Лес рубят — щепки летят. Когда-то эту поговорку очень любили в СССР, и в древесных щепках тогда ходило полстраны. В Египте же роль щепки досталась каирскому музею, оказавшемуся в эпицентре революции — на площади Тахрир. Его просто-напросто ограбили. Точно так же — в ходе Иракской войны в 2003 году — был разворован музей древностей в Багдаде.


Скорее всего, главной целью воров была золотая посмертная маска Тутанхамона

В ночь на 29 января неизвестные грабители проникли в Египетский музей и вынесли множество бесценных экспонатов. Точное их число по-прежнему не установлено: по одним источникам, музейщики не досчитались 18 реликвий, по другим — всех 54. А если верить третьим, то окончательно оценить ущерб, нанесенный музею, можно будет лишь через год — после тщательной инвентаризации.

Только услышав об ограблении, большинство исследователей решили, что оно было заказным. Но позже стало ясно: грабили дилетанты — грубо, бездумно, варварски. Воспользовавшись хаосом, воцарившимся в Египте, воры просто подогнали пожарную машину к музею. Взобрались на стеклянную крышу, разбили ее и по веревке спустились внутрь здания. В процессе веревка оборвалась, и один из грабителей рухнул прямо на витрину с посохами и опахалами Тутанхамона. Стекло, разумеется, разлетелось на куски, а мародер серьезно поранился: по кровавым следам, которые он оставил, экспертам не составило труда проследить маршрут грабителей внутри музея. Скорее всего, их главной целью была золотая посмертная маскаТутанхамона и прочие драгоценные предметы, найденные экспедицией Говарда Картера. Но железные решетки, перекрывающие залы, где хранятся эти сокровища, помешали им. Пришлось довольствоваться тем, что подвернется под руку. Подвернулась статуя царя на черном леопарде — знаковый экспонат Египетского музея, одна из его визитных карточек. Но грабители оценили лишь размер шедевра, стоящего сотни тысяч долларов: статуей разбивали витрины, чтобы добраться до более ценных — с их точки зрения — реликвий. В итоге разгромили 13 витрин, из-за чего пострадало 70 экспонатов музея. Из них две мумии уже не подлежат восстановлению. Не знаешь даже чему больше ужасаться в такой ситуации — варварству или воровской глупости. Впрочем, благодаря последней, уцелела фаянсовая статуэтка гиппопотама времен Среднего царства. Этих фигурок в мире насчитывается не больше 20. Последний раз такой бегемот был продан в 2004 году на аукционе Кристи за 1 350 000 долларов. Чтобы обеспечить себе безбедную старость, достаточно было прихватить лишь его. Но ворам приглянулись статуя Тутанхамона с гарпуном в руке, каменная статуя Эхнатона из мастерской скульптора Тутмоса. Того самого Тутмоса, что сделал всемирно известный бюст Нефертити. Брали все, что подвернется под руку. По всей видимости, какого-то четкого осмысленного плана у мародеров не было. Они даже награбленное добро не смогли утащить: позолоченную статую богини Менхерет с Тутанхамоном в руках пришлось бросить в саду — лишь бы поскорее унести ноги.

Почему же они торопились? Да потому, что на защиту Египетского музея, своего национального достояния, поднялись митингующие на площади Тахрир — самые простые египтяне. Они встали живым кольцом вокруг музея и тем самым уберегли его от полного разгрома мародерами и варварами. При этом, что показательно, защитники скандировали: «Здесь не Багдад!»

И действительно, в Багдаде все было много хуже…

В БАГДАДЕ ВСЕ СПОКОЙНО?

