92-й километр трассы Саранск-Ульяновск известен многим мордовским водителям. Идущая в гору дорога за Дубенками прорезает высоченный холм, на котором шумят посевы. А по обочине — обелиски, обелиски…


Трасса Саранск-Ульяновск

Только по официальным данным с начала 80-х тут погибло 6 человек. А сколько неизвестных трагедий разыгралось здесь — не знает никто. Это одно из 19 “гиблых” мест Дубенского района.

С позиций упертого скептика все это необъяснимо. Мало ли в республике холмов и извилистых трасс, не чета этой? Но где-то — дорога как дорога, а где-то — каждый год по несколько происшествий…

Лишь дубенский краевед Николай Малясов не видит здесь ничего странного. “В древности покойников погребали как можно выше, чтобы могилу было видно издали, — объясняет Малясов, вслед за которым мы поднимаемся на злополучную кручу. — Этот холм, “покш сельме”, сквозь который проходит дорога, тоже был увенчан забытым погостом. Когда через него прокладывали трассу, техника выворачивала из земли груды костей. Их бы собрать и захоронить по-человечески, раз уж потревожили… Но у нас принято считать, что мертвые — это уже не люди. Позвонки хрустели под сапогами и гусеницами, а один тракторист водрузил на трубу череп и раскатывало лихим видом. С тех пор все и началось”.

Мы присматриваемся к земле под ногами. Ребра из окаменелой грязи вроде не торчат, но где-то на краю сознания ощущается странный холодок. Словно не под июльским солнышком стоишь, а пробираешься по зарослям разоренного кладбища. Если почувствуешь такое, сидя за рулем, то встречный грузовик можно просто не заметить…

ПО НЕБУ БЕЖАЛИ КРЕСТЬЯНЕ ПУГАЧЕВА

А краевед Малясов продолжает для нас свой экскурс в неведомое. Он не считает сказками народные предания о нехороших местах, где по ночам являются духи. Николай слишком часто слышал подобные истории, чтобы относиться к ним легкомысленно. Да и самому пришлось кое-что повидать. “Помню, учился я классе в седьмом, — вспоминает исследователь. — Шел 1954-й, и люди из органов еще приезжали за “врагами народа”. Как-то они заехали на нашу улицу, и брат подшутил, сказав, что страшным гостям нужен я. Помню, как я рванул в огород, спрятался в картошке и стал смотреть в небо. И вдруг… Прямо в воздухе надо мной возникли призрачные изображения людей. Потрясая вилами, они куда-то бежали целой толпой. Много позже я понял, что это были восставшие крестьяне времен Пугачева или Разина, и стал задумываться над причинами этого миража”.

Сегодня для этого человека нет понятия “сверхъестественное“. “Все, что есть — все это естественно. Просто что-то мы понимаем, что-то — пока нет”,-резонно объясняет Николай Сергеевич.
– Перестаньте закрывать глаза на загадочные события, хотя бы раз происходившие с каждым. Прекратите отмахиваться от свидетельств тысяч очевидцев. И тогда вам станет ясно, что помимо нашего пространства существуют и другие. Они связаны с обычным миром, и непонятные нам силы действуют на нашу жизнь извне.

Есть люди, которые контактируют с этими мирами напрямую и получают от этого выгоду. Мы называем их медиумами и колдунами, но они — всего лишь чьи-то подопытные кролики. В “колдовских” селах Антоновка и Кайбичево таких полно.

Бывают местности, где границы между мирами наиболее размыты. Чаще всего они связаны со смертью: оскверненные кладбища, места чьей-то трагической гибели, могилы не отпетых самоубийц. Там чаще всего и можно столкнуться с неведомым.

ОСКВЕРНЕННОЕ КЛАДБИЩЕ ЖДЕТ ПЕРВУЮ ЖЕРТВУ

Лет десять назад при местном краеведческом музее, где Николай Малясов работает заведующим, был открыт клуб юных краеведов. Поскольку, изучая историю Дубенского района, ребята то и дело слышали рассказы о чернокнижниках и призраках, тема иных пространств интересовала их все больше. Изучая район, Малясов и его соратники обнаружили 19 “гиблых” мест!

