процессии и возведите над ним храм!» После этого видение исчезло.

Бернадетта отправилась к гроту. Внутри небольшой пещеры действительно бил источник! Пастушка припала к нему губами, затем омыла лицо и руки, после чего почувствовала себя значительно лучше. Девочка рассказала о чудесном происшествии священнику, родителям, а также подругам.

Местные власти посчитали эту историю выдумкой. Зато простые крестьяне поверили ей. Весть о том, что бедной пастушке из Лурда явилась Дева Мария, указавшая на целебный источник, постепенно разнеслась не только по округе, но и по всей Франции, а затем и за её пределами. В Лурд начали прибывать толпы паломников.

ХОР СКЕПТИКОВ

Глухая, затерянная в предгорьях деревенька Лурд быстро выросла в крупное поселение, а ещё через некоторое время стала городом. Сюда проложили железную дорогу. Как грибы после дождя, появлялись гостиницы, магазины, бистро, лавки, торговавшие сувенирами. Наконец, над чудесным гротом вырос двухуровневый храм в неоготическом стиле.

В первый период сотни людей объявляли себя исцелившимися. Но чаще всего это происходило в результате самовнушения либо преднамеренного обмана. Подобные инциденты давали повод скептикам заявлять о том, что «чудо Лурда» — это беззастенчивая спекуляция духовенства и предприимчивых дельцов на страданиях простых людей, надеявшихся на исцеление.

Одним из таких скептиков был именитый французский писатель Эмиль Золя, который в своём романе «Лурд» отобразил происходившее в этом городке, как некую грандиозную аферу. Со свойственным ему сарказмом он спрашивал, почему среди костылей, отброшенных «исцелившимися», не было ни одной деревянной ноги?

Другие критики писали, будто в гроте происходило любовное свидание некой благородной дамы с её пылким кавалером. Ход любовной баталии якобы нарушила бедная пастушка. Но благородная дама, мол, не растерялась и внушила набожной селянке, что является Богородицей. А всё дальнейшее — это якобы плод девичьих галлюцинаций. Был период, когда разоблачения подобного рода имели немало сторонников. И тогда Ватикан принял радикальные меры.

ИСЦЕЛЕНИЕ ПОД КОНТРОЛЕМ

Постепенно в Лурде сложилась система многоступенчатого контроля по фактам исцеления. Стало совершенно недостаточным, чтобы кто-то объявил сам себя исцелённым. В городке, куда в наши дни ежегодно приезжают от 5 до 7 млн паломников, в том числе 70 тысяч инвалидов-колясочников, существует специальное бюро, которое учитывает по медицинским документам всех, кто страдает серьёзными, «неизлечимыми» заболеваниями. В случае если кто-либо из больных заявляет о своём исцелении, это бюро создаёт комиссию, в работе которой могут участвовать все медики округи, вне зависимости от их религиозных убеждений.

Если комиссия признает, что исцеление действительно «необъяснимо с медицинской точки зрения», то дело поступает на рассмотрение лурдовского Международного медицинского комитета, который состоит исключительно из авторитетных врачей, но возглавляется священником. Критерии, которыми руководствуется этот комитет, сформулированы ещё в XVIII веке Папой Бенедиктом XIV.

«Я — Непорочное зачатие»
Исходная болезнь должна иметь точный и надёжный диагноз и сопровождаться инвалидностью. Исцеление должно быть внезапным, «на месте» и без какого-либо дополнительного медицинского вмешательства. Оно должно быть также полным, то есть полностью и навсегда возвращающим исцелённому нормальное здоровье. Чаще всего речь идёт о таких заболеваниях, как паралич, туберкулёз, ревматизм, склероз и т. д.

Подсчитано, что кандидата на «чудесное исцеление» осматривают в общей сложности 250 врачей, и эта процедура растягивается, как минимум, на три года. Решающее слово принадлежит епископу той епархии, где проживает пациент.

Но и это ещё не всё. Затем дело передаётся в Ватикан, где должны принять окончательное решение. С учётом многоступенчатых проверок, для признания того или иного случая исцеления чудом требовалось, как правило, не менее 15 лет.