Катастрофа в Иракском музее произошла между 8 и 12 апреля 2003 года: именно тогда на территории музейного комплекса начались бои, и сотрудникам пришлось покинуть здание. На их место тут же устремились мародеры и вынесли из музея все, что только можно было унести. Впрочем, рассказывают, будто вывозили грузовиками. И правда, чего мелочиться, когда бесценные реликвии Шумера, Вавилона, Ассирии и других древних цивилизаций Месопотамии никто не охраняет? О том, что люди воруют у самих себя, крадут 7 000-летнюю историю человечества, никто в те минуты не думал. Историки и археологи всего мира с ужасом смотрели на творящийся беспредел и ничего не могли сделать: американцы, вошедшие в Ирак, не торопились спасать музей. В итоге вакханалия длилась едва ли не трое суток: пропало порядка 170 000 экспонатов из 500 000 имевшихся в музее. Позднее, правда, эта цифра была изрядно подкорректирована: сегодня принято считать, будто исчезло 15 000 реликвий.

По рассказам очевидцев, багдадский музей разоряли сами иракцы — обитатели нищего шиитского квартала. Разбили сотни глиняных табличек с клинописными текстами, изуродовали самую древнюю (4300 г. до н. э.!) медную скульптуру (скульптура из гипса) в мире — голову аккадского царя: расплющили ей нос и бороду.

Однако специалисты уверены: были в этой толпе и настоящие профи, действовавшие по заказу. На месте грабежа были обнаружены не только профессиональные стеклорезы, но и специальные приборы для вскрытия пуленепробиваемых витрин. На то, что ограбление осуществлялось хорошо подготовленной группой, указывают и другие детали. Например, воры знали музей как свои пять пальцев и не только прошлись по открытым залам, но и добрались до подземных запасников. Они действовали целенаправленно и уносили с собой только особо ценные экспонаты. «Ни одна гипсовая копия, из хранившихся в музее, не тронута. Брали только то, что представляет историческую ценность», — сказал директор Иракского государственного департамента исторических памятников и наследия Дони Джордж.

Американские танки 164-го танкового батальона взяли Иракский музей в Багдаде под охрану лишь 16 апреля, когда было уже слишком поздно: 28 галерей, хранилища и архивы превратились в руины. Кроме того, мародеры проявили похвальную предосторожность, предав огню также описи музейных экспонатов.

А МУЖИКИ-ТО НЕ ЗНАЮТ!

Почему же армия США не спешила брать музей под охрану? Может, военные просто не ожидали, что грабители, будто голодные шакалы, ринутся опустошать залы с древними реликвиями? Но это по меньшей мере наивно: общеизвестно, что на войне мародерство цветет пышным цветом. Более того: США уже сталкивались с подобной ситуацией. В 1991 году, под шумок, вызванный операцией «Буря в пустыне», из иракских музеев было украдено около 4 000 ценнейших экспонатов.

Так что не знать, как будут развиваться события в случае нового вооруженного конфликта, американцы просто не могли. Однако ничего не предприняли для спасения реликвий. Они проигнорировали не только свой собственный негативный опыт, но и призывы ученых и культурологов всего мира: об уникальности коллекции, собранной в Багдаде, высшему военному начальству США докладывал, например, востоковед Макгвайр Гибсон. Ученый из Института востоковедения при университете Чикаго трижды (!!!) приезжал в Пентагон, надеясь вдолбить в головы военных: музей в Багдаде — это сокровищница всего человечества, она должна быть сохранена любой ценой! О том же говорили специалисты из Американского археологического института.

Наш Михаил Швыдкой, тогда еще министр культуры России, писал в ЮНЕСКО, заклиная организацию сделать все возможное для сохранения иракских древностей.

Увы — ни один крик души не был услышан.

ОПЯТЬ ВИНОВАТЫ ЕВРЕИ?

Итак, величайшая мировая сокровищница, Иракский музей в Багдаде, была равнодушно отдана на разорение. И это равнодушие наталкивает на определенные подозрения: а что, если музей нарочно не мешали разворовывать? Для того чтобы минимизировать Ирак как государство? Такая стихийная «национализация» по сути — прицельный удар по главным символам страны, по ее культуре и в конечном счете — национальному самосознанию граждан. Разумеется, эта версия высказывается крайне осторожно и особой поддержкой не пользуется. Как, впрочем, и вторая, согласно которой за ограблением багдадского музея стоят еврейские националисты, заинтересованные в уничтожении всех следов существования более древней культуры на территории Передней Азии. Не секрет, что Ветхий Завет повторяет многие древние шумерские сказания. Та же история о Ноевом ковчеге — не что иное, как калька с приключений шумерского героя Утнапиштима. И стало быть, претензии еврейской нации на роль прародителей культуры человечества совершенно не обоснованы. Однако глупо кричать: во всем виноваты американцы или евреи. Кто конкретно стоял за людьми, целенаправленно вывозившими ценности из багдадского музея, неизвестно. Может быть, когда-нибудь на эту историю и прольется свет. Музей же живет надеждой, что рано или поздно он сможет вернуть реликвии на их места. И эта надежда совсем не беспочвенна.

