Борнео — жемчужина Малайзии и мечта любого путешественника. Но мало кто из туристов знает, что в горных районах островитяне до недавнего времени охотились за головами, свято веря, что череп врага служит лучшей защитой от злых духов. Сейчас этот кровожадный обычай канул в Лету, но вера в духов осталась. Песта Кааматан — праздник, посвященный духам, — с большой помпой проводится каждый год в конце мая.


Чем больше в доме вражеских черепов, тем лучше он защищен от злых духов

Сабах — провинция, расположенная на северо-востоке острова, издавна называется землей под ветрами. Откуда такое странное название? Сабах располагается в поясе тайфунов, поэтому жители острова не застрахованы от стихийных бедствий и катаклизмов. А от капризов погоды, как известно, зависит урожай. В этих краях издавна выращивают рис — культуру привередливую и влаголюбивую. Сколько же нужно терпения и труда, чтобы получить хороший урожай! Кроме того, по местным верованиям, успех во многом зависит еще и от расположения рисовых духов бамбарайонов. А они не менее чувствительны: страдают от непогоды, паразитов, нерадивых и беспечных землевладельцев. Чтобы задобрить бамбарайонов, приходится время от времени делать реверансы в их сторону, но — по-своему, по-сабахски.

ДУХОВНЫЙ МИР

Две трети населения провинции Сабах — представители племени кадазан, или дусун. Современные кадазаны — миролюбивый народ, хотя некоторые ученые-этнографы уверяют, что в джунглях до сих пор обитают дикари, не гнушающиеся охотой за черепами. Впрочем, в непроходимые леса Сабаха досужим путешественникам вход заказан, а вот в этнографическую деревню — добро пожаловать!

Кадазаны могут устроить вам туда незабываемую экскурсию. В деревне, не менявшей своего облика в течение трех веков, на сваях, как избушка на курьих ножках, стоит хижина, стены которой изнутри увешаны человеческими черепами. Жуткое зрелище! Но для местных это абсолютно в порядке вещей, ведь чем больше в доме вражеских черепов, тем лучше он защищен от злых духов. Она же, мертвая голова, способна привлечь в дом и добрых духов. А поскольку на Борнео пришла цивилизация, даже дикари понимают: за головами по джунглям уже не побегаешь. Как же быть? Местные нашли оригинальный способ задобрить духов — совершенно неожиданный и нестандартный.

ДИКИЕ ТАНЦЫ

Накануне праздника всех ожидает ночное бдение — никому, кроме маленьких детей, не доведется спать. В назначенный час деревенские выходят из своих хижин на сваях. Молодые мужчины, вооруженные факелами и копьями, выстраиваются в колонну. Под бой барабанов колонна медленно движется к центру селения.

Ее сопровождает толпа стариков, женщин и подростков. Там, на центральной площади, мужчины, потрясая копьями и издавая воинственные крики, разжигают огромный костер. В воздухе повисает густой запах сухих пальмовых листьев. Все рассаживаются вокруг костра, разливают тапай (рисовую водку), женщины подносят каждому мужчине чашу с закуской — рисом. Выпив и закусив, деревенские как по команде замирают — приходит время шамана. Тот бьет в свои барабаны, шепчет заклинания, призывая на собрание духов риса. Придите к нам, говорит он, разделите с нами нашу трапезу и полюбуйтесь, как мы славим и величаем вас. После этих слов поднимаются танцоры и начинают свой дикий, неистовый танец. Плясунов для праздника выбирают заранее — не каждый кадазан способен выдержать многочасовой танцевальный марафон. В свете факелов и костра блестят татуированные тела танцоров, щедро намазанные пальмовым маслом. Мужчины демонстрируют в танце свою мощь и силу, в их руках сверкают лезвия длинных ножей, взлетают вверх луки и стрелы.

ИСКАТЬ КУКЛУ

Утром власть в деревне переходит к женщинам. Ритуал магавау, символизирующий возвращение изобилия в дом, проходит под чутким руководством верховной жрицы Бобохизан. Ей в помощницы выделяют королеву праздника, выбранную жрецами племени. Как происходит избрание, иностранцам никогда не показывают.

Суть обряда в поиске по всей деревне соломенных кукол духов риса бамбарайонов, заранее изготовленных жителями деревни. Их можно прятать везде, кроме хижин. Но прежде чем отправиться за куклами, Бобохизан, королева и их помощницы входят в транс. Зрелище, надо сказать, не для слабонервных! Женщины уединяются на специальной поляне. Бобохизан дает им команды: закрыть глаза, сделать глубокий вдох, задержать дыхание, выдохнуть, расслабиться… И так неоднократно, каждый раз все дольше и дольше выполняя ту или иную команду. Верховная жрица следит за каждой «пациенткой»: все должны войти в измененное состояние, иначе духи риса могут разозлиться. Как только женщины погружаются в глубокий транс, они становятся послушны воле Бобохизан — та может делать с ними все, что угодно. Но обычай строго регламентирован. Жрица приказывает женщинам отправляться за куклами. И те, как сомнамбулы, поднимаются со своих мест, выстраиваются за Бобохизан и следуют за ней в деревню, чтобы отыскать куклу. Как они находят соломенных бамбарайонов — загадка. Европейцам этого никогда не понять — для того нужно родиться и вырасти на Борнео. Видно, женщин, действительно, ведут к цели какие-то потусторонние сущности обитающие на острове. Сами дусуны свято верят, что куклы приходят к людям из потустороннего мира. Как только находится очередная «барби», королева и помощницы жрицы издают пронзительный крик, да такой, от которого у человека постороннего волосы на голове встают дыбом. Кстати, в прошлом людоеды точно таким же образом выражали свою радость, когда им в руки попадался очередной трофей.

Соломенную куклу несут в жилище, рядом с которым она обнаружилась. Кадазаны чуть ли не прыгают от радости. Поют, танцуют, да так искренне и неистово, что становится ясно, почему жителей этого племени называют цыганами Борнео. На их языке песни и