Город Сапа в Северном Вьетнаме все называют «горной столицей». Места тут славятся великолепными ландшафтами и пейзажами. Именно здесь обитают нетронутые цивилизацией племена, живущие в дружбе с коренным населением – вьетами – их называют хмонгами.


Быт красных зао тоже просто устроен. Основное занятие – земледелие

УКРАДЕННАЯ НЕВЕСТА

Древнюю Сапу открыли французы в позапрошлом веке. Они первыми по достоинству оценили здешний мягкий климат и горный воздух. Земля в горах Вьетнама не очень плодородная. Только благодаря сложной системе орошения горцам удаётся выращивать в год по два урожая риса Монтаньяры.

Практически единственным источником дохода у здешних горожан, в основном вьетов, – туризм. А вьетнамские горцы – хмонги и зао – обитают в сельской местности.

В праздники местный рынок превращается в место, где приходят себя показать и выбрать достойную пару женихи и невесты. Если влюблённые из бедных семей, то по согласию родителей они могут обручиться тайно – по обряду «хай пу», без праздника свадьбы.

Но если свадьба проходит публично, то обряд протекает по-другому. Приглядев себе невесту, молодой человек крадёт её. Делает это он с помощью друзей и с согласия своих родителей, в любом месте и в любой момент.

Подняв девицу под руки над землёй (символически и чтобы особо не брыкалась), её тащат в дом к жениху, где девушку встречают как долгожданную гостью. К родителям девицы отсылается делегация, а сама она под присмотром незамужней родственницы жениха проводит в его доме три дня. За эти три дня молодой человек пытается уговорить девушку выйти за него. Уговорит, тогда устраивается свадьба. Не уговорит, тогда девица возвращается домой в целости и сохранности.

Буквально на следующий день после церемонии молодые вместе со всеми выходят на работу в рисовые поля, носят бамбуковый хворост и собирают всевозможные дары природы, пригодные для пищи, – от ягод и трав до лягушек и улиток. Долго отдыхать и веселиться тут не принято.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ОДЕЖДЫ

В Северном Вьетнаме живут белые, синие, зелёные, чёрные и даже цветные хмонги. Когда-то хмонги («люди») жили на своей исторической родине – в Китае. До конца I тысячелетия они входили в мяо-яосскую языковую группу, известную в китайской литературе как ман. Уйти с насиженного места их заставили территориальные притеснения со стороны императорской власти. Они стали, начиная с XIII века, осваивать горные районы Индокитая. Постепенное переселение продолжалось вплоть до начала XX века. Много изгнанников осело в Лаосе. В 60-е годы прошлого века под предводительством генерала Ванг Пао они воевали за создание собственного государства, но были разгромлены и новых попыток уже не предпринимали.

Те же хмонги, которые пришли во Вьетнам, мирно ужились с вьетами Сапы. Считается, что их здесь около полумиллиона, хотя за достоверность этой цифры вряд ли кто-нибудь может ручаться: официальной переписи населения тут никогда никто не проводил.

Несмотря на этническое единство, представители разных групп хмонгов внешне сильно различаются между собой. Прежде всего расцветкой одежды. Названия племенных объединений, соответственно, даны по доминирующему оттенку: «белые», «синие», «чёрные», «цветные». Их поселения расположены довольно далеко друг от друга, жители встречаются между собой редко и из-за различия в диалектах порой едва могут объясниться друг с другом.

Самые многочисленные хмонги – чёрные. Уклад их жизни очень прост. Они живут преимущественно натуральным хозяйством: едят выращенные на своих полях рис, кукурузу и собранные в предгорьях Сапы побеги бамбука и травы, носят самотканые одежды из местного льна. Чтобы покрасить их в предписанный традицией иссиня-чёрный цвет, используют листья и цветы растения чам, в растворе которых надо долго выдерживать полотна. Красильщиц можно узнать сразу – по въевшейся в кожу рук краске. Чтобы купить что-то ещё, что самим произвести сложно, женщины продают вышивку и украшения. Женщины красных зао славятся своей вышивкой, которую они делают во время отдыха от полевых работ.

Несмотря на то, что наркоторговля преследуется государством, изжить это зло не удаётся: маковые плантации разбиты в труднодоступных джунглях и являются частью местной культуры.

ДЕВУШКИ В САРОНГАХ

В другом горном селе живут красные зао. Они называют себя иначе – «ким мьен», то есть «людьми из лесов у подножия гор». Зао тоже выходцы из Китая. Все женщины этого народа носят на головах что-нибудь ярко-красное. У некоторых причудливо завязанные тюрбаны, другие повязывают платки, в кисточки которых вплетают монеты, колокольчики, металлические побрякушки.

Женщины очень любят украшения и носят их в огромных количествах. У тех, кто позажиточнее, они серебряные, у остальных – жестяные. Все одеты в саронг – длинную узкую юбку, а поверх неё завязывают расшитый передник.

Многие зао выщипывают брови и бреют волосы на голове. Раньше так делали абсолютно все, но сегодня эта традиция уходит в прошлое.

При том что условия жизни хмонгов и зао, в общем-то, одинаковы, вторые на основе письменности Поднебесной создали собственный вариант письменности – мьен, где иероглифы внешне похожи на китайские, но смысл у них иной.

В каждой деревне есть школа, где с недавних пор все изучают английский язык. Про себя зао с гордостью говорят: «Мы продаём, а не попрошайничаем, как это делают некоторые хмонги».

ПАНТЕОН ДУХОВ

На главной улице Сапы расположены практически все имеющиеся в городе магазины и отели. До глубокой ночи здесь кипит жизнь. Быт красных зао тоже просто устроен. Основное занятие – земледелие. Они кропотливо вырубают на склонах гор террасы, где выращивают в год по два урожая риса. В деревнях разводят домашний скот и птиц. Правда, мясо на их столе появляется редко, в основном его используют для жертвоприношений духам и предкам. В каждом доме висит кусок ткани или бумаги, где изображён весь пантеон духов с «Седовласым Божественным Старцем» во главе. Эти изображения берегут как зеницу ока и передают по наследству, а расстаться с ними соглашаются лишь в самые тяжёлые времена.

В Северном Вьетнаме живут белые, синие, зелёные, чёрные и даже цветные хмонги
Кроме помощи духов зао рассчитывают на помощь древней медицины. Для мужской силы она предусматривает набор трав с засушенным гекконом, а для женской красоты – с древесными грибами.

Сколько ещё продлится «архаическое» существование на лоне природы – неизвестно. В последнее время Вьетнам уверенно берёт курс на массовый туризм. И, несмотря на удалённость и труднодоступность горной Сапы, ей вряд ли удастся остаться в стороне от этого процесса.