ВАМ НИЧЕГО НЕ БУДЕТ!

Розыски украденных экспонатов начались 16 апреля 2003 года. Жителям Багдада было официально объявлено, что за возвращение украденных ценностей им ничего не будет. И в музей почти сразу же вернули порядка 2 000 артефактов. Подробнейшая опись похищенного была передана в ЮНЕСКО, музейщикам и антикварам Европы, США, Японии. Одним словом — всем-всем-всем. Таким образом, воров лишили возможности легально не то чтобы продать, но даже провезти через границу тот или иной украденный шедевр. За 8 лет, минувших со дня ограбления, в музейные залы вернулись порядка 7 500 экспонатов. Находки всплывали в Европе, Японии, Перу, в странах Ближнего Востока. Несколько лет назад в Сирии и Иордании были перехвачены крупные дипломатические посылки, направляющиеся в США: внутри оказались тщательно упакованные вещи из багдадского музея.

В итоге вакханалия длилась едва ли не трое суток: пропало порядка 170 000 экспонатов из 500 000 имевшихся в музее
На сегодняшний момент самыми ценными из возвращенных в музей экспонатов являются так называемая Шумерская Мона Лиза — высеченная из известняка маска, — древнейшее скульптурное изображение в мире, и алебастровый сосуд богини Инанны из Урука (3200 г. до н. э.). Однако судьба остальных 7 500 украденных — реликвий остается неизвестной. Скорее всего, они давным-давно покинули Ирак — контрабандой или теми же дипломатическими путями — и осели в частных коллекциях. Возможно, тех самых людей, что инициировали ограбление. Горестно, конечно, но по крайней мере за целость и сохранность этих шедевров можно не беспокоиться: рано или поздно, через десять, двадцать, может быть даже сотню лет, они «всплывут на поверхность».

Другой может оказаться судьба ценностей, похищенных в Египетском музее. Воры, побывавшие там, показали себя редкими профанами: они явно не понимают, что именно попало им в руки, и не сумеют распорядиться украденным. А значит, мировая культура может навечно лишиться части самых ценных своих памятников…

Грабители музеев

Цивилизации

Лес рубят — щепки летят. Когда-то эту поговорку очень любили в СССР, и в древесных щепках тогда ходило полстраны. В Египте же роль щепки досталась каирскому музею, оказавшемуся в эпицентре революции — на площади Тахрир. Его просто-напросто ограбили. Точно так же — в ходе Иракской войны в 2003 году — был разворован музей древностей в Багдаде.


Скорее всего, главной целью воров была золотая посмертная маска Тутанхамона

В ночь на 29 января неизвестные грабители проникли в Египетский музей и вынесли множество бесценных экспонатов. Точное их число по-прежнему не установлено: по одним источникам, музейщики не досчитались 18 реликвий, по другим — всех 54. А если верить третьим, то окончательно оценить ущерб, нанесенный музею, можно будет лишь через год — после тщательной инвентаризации.

