Чего только не пишут о немецких подводных лодках, сдавшихся уже после окончания второй мировой войны! И в Антарктиду они якобы ходили, и главарей третьего рейха в конце войны вывозили в аргентину. Откроем воспоминания Хайнца Шаффера, командира субмарины U-977, «вышедшей из боя» самой-самой последней – 17 августа 1945 года. Кстати, именно этой команде приписывали вывоз фюрера из Германии.


Шаффер получил под своё командование новую лодку U-977

Книга в оригинале называется скромно U-Boot 977. Напомню, что немецкие подлодки официальных собственных имён не имели, только номера. А u-boot – это просто подводная лодка (лодочные двигателя купить). Написаны мемуары в Аргентине, более 50 лет назад. Сразу замечу, что автор не особо дистанцируется от гитлеровского режима, но постоянно подчёркивает свой профессионализм – его и не отнимешь. И он, и его сослуживцы предстают в образе этаких морских волков, честно выполнявших свой воинский долг «охотников» за конвоями союзников в Атлантике. Некоторые моменты в связи с этим воспринимаются негативно, хотя в то же время несомненна честность автора.

Будущий командир самой стойкой лодки германского флота – берлинец, из весьма богатой семьи, с детства хотел быть капитаном, увлекался парусным спортом. В 1938 году отец отправил его в США, где подросток изучал английский в городе Кливленд. А осенью того же года, после возвращения из Америки, Хайнц подал документы в морской кадетский корпус. Осенью 1939 года, с началом мировой войны, он попал в школу, готовившую гардемаринов. Знания английского и умение хорошо стрелять (ходил с отцом на охоту) помогли скомпенсировать недостатки физической подготовки в глазах начальства. Пребывание в США не стало препятствием для карьеры в рейхе.

После трёхмесячной практики на паруснике в период «странной войны», когда реальных боевых действий с Англией и Францией ещё не было, Хайнц попал в расчёт орудийной башни одного из кораблей. После оккупации немцами Франции его сначала перевели в один из французских портов, а затем отозвали для дальнейшего обучения в Военно-морскую академию. После завершения учёбы в мае 1941 года новоиспечённый гардемарин получил направление на подлодку, стоявшую в Данциге (ныне – Гданьск в Польше).

На лодках, в отличие от надводных кораблей, намного свободнее относились к форме одежды – в походах носили иногда обычные свитера. Экипажи были достаточно сплочёнными, очень гордились своей «элитарностью». Да и снабжение было отличным. В первом же боевом походе были и атаки английских самолётов, и потопление танкера англичан в районе Исландии. Утопив противника, как пишет X. Шаффер, «мы ставили пластинки и слушали старые мелодии, напоминавшие нам о доме» – ох уж эта немецкая сентиментальность. Тонущих моряков конвоев, между прочим, никогда не спасали. «Как особую награду мы получили по стакану бренди», – обычно спиртное на лодке было под запретом.

Конвои лодки атаковали дерзко, чаще всего из надводного положения, всплывая ночью в гуще транспортов противника, маскируя тем самым шум своих винтов и силуэт корпуса. После первого попадания били ещё по какому-нибудь кораблю, используя зарево пожара как подсветку цели, а затем быстро погружались. Во время второго похода на лодку после её атаки сбросили 168 глубинных бомб за 8 часов. Однако неточно – немцы выбрасывали за борт состав под названием «асдик», создававший такое же эхо, как от лодки, что дезориентировало командиров англичан.

Лодки действовали так называемой «волчьей стаей», их командиры сами назвали эту тактику. Разведка наводила их на предполагаемый курс конвоя, лодки располагались дугой, но каждая действовала самостоятельно. Базировались в основном во французских гаванях. В 1942 году X. Шаффер после коротких курсов стал лейтенантом. К этому времени англичане и американцы вовсю использовали радары, установив их в том числе и на самолётах – охотниках за лодками. Немцы ответили разработкой специального устройства, «антирадара» Fu.M.B., ловящего излучение от радара противника. Потери выросли, но район действия немецких субмарин всё расширялся. Была организована даже их дозаправка дизельным маслом в море с помощью специальных танкеров, причём при подводном положении лодки. Как раз в первой такой заправке участвовал X. Шаффер.