ТЁПЛОЕ СВЕЧЕНИЕ

«Чудо исцеления» в Лурде по-прежнему остаётся весьма редким явлением.

За весь период лишь около 7 тысяч случаев классифицированы как необъяснимые исцеления, и лишь 68 из них, по состоянию на сегодняшний день, признаны чудом.

Одновременно с Бернадеттой чудесно исцелилась от боли в руке жительница той же деревни Катрин Латапи. Монахиня Катарина Дрексель не ходила за исцелением в Лурд. Наследница очень крупного капитала, она по доброй воле отказалась от мирских благ, заботилась о бедных, защищала униженных и угнетённых. Она скончалась в 1955 году, а в 1988-м была признана церковью «блаженной».

Случилось так, что, спустя ещё какое-то время одна из прихожанок привела свою 7-летнюю дочь, страдавшую глухотой, в Лурд и вознесла молитву о заступничестве «блаженной сестре Катарине». Для матери это была последняя надежда, поскольку многочисленные обращения к врачам не приносили заметного результата. И вот в Лурде девочка в одночасье обрела слух!

Медицинский комитет признал это исцеление чудом, а Ватикан, в свою очередь, перевёл «блаженную сестру Катарину» в ранг «святых». В 1999 году о своём чудесном исцелении объявили 19 паломников. Однако Медицинский комитет уже на первом этапе признал заслуживающими дальнейшего рассмотрения лишь б из этих заявлений. При последующем просеивании за чертой «чуда» остались практически все кандидаты. Последнее чудесное исцеление, 68-е по счёту, произошло уже в нашем веке.

У француза Сержа Франсуа была парализована левая нога. Уже не надеясь на помощь врачей, он прибыл в апреле 2002 года в Лурд. Войдя в грот, он долго молился, затем омыл больное место целебной водой из источника, ощутив внезапно, как по ноге распространилось «тёплое свечение». Исцелившись, он в том же году совершил паломничество к святым местам, пройдя пешком более полутора тысяч километров. Хотя этот факт сам по себе не вызывал сомнений, тем не менее, комитет признал случившееся чудом лишь совсем недавно — в апреле 2011 года.

«ЛИЧНЫЙ ДАР ГОСПОДА»

Ну, а как же трактует случаи исцеления в Лурде современная «серьёзная медицина», которая, кстати говоря, тоже умеет творить чудеса? По мнению многих врачей, выздоровление отдельных паломников может являться просто отсроченным результатом предыдущего лечения, поскольку значительная часть больных до своего посещения Лурда, как правило, пыталась победить болезнь с помощью медицины.

Вот один из характерных примеров. Женщина, страдавшая тяжёлым полиартритом, который изуродовал её суставы, почувствовала себя значительно лучше после омовения в целебном источнике. Но поскольку она перед этим прошла курс терапии, то комитет не признал её излечение «однозначно необъяснимым».

В 1987 году в результате посещения Лурда выздоровел французский паломник, страдавший до этого рассеянным склерозом. Лурдский комитет, проверявший этот случай, пришёл к выводу, что исцеление могло наступить благодаря магнитно-резонансному методу, который практиковал лечащий врач этого пациента. В конечном итоге, выздоровление этого больного епископ объявил «личным даром Господа», избежав упоминания о чуде.

Нельзя сбрасывать со счетов и такое понятие, как достигнутый уровень медицинских знаний. То, что ещё вчера не находило научного толкования и воспринималось не иначе как чудо, сегодня или завтра может получить вполне естественное объяснение. Лишь относительно недавно наука установила, что человеческие гены, от которых зависит состояние организма, могут порой менять свою активность «сами по себе», по неизвестной (пока) причине приводя к неожиданным результатам, или, иными словами, к «чудесному исцелению».

Что же касается Бернадетты Субиру, то она через десять лет после своей встречи с богородицей поступила в монастырь в Невере, где ухаживала за больными. В 35-летнем возрасте она умерла от туберкулёза, а позднее была канонизирована как «святая Бернадетта».