Только услышав об ограблении, большинство исследователей решили, что оно было заказным. Но позже стало ясно: грабили дилетанты — грубо, бездумно, варварски. Воспользовавшись хаосом, воцарившимся в Египте, воры просто подогнали пожарную машину к музею. Взобрались на стеклянную крышу, разбили ее и по веревке спустились внутрь здания. В процессе веревка оборвалась, и один из грабителей рухнул прямо на витрину с посохами и опахалами Тутанхамона. Стекло, разумеется, разлетелось на куски, а мародер серьезно поранился: по кровавым следам, которые он оставил, экспертам не составило труда проследить маршрут грабителей внутри музея. Скорее всего, их главной целью была золотая посмертная маскаТутанхамона и прочие драгоценные предметы, найденные экспедицией Говарда Картера. Но железные решетки, перекрывающие залы, где хранятся эти сокровища, помешали им. Пришлось довольствоваться тем, что подвернется под руку. Подвернулась статуя царя на черном леопарде — знаковый экспонат Египетского музея, одна из его визитных карточек. Но грабители оценили лишь размер шедевра, стоящего сотни тысяч долларов: статуей разбивали витрины, чтобы добраться до более ценных — с их точки зрения — реликвий. В итоге разгромили 13 витрин, из-за чего пострадало 70 экспонатов музея. Из них две мумии уже не подлежат восстановлению. Не знаешь даже чему больше ужасаться в такой ситуации — варварству или воровской глупости. Впрочем, благодаря последней, уцелела фаянсовая статуэтка гиппопотама времен Среднего царства. Этих фигурок в мире насчитывается не больше 20. Последний раз такой бегемот был продан в 2004 году на аукционе Кристи за 1 350 000 долларов. Чтобы обеспечить себе безбедную старость, достаточно было прихватить лишь его. Но ворам приглянулись статуя Тутанхамона с гарпуном в руке, каменная статуя Эхнатона из мастерской скульптора Тутмоса. Того самого Тутмоса, что сделал всемирно известный бюст Нефертити. Брали все, что подвернется под руку. По всей видимости, какого-то четкого осмысленного плана у мародеров не было. Они даже награбленное добро не смогли утащить: позолоченную статую богини Менхерет с Тутанхамоном в руках пришлось бросить в саду — лишь бы поскорее унести ноги.

Почему же они торопились? Да потому, что на защиту Египетского музея, своего национального достояния, поднялись митингующие на площади Тахрир — самые простые египтяне. Они встали живым кольцом вокруг музея и тем самым уберегли его от полного разгрома мародерами и варварами. При этом, что показательно, защитники скандировали: «Здесь не Багдад!»

И действительно, в Багдаде все было много хуже…

В БАГДАДЕ ВСЕ СПОКОЙНО?

Катастрофа в Иракском музее произошла между 8 и 12 апреля 2003 года: именно тогда на территории музейного комплекса начались бои, и сотрудникам пришлось покинуть здание. На их место тут же устремились мародеры и вынесли из музея все, что только можно было унести. Впрочем, рассказывают, будто вывозили грузовиками. И правда, чего мелочиться, когда бесценные реликвии Шумера, Вавилона, Ассирии и других древних цивилизаций Месопотамии никто не охраняет? О том, что люди воруют у самих себя, крадут 7 000-летнюю историю человечества, никто в те минуты не думал. Историки и археологи всего мира с ужасом смотрели на творящийся беспредел и ничего не могли сделать: американцы, вошедшие в Ирак, не торопились спасать музей. В итоге вакханалия длилась едва ли не трое суток: пропало порядка 170 000 экспонатов из 500 000 имевшихся в музее. Позднее, правда, эта цифра была изрядно подкорректирована: сегодня принято считать, будто исчезло 15 000 реликвий.

По рассказам очевидцев, багдадский музей разоряли сами иракцы — обитатели нищего шиитского квартала. Разбили сотни глиняных табличек с клинописными текстами, изуродовали самую древнюю (4300 г. до н. э.!) медную скульптуру (скульптура из гипса) в мире — голову аккадского царя: расплющили ей нос и бороду.

Однако специалисты уверены: были в этой толпе и настоящие профи, действовавшие по заказу. На месте грабежа были обнаружены не только профессиональные стеклорезы, но и специальные приборы для вскрытия пуленепробиваемых витрин. На то, что ограбление осуществлялось хорошо подготовленной группой, указывают и другие детали. Например, воры знали музей как свои пять пальцев и не только прошлись по открытым залам, но и добрались до подземных запасников. Они действовали целенаправленно и уносили с собой только особо ценные экспонаты. «Ни одна гипсовая копия, из хранившихся в музее, не тронута. Брали только то, что представляет историческую ценность», — сказал директор Иракского государственного департамента исторических памятников и наследия Дони Джордж.