Так краеведы стали уфологами и наладили контакты с единомышленниками — всероссийским объединением “Космопоиск“, которое проводит изыскания по всей стране. Казалось бы, НЛО и духи — это из совсем разных книжек. Но Малясов не так категоричен: “Мы крайне мало знаем и о том, и о другом явлении. Возможно, между ними гораздо больше общего, чем думают многие”.

“Уазик” трясет нас по ухабам к очередному “гиблому” месту. “Вернее, оно пока не гиблое, так как ничего загадочного тут не происходило, — поясняет Малясов. — Но если произойдет, я не удивлюсь”. Сейчас на этом месте пруд. Еще в конце XIX века тут было кладбище села Озерки. Село стояло бы и дальше, если бы дубенцы поджогами не выжили соседей в Заволжье.

Когда много позже здесь насыпали плотину для пруда, кто-то нашел пару монет и началась “золотая лихорадка”. Холмики раскапывали, а черепами предков играла в футбол ребятня. Конечно, ничего ценного не обнаружили — мордовские крестьяне и в жизни-то золота не видели, где уж в гроб его класть… Но кладбище было осквернено. Малясов предупреждает: это вряд ли пройдет безнаказанным.
“А вон там — Битяй, — указывает рукой вдаль наш провожатый. — Болото, куда окрестные села сбрасывали тела самоубийц и умерших от водки. Там растет одна-единственная березка, а вокруг — только трава. По ночам здесь видели души несчастных, запряженные в колесницы”.

ОБЕЗВРЕДИТЬ “ГИБЛОЕ” МЕСТО МОЖЕТ ТОЛЬКО ЦЕРКОВЬ

Но как же обывателю обезопасить себя от пришельцев из .других пространств? Малясов, дает только две — рекомендации: “Во-первых, никогда не пытайтесь проникнуть в их тайны и получить для себя выгоду. Если они вам что-то предлагают — не соглашайтесь. Такие сделки никогда не приводили ни к чему хорошему — вы всегда отдадите больше, чем получите. Во-вторых, будьте спокойны и ничего не бойтесь — тогда никто не сможет причинить вам вреда.- А страх способен лишь питать всякого рода чернокнижников”. Сам исследователь не опасается ничьей мести, поскольку не собирается вступать в контакт с духами — он лишь отстраненно наблюдает за их влиянием на жизнь людей.

Конечно, невмешательство — это полумеры. Вряд ли они спасут очередного водителя около “покш сельме”. Малясов считает, что для разрешения ситуации необходима помощь церкви: “Души умерших надо упокоить, совершившее положенные обряды. Пока по костям будут ходить, трагедии не прекратятся. А то, что мы имеем сейчас — это просто кощунство. К останкам предков, будь они даже язычниками, нельзя относиться как к мусору”. Как утверждает краевед, несколько лет назад одно такое “нехорошее” место было полностью обезврежено с помощью священника.

В ближайшее время Николай Малясов собирается пройти по 19 злополучным местам с необычной экспедицией. С ним пойдет десяток его ребят — уфологов и несколько священнослужителей. Их целью будет не изучение родного края, а борьба с невидимой угрозой — от этой экспедиции зависит, будут ли у подножия “покш сельме” появляться новые обелиски…

Между прочим

Наши предки, не зашоренные материализмом, с большим доверием относились к своим ощущениям. Они знали все геопатогенные зоны и понимали, что использовать их для поселения или посевов нельзя. Поэтому в таких местах устраивали кладбища или даже могильники для наименее почитаемых умерших-самоубийц, воров, пьяниц. Таким образом, все эти кости и смерти могут оказаться не причиной появления “гиблого” места, а лишь следствием. И страшные события не приводят к появлению таких зон — они всего лишь бывают ими вызваны.

Сельские священники чувствуют враждебность “ПРАВОСЛАВНЫХ” КОЛДУНОВ

Благочинный Дубежжого района о. Андрей Зубанов согласен с Малясовым. Хотя священнослужитель считает “не упокоенные души” языческим суеверием, он полон решимости отслужить панихида на всех “гиблых” местах, установленных краеведом: “Тело православного должно быть предано земле. А предки, чьи гробы разоряют нынешние вандалы, были куда более православными, чем многие наши современники. Хотя на языческих погостах и церковные обряды совершать не стоит, прибрать останки обязательно и там”. При встрече с дьявольским наваждением о.Андрей советует молиться. “Если человек верует, ходит в церковь и соблюдает заповеди, ему не грозят никакие “духи”, — уверен священник.