Англичане стали бомбить базы лодок во Франции. В ответ немцы построили огромные железобетонные бункеры, в одном из 12 таких убежищ в порту Сен-Назер, рассчитанных на три лодки каждое, базировалась субмарина, на которой служил X. Шаффер в 1943 году. Работала она в районе Гибралтара. А один из походов был (внимание!) особым – с заданием выйти в Южную Атлантику, оперировать около африканской Либерии. Из восьми получивших такое задание лодок в Сен-Назер вернулись только три, причём лишь одна реально выполнила задание, на ней даже праздновали переход экватора.

После этого X. Шаффера послали на курсы командиров подлодок. Став после них командиром лодки, он получил назначение не на фронт, а в учебный отряд из 36 лодок, находившийся на базе в Пилау (ныне Балтийск). Экипажи готовили массово – с апреля 1944 года германская военная промышленность выпускала по 60 лодок в месяц. Появились новые воздухозаборники «шноркели», позволявшие дольше оставаться под водой, залп можно было давать сразу шестью торпедами, а за 15 минут, перезаряжая аппараты, выпустить 18 торпед. Командирская рубка была снабжена такими расчётными устройствами, которые позволяли запрограммировать стрельбу сразу по нескольким целям. Но потери всё росли и росли…

За всю войну из 720 оперировавших в море германских подлодок утонули 640, из 40 тысяч подводников погибли 30 тысяч. Правда, новые самонаводящиеся акустические торпеды привели к росту потерь и у союзников – до 80 кораблей в один из месяцев 1944 года. Почему-то в самом конце войны о молодом капитане Шаффере, имевшем опыт навигации у берегов Африки, вспомнили. Он получил под своё командование новую лодку U-977 и – в апреле 1945 года – приказ идти …в Норвегию, там дозаправиться и следовать дальше. Якобы надо было прорваться к британской базе Саутгемптон и пытаться атаковать (бессмысленно для конца войны и самоубийственно – там были противолодочные сети и мины).

Видимо, Хайнц что-то не договаривает. Задачу ему на базе в порту Киль ставил лично адмирал Дёниц: «Если вы не можете выйти в море, то кто сможет?» На базу в Норвегии U-977 пришла 26 апреля 1945 года (напомню – штурм Берлина шёл с 16 апреля по 2 мая). Вышла лодка в море из Норвегии 2 мая! Уверен, что она должна была ждать пассажиров из Берлина (и ждали, даже устроили пикник!), но они не прибыли. И командующий флотилией «отпустил» X. Шаффера.

Приняв по радио приказ Дёница о капитуляции, подводники посчитали его дезинформацией противника. И провели голосование – кто за поход до Аргентины, кто – против. Из 48 членов экипажа 31 были за поход. Остальных 10 мая высадили на берег Норвегии в районе Бергена. Начался поход вокруг Британии в подводном положении, поскольку и после окончания войны противолодочная авиация патрулировала воды вокруг островов.

После 66 дней похода команда была на грани нервного срыва. Вспыли куда южнее Гибралтара. Дошли до островов Зелёного Мыса, где устроили даже сёрфинг на досках, привязанных к лодке. Не высадили ли там кого-то, не включённого в состав экипажа? Возможно, но, конечно, не из лидеров рейха. При переходе через экватор устроили праздник Нептуна. Малым ходом в надводном положении дошли до Аргентины. Узнали по радио, что другая «особая» лодка U-530, давно оперировавшая в Южной Атлантике, уже сдалась.

Субмарина U-977 «вышла из боя» самой-самой последней – 17 августа 1945 года
17 августа 1945 года вошли в гавань базы аргентинского флота Мар-дель-Плата, сдавшись властям этой страны, но перед этим прокричав «ура!» своей лодке. Экипаж разместили на аргентинском крейсере «Бельграно». Вскоре для допроса X. Шаффера в Буэнос-Айрес прибыла группа офицеров из США и Англии. Команду и лодку вывезли в США (лодку позже расстреляли торпедой). Допрашивающие искали доказательств бегства Гитлера и Бормана в Аргентину. Не нашли. Позднее Хайнц Шаффер поселился в Аргентине. Книгу он закончил словами о своей «непоколебимой вере» в свой народ.