Американские танки 164-го танкового батальона взяли Иракский музей в Багдаде под охрану лишь 16 апреля, когда было уже слишком поздно: 28 галерей, хранилища и архивы превратились в руины. Кроме того, мародеры проявили похвальную предосторожность, предав огню также описи музейных экспонатов.

А МУЖИКИ-ТО НЕ ЗНАЮТ!

Почему же армия США не спешила брать музей под охрану? Может, военные просто не ожидали, что грабители, будто голодные шакалы, ринутся опустошать залы с древними реликвиями? Но это по меньшей мере наивно: общеизвестно, что на войне мародерство цветет пышным цветом. Более того: США уже сталкивались с подобной ситуацией. В 1991 году, под шумок, вызванный операцией «Буря в пустыне», из иракских музеев было украдено около 4 000 ценнейших экспонатов.

Так что не знать, как будут развиваться события в случае нового вооруженного конфликта, американцы просто не могли. Однако ничего не предприняли для спасения реликвий. Они проигнорировали не только свой собственный негативный опыт, но и призывы ученых и культурологов всего мира: об уникальности коллекции, собранной в Багдаде, высшему военному начальству США докладывал, например, востоковед Макгвайр Гибсон. Ученый из Института востоковедения при университете Чикаго трижды (!!!) приезжал в Пентагон, надеясь вдолбить в головы военных: музей в Багдаде — это сокровищница всего человечества, она должна быть сохранена любой ценой! О том же говорили специалисты из Американского археологического института.

Наш Михаил Швыдкой, тогда еще министр культуры России, писал в ЮНЕСКО, заклиная организацию сделать все возможное для сохранения иракских древностей.

Увы — ни один крик души не был услышан.

ОПЯТЬ ВИНОВАТЫ ЕВРЕИ?

Итак, величайшая мировая сокровищница, Иракский музей в Багдаде, была равнодушно отдана на разорение. И это равнодушие наталкивает на определенные подозрения: а что, если музей нарочно не мешали разворовывать? Для того чтобы минимизировать Ирак как государство? Такая стихийная «национализация» по сути — прицельный удар по главным символам страны, по ее культуре и в конечном счете — национальному самосознанию граждан. Разумеется, эта версия высказывается крайне осторожно и особой поддержкой не пользуется. Как, впрочем, и вторая, согласно которой за ограблением багдадского музея стоят еврейские националисты, заинтересованные в уничтожении всех следов существования более древней культуры на территории Передней Азии. Не секрет, что Ветхий Завет повторяет многие древние шумерские сказания. Та же история о Ноевом ковчеге — не что иное, как калька с приключений шумерского героя Утнапиштима. И стало быть, претензии еврейской нации на роль прародителей культуры человечества совершенно не обоснованы. Однако глупо кричать: во всем виноваты американцы или евреи. Кто конкретно стоял за людьми, целенаправленно вывозившими ценности из багдадского музея, неизвестно. Может быть, когда-нибудь на эту историю и прольется свет. Музей же живет надеждой, что рано или поздно он сможет вернуть реликвии на их места. И эта надежда совсем не беспочвенна.

ВАМ НИЧЕГО НЕ БУДЕТ!

Розыски украденных экспонатов начались 16 апреля 2003 года. Жителям Багдада было официально объявлено, что за возвращение украденных ценностей им ничего не будет. И в музей почти сразу же вернули порядка 2 000 артефактов. Подробнейшая опись похищенного была передана в ЮНЕСКО, музейщикам и антикварам Европы, США, Японии. Одним словом — всем-всем-всем. Таким образом, воров лишили возможности легально не то чтобы продать, но даже провезти через границу тот или иной украденный шедевр. За 8 лет, минувших со дня ограбления, в музейные залы вернулись порядка 7 500 экспонатов. Находки всплывали в Европе, Японии, Перу, в странах Ближнего Востока. Несколько лет назад в Сирии и Иордании были перехвачены крупные дипломатические посылки, направляющиеся в США: внутри оказались тщательно упакованные вещи из багдадского музея.