Увы, часто ему приходится сталкиваться с богоотступниками-колдунами, которые, маскируясь под православных целителей, являются злейшими врагами христианства: “Вслух читают молитву, а про себя — бесовское заклинание. Хотя апостол Павел предупреждал, что все эти дьявольские знахари будут прокляты, в некоторых селах девочек с малолетства до сих пор приучают ворожить на картах. Наш район-один из самых колдовских в Мордовии, и кое-где батюшки ощущают на себе враждебность “целителей”. А люди продолжают идти к лжепророкам. И ценой временного облегчения оказываются не деньги, а новая человеческая душа, добровольно отданная слугам тьмы”.

ДУБЕНСКИЙ РАЙОН: ХРОНИКА НЕОБЪЯСНИМОГО

СЕЛО КАБАЕВО

Здесь постоянно наблюдают черных поросят, которые выскакивают из-под моста и исчезают.

СЕЛО КАЙБИЧЕВО

Года два назад здесь бесследно исчез человек — шел зимой с товарищем по полю и немного отстал. Попутчик оглянулся — сзади уже никого…

МЕСТЕЧКО “КУЗНЕЦ-ПАНДО”

Пару сотен лет назад здесь с моста свалилась свадебная карета, и с тех пор в этом месте слышат надрывный детский плач.

СЕЛО АНТОНОВКА

На могиле старушки-знахарки неизвестно чьими руками взрыхляется земля.

СЕЛО ТУРДАКИ

В начале 90-х годов прошлого века НЛО был взят конус грунта в несколько кубометров.

Что творится на 92-м км трассы Саранск — Ульяновск?

Ряд ученых предполагает, что “гиблые” места, начиная с Бермудского треугольника — это просто геопатогенные зоны. В них происходят возмущения неких энергий. Они нарушают работу электроники, мозга, всего организма; могут привести к непонятной тревоге, вызвать у человека агрессию или депрессию, довести до самоубийства. Возможны галлюцинации — человек увидит то “сверхъестественное”, которое ожидает. Раньше это были ведьмы на метлах, теперь-зеленые человечки… Геопатогенные зоны образуются и в местах геологических нарушений — пустот, разломов — и там, где много металла и линий электропередач. Какой из этих факторов превратил 92-й километр ульяновской трассы в дорогу смерти — неясно. Но сегодня здесь уже 6 памятников…

Кровь убитых коров губит автомобили

“Гиблым” местом называют участок скоростной магистрали Рига — Юрмала, где порой образуются “пробки” из десятка разбитых машин. Рассказывают, что когда-то здесь стояла скотобойня, и с тех пор все вокруг пропитано болью и ужасом. Автомобилисты под влиянием этой ауры теряют бдительность и быстроту реакции.

Дьявольский валун не позволяет себя беспокоить

Британские автомобилисты, проезжающие по графству Эссекс, прибавляют газу, едва завидев лежащий на обочине замшелый валун. Даже кратковременная задержка близ него чревата поломкой автомобиля. Согласно древним преданиям, в этом волшебном камне обитает злобный дух. Во времена второй мировой войны его случайно своротил бульдозер, расширявший дорогу, и началась настоящая чертовщина: на колокольне сами собой звонили колокола, сельскохозяйственные орудия и бревна взлетали в воздух… Свистопляска прекратилась, когда камень вернули на его законное место. С тех пор никто не решался его трогать.

Дорога в никуда

Жители города Альбукерка (штат Нью-Мексико) стараются держаться подальше от 15-километрового шоссе, которое было построено для туристов, желающих полюбоваться пустынными пейзажами. Ходят упорные слухи, что эта автострада “проглатывает” людей и машины. Десятка два человек действительно уехали по”дороге в никуда” и не вернулись, хотя шоссе заканчивается тупиком, а свернуть с него в сторону невозможно. Ученые пока не выдвинули ни одной более-менее правдивой гипотезы.

Чертова поляна

В Красноярском крае есть поляна под названием Чертово кладбище. Трава там не растет, на голой земле валяются останки животных и птиц. Ветви деревьев, окружающих поляну, обуглены, как при пожаре. Когда Чертово кладбище посетили исследователи с собаками, то животные, пробыв в зоне всего минуту, вскоре заболели и издохли.