В том, что иной полтергейст воистину многолик и возможности его неисчерпаемы, не раз убеждались художники — живописцы, портретисты, графики.


Бельгийцы они предлагали любителям острых ощущений постоять под камнепадом у памятника Рубенсу.

Один из пионеров изучения загадочных явлений природы, Чарльз Форт, выудивший из старых газет и журналов невероятные истории о проделках рисующего полтергейста, в итоге замкнулся на парадоксальном выводе, согласно которому творческая энергия всякого истинного таланта вполне материальна. Она способна, фокусируясь тончайшим резцом, не то что гравировать на твёрдых поверхностях, но и отверстия на них сверлить, формируя на поверхностях портреты и бытовые сценки. Форта, безусловно, особенно интриговал вопрос, откуда «энергия творящих личностей» черпает краски своей палитры? Действительно, откуда, если некоторые шедевры полтергейста ошеломляют изысканной техникой цветопередачи?

ЖИЛ-БЫЛ ХУДОЖНИК ОДИН

В начале минувшего столетия в пригороде бельгийского города Шарлеруа — Марсинелле селились люди искусства — художники. Один из них, портретист Ван Зантен, арендовал небольшой особняк, стоящий уединённо на краю парка. К сожалению, тишиной и покоем наслаждаться долго не довелось. 13 января 1913 года дом отшельника подвергся интенсивному обстрелу булыжниками. Светло-зелёными, похожими на те, что используются для мощения дорог. Художник, предположив, что хулиганят окрестные мальчишки, решил изловить их, для начала определив место, где гранят такие камни. Обратился к старожилам, сразу выяснив, что подобные булыжники никогда в Шарлеруа не завозились. Прибывшие полицейские, не могущие выяснить, откуда булыжники летят, оставили Ван Зантена один на один с бедой.

Прилежно собирая разбросанные по комнатам горячие камни, художник для интереса ударил по одному молотком. Невероятно, но камень раскололся ровно надвое. Другие тоже. Не на всех сколках, а на тех, что являлись плоскостями, присутствовало нечто, похожее на расплавленную стеклянную плёнку.

Плёнка эта, ныне названная исследователями загадочного плёнкой Зантена, явила рукотворное чудо. Под её тонкими слоями наличествовали чёткие чёрно-белые «фотографии» окрестностей особняка. На каменных срезах вновь явившиеся полицейские узнали черты собственной внешности, узнали «фотографические изображения» Зантена, зевак, присутствующих при камнепадах. Вывод стражей порядка был категоричным. Сводился к тому, что художник, дабы привлечь клиентов, сначала, за плату наняв камнеметателей, устроил спектакль, затем расписал камни.

Ван Зантен, обидевшись, легко опроверг навет. Полицейские, пронаблюдав полёты булыжников, расщепив, обнаружили на срезах «целую картинную галерею». Прибывшим из Брюсселя учёным удалось однозначно установить лишь то, что рисунки на камнях от порчи защищает стекловидная плёнка, образовавшаяся от спекания кварцевого песка. Что касается Ван Заттена, он выкупил беспокойный дом в 1914 году, уже после того, как странные события прекратились полностью. Расписные булыжники по сей день хранятся в муниципалитете Марсинеллы.

НА ЗАВИСТЬ РУБЕНСУ

Бельгия по праву может гордиться не только аномальными рисунками на булыжниках, но и рисунками на кирпичах. Если расписные кирпичи выпадали в закрытых помещениях, то расписные кирпичи в апреле 1916 года бомбардировали постамент памятника великому Рубенсу. Чарльз Форт, обобщив многочисленные публикации «беспокойного месяца», даёт следующую справку: «Первыми разбирательство с чистенькими, без пылинки, словно распиленными вдоль кирпичами предприняли королевские прокуроры. Эта свора блюстителей закона поспешила заявить, что очаровательные пейзажные акварели выполнены шутниками на зависть самому Рубенсу.

Но потом стало понятно, что на кирпичах никто не рисовал. Краски картинок — ярких, разноцветных — пронизывали структуры кирпичей. То есть кирпичи можно было сколько угодно долго шлифовать, ничуть не повредив рисунки. Что же делали предприимчивые бельгийцы? Оказывается, они предлагали любителям острых ощущений постоять под камнепадом у памятника Рубенсу. В данном случае безопасное времяпрепровождение, потому что каждый появившийся неизвестно откуда кирпич, не долетая до лица человека 20-30 сантиметров, терял запас энергии и медленно падал к ногам. Полицейские писали в рапортах, что сиюминутно упавшие кирпичи на ощупь имели температуру только что сваренного мяса, 3-4 минуты оставаясь пластичными, словно глина.

ЖЕРТВЫ РАСПИСНЫХ ЖЕРНОВОВ

В вышедшем в 1912 году сборнике очерков «Саратовские были» его автор Е.Т. Корнев рассказывает о трагедии, разыгравшейся на мельнице по производству комбикормов. По словам автора, во время ночной вахты срезало шестерни привода паровой машины. Огромные продольные жернова сорвало с оси, расщепило на крупные фрагменты. Фрагменты, взлетев вверх, проломили деревянный потолок верхнего производственного уровня, разбив головы двум работникам, занятым засыпкой кукурузного жмыха в лотки подачи. На следующий день после несчастья околоточный надзиратель Дорофеев, поджидая прибытия следователя и инженера, которые должны были выяснить причины несчастного случая, распорядился вынести обломки жерновов на свет. «Не видя собственными глазами, пристав Дорофеев не поверил бы глазам. Увидел он то, что осколки жерновов с наружных и внутренних сторон были испещрены мельчайшими надписями и рисунками», — пишет Корнев.

Что же предпринимает снедаемый любопытством полицейский? Не дожидаясь следователя и инженера, верхом скачет к брату — гимназическому учителю. Прихватив микроскоп, братья до сумерек возвращаются на мельницу, где следователь огорошивает вопросом, кто позволил выжигать на жерновах. Дорофеев отвечает, что такие распоряжения не давал, а вот на чернильные разводы на жерновах не мешало бы поглядеть в увеличенном приближении. Это было сделано незамедлительно.

О результатах экспертизы Корнев пишет как о сильнейшем потрясении для участников, потому что, кроме надписей, напоминающих арабские письмена, увидели «ожоги в форме мужицких бородатых лиц свирепого выражения». Имели ли лица схожесть с лицами погибших? Корнев отвечает, что сходства никакого не было. Догадались, впрочем, позволить посмотреть на портреты персоналу мельницы, в том числе хозяину, Дьяченко. И что? Да то, что все зрители поклялись в том, что совсем недалеко, на волжской пристани, на погрузке зерна и муки, трудятся мужички с похожими чертами лица.

Мужичков доставили под конвоем. Они тоже долго смотрели в микроскоп то ли от испуга, то ли от удивления онемев. Десятник Сторожев, налившись краской, заявил, что «хоть бы схожи, да не те вовсе». С тем и отпустили трудиться дальше.

Сиюминутно упавшие кирпичи на ощупь имели температуру только что сваренного мяса, 3-4 минуты оставаясь пластичными, словно глина
Прибегнув к мнению Чарльза Форта, определившего спонтанно возникающие рисунки на камнях как мутный осадок истины, в которой не менее реальной истиной является полтергейст, вынужденно приходится признать, что о природе феномена неизвестно ровным счётом ничего. Для самоуспокоения можно остановиться на гипотезе, согласно которой полтергейст — есть направленный выброс энергии из информационного поля планеты. Гипотеза достаточно шаткая. Ведь никто не доказал строго научный факт существования планетарного информационного поля.