В итоге вакханалия длилась едва ли не трое суток: пропало порядка 170 000 экспонатов из 500 000 имевшихся в музее
На сегодняшний момент самыми ценными из возвращенных в музей экспонатов являются так называемая Шумерская Мона Лиза — высеченная из известняка маска, — древнейшее скульптурное изображение в мире, и алебастровый сосуд богини Инанны из Урука (3200 г. до н. э.). Однако судьба остальных 7 500 украденных — реликвий остается неизвестной. Скорее всего, они давным-давно покинули Ирак — контрабандой или теми же дипломатическими путями — и осели в частных коллекциях. Возможно, тех самых людей, что инициировали ограбление. Горестно, конечно, но по крайней мере за целость и сохранность этих шедевров можно не беспокоиться: рано или поздно, через десять, двадцать, может быть даже сотню лет, они «всплывут на поверхность».

Другой может оказаться судьба ценностей, похищенных в Египетском музее. Воры, побывавшие там, показали себя редкими профанами: они явно не понимают, что именно попало им в руки, и не сумеют распорядиться украденным. А значит, мировая культура может навечно лишиться части самых ценных своих памятников…

Грабители музеев

Цивилизации

Лес рубят — щепки летят. Когда-то эту поговорку очень любили в СССР, и в древесных щепках тогда ходило полстраны. В Египте же роль щепки досталась каирскому музею, оказавшемуся в эпицентре революции — на площади Тахрир. Его просто-напросто ограбили. Точно так же — в ходе Иракской войны в 2003 году — был разворован музей древностей в Багдаде.


Скорее всего, главной целью воров была золотая посмертная маска Тутанхамона

В ночь на 29 января неизвестные грабители проникли в Египетский музей и вынесли множество бесценных экспонатов. Точное их число по-прежнему не установлено: по одним источникам, музейщики не досчитались 18 реликвий, по другим — всех 54. А если верить третьим, то окончательно оценить ущерб, нанесенный музею, можно будет лишь через год — после тщательной инвентаризации.

Только услышав об ограблении, большинство исследователей решили, что оно было заказным. Но позже стало ясно: грабили дилетанты — грубо, бездумно, варварски. Воспользовавшись хаосом, воцарившимся в Египте, воры просто подогнали пожарную машину к музею. Взобрались на стеклянную крышу, разбили ее и по веревке спустились внутрь здания. В процессе веревка оборвалась, и один из грабителей рухнул прямо на витрину с посохами и опахалами Тутанхамона. Стекло, разумеется, разлетелось на куски, а мародер серьезно поранился: по кровавым следам, которые он оставил, экспертам не составило труда проследить маршрут грабителей внутри музея. Скорее всего, их главной целью была золотая посмертная маскаТутанхамона и прочие драгоценные предметы, найденные экспедицией Говарда Картера. Но железные решетки, перекрывающие залы, где хранятся эти сокровища, помешали им. Пришлось довольствоваться тем, что подвернется под руку. Подвернулась статуя царя на черном леопарде — знаковый экспонат Египетского музея, одна из его визитных карточек. Но грабители оценили лишь размер шедевра, стоящего сотни тысяч долларов: статуей разбивали витрины, чтобы добраться до более ценных — с их точки зрения — реликвий. В итоге разгромили 13 витрин, из-за чего пострадало 70 экспонатов музея. Из них две мумии уже не подлежат восстановлению. Не знаешь даже чему больше ужасаться в такой ситуации — варварству или воровской глупости. Впрочем, благодаря последней, уцелела фаянсовая статуэтка гиппопотама времен Среднего царства. Этих фигурок в мире насчитывается не больше 20. Последний раз такой бегемот был продан в 2004 году на аукционе Кристи за 1 350 000 долларов. Чтобы обеспечить себе безбедную старость, достаточно было прихватить лишь его. Но ворам приглянулись статуя Тутанхамона с гарпуном в руке, каменная статуя Эхнатона из мастерской скульптора Тутмоса. Того самого Тутмоса, что сделал всемирно известный бюст Нефертити. Брали все, что подвернется под руку. По всей видимости, какого-то четкого осмысленного плана у мародеров не было. Они даже награбленное добро не смогли утащить: позолоченную статую богини Менхерет с Тутанхамоном в руках пришлось бросить в саду — лишь бы поскорее унести ноги.

Почему же они торопились? Да потому, что на защиту Египетского музея, своего национального достояния, поднялись митингующие на площади Тахрир — самые простые египтяне. Они встали живым кольцом вокруг музея и тем самым уберегли его от полного разгрома мародерами и варварами. При этом, что показательно, защитники скандировали: «Здесь не Багдад!»

И действительно, в Багдаде все было много хуже…

В БАГДАДЕ ВСЕ СПОКОЙНО?

Катастрофа в Иракском музее произошла между 8 и 12 апреля 2003 года: именно тогда на территории музейного комплекса начались бои, и сотрудникам пришлось покинуть здание. На их место тут же устремились мародеры и вынесли из музея все, что только можно было унести. Впрочем, рассказывают, будто вывозили грузовиками. И правда, чего мелочиться, когда бесценные реликвии Шумера, Вавилона, Ассирии и других древних цивилизаций Месопотамии никто не охраняет? О том, что люди воруют у самих себя, крадут 7 000-летнюю историю человечества, никто в те минуты не думал. Историки и археологи всего мира с ужасом смотрели на творящийся беспредел и ничего не могли сделать: американцы, вошедшие в Ирак, не торопились спасать музей. В итоге вакханалия длилась едва ли не трое суток: пропало порядка 170 000 экспонатов из 500 000 имевшихся в музее. Позднее, правда, эта цифра была изрядно подкорректирована: сегодня принято считать, будто исчезло 15 000 реликвий.

По рассказам очевидцев, багдадский музей разоряли сами иракцы — обитатели нищего шиитского квартала. Разбили сотни глиняных табличек с клинописными текстами, изуродовали самую древнюю (4300 г. до н. э.!) медную скульптуру (скульптура из гипса) в мире — голову аккадского царя: расплющили ей нос и бороду.

Однако специалисты уверены: были в этой толпе и настоящие профи, действовавшие по заказу. На месте грабежа были обнаружены не только профессиональные стеклорезы, но и специальные приборы для вскрытия пуленепробиваемых витрин. На то, что ограбление осуществлялось хорошо подготовленной группой, указывают и другие детали. Например, воры знали музей как свои пять пальцев и не только прошлись по открытым залам, но и добрались до подземных запасников. Они действовали целенаправленно и уносили с собой только особо ценные экспонаты. «Ни одна гипсовая копия, из хранившихся в музее, не тронута. Брали только то, что представляет историческую ценность», — сказал директор Иракского государственного департамента исторических памятников и наследия Дони Джордж.

Американские танки 164-го танкового батальона взяли Иракский музей в Багдаде под охрану лишь 16 апреля, когда было уже слишком поздно: 28 галерей, хранилища и архивы превратились в руины. Кроме того, мародеры проявили похвальную предосторожность, предав огню также описи музейных экспонатов.

А МУЖИКИ-ТО НЕ ЗНАЮТ!

Почему же армия США не спешила брать музей под охрану? Может, военные просто не ожидали, что грабители, будто голодные шакалы, ринутся опустошать залы с древними реликвиями? Но это по меньшей мере наивно: общеизвестно, что на войне мародерство цветет пышным цветом. Более того: США уже сталкивались с подобной ситуацией. В 1991 году, под шумок, вызванный операцией «Буря в пустыне», из иракских музеев было украдено около 4 000 ценнейших экспонатов.

Так что не знать, как будут развиваться события в случае нового вооруженного конфликта, американцы просто не могли. Однако ничего не предприняли для спасения реликвий. Они проигнорировали не только свой собственный негативный опыт, но и призывы ученых и культурологов всего мира: об уникальности коллекции, собранной в Багдаде, высшему военному начальству США докладывал, например, востоковед Макгвайр Гибсон. Ученый из Института востоковедения при университете Чикаго трижды (!!!) приезжал в Пентагон, надеясь вдолбить в головы военных: музей в Багдаде — это сокровищница всего человечества, она должна быть сохранена любой ценой! О том же говорили специалисты из Американского археологического института.

Наш Михаил Швыдкой, тогда еще министр культуры России, писал в ЮНЕСКО, заклиная организацию сделать все возможное для сохранения иракских древностей.

Увы — ни один крик души не был услышан.

ОПЯТЬ ВИНОВАТЫ ЕВРЕИ?

Итак, величайшая мировая сокровищница, Иракский музей в Багдаде, была равнодушно отдана на разорение. И это равнодушие наталкивает на определенные подозрения: а что, если музей нарочно не мешали разворовывать? Для того чтобы минимизировать Ирак как государство? Такая стихийная «национализация» по сути — прицельный удар по главным символам страны, по ее культуре и в конечном счете — национальному самосознанию граждан. Разумеется, эта версия высказывается крайне осторожно и особой поддержкой не пользуется. Как, впрочем, и вторая, согласно которой за ограблением багдадского музея стоят еврейские националисты, заинтересованные в уничтожении всех следов существования более древней культуры на территории Передней Азии. Не секрет, что Ветхий Завет повторяет многие древние шумерские сказания. Та же история о Ноевом ковчеге — не что иное, как калька с приключений шумерского героя Утнапиштима. И стало быть, претензии еврейской нации на роль прародителей культуры человечества совершенно не обоснованы. Однако глупо кричать: во всем виноваты американцы или евреи. Кто конкретно стоял за людьми, целенаправленно вывозившими ценности из багдадского музея, неизвестно. Может быть, когда-нибудь на эту историю и прольется свет. Музей же живет надеждой, что рано или поздно он сможет вернуть реликвии на их места. И эта надежда совсем не беспочвенна.

ВАМ НИЧЕГО НЕ БУДЕТ!

Розыски украденных экспонатов начались 16 апреля 2003 года. Жителям Багдада было официально объявлено, что за возвращение украденных ценностей им ничего не будет. И в музей почти сразу же вернули порядка 2 000 артефактов. Подробнейшая опись похищенного была передана в ЮНЕСКО, музейщикам и антикварам Европы, США, Японии. Одним словом — всем-всем-всем. Таким образом, воров лишили возможности легально не то чтобы продать, но даже провезти через границу тот или иной украденный шедевр. За 8 лет, минувших со дня ограбления, в музейные залы вернулись порядка 7 500 экспонатов. Находки всплывали в Европе, Японии, Перу, в странах Ближнего Востока. Несколько лет назад в Сирии и Иордании были перехвачены крупные дипломатические посылки, направляющиеся в США: внутри оказались тщательно упакованные вещи из багдадского музея.

В итоге вакханалия длилась едва ли не трое суток: пропало порядка 170 000 экспонатов из 500 000 имевшихся в музее
На сегодняшний момент самыми ценными из возвращенных в музей экспонатов являются так называемая Шумерская Мона Лиза — высеченная из известняка маска, — древнейшее скульптурное изображение в мире, и алебастровый сосуд богини Инанны из Урука (3200 г. до н. э.). Однако судьба остальных 7 500 украденных — реликвий остается неизвестной. Скорее всего, они давным-давно покинули Ирак — контрабандой или теми же дипломатическими путями — и осели в частных коллекциях. Возможно, тех самых людей, что инициировали ограбление. Горестно, конечно, но по крайней мере за целость и сохранность этих шедевров можно не беспокоиться: рано или поздно, через десять, двадцать, может быть даже сотню лет, они «всплывут на поверхность».

Другой может оказаться судьба ценностей, похищенных в Египетском музее. Воры, побывавшие там, показали себя редкими профанами: они явно не понимают, что именно попало им в руки, и не сумеют распорядиться украденным. А значит, мировая культура может навечно лишиться части самых ценных своих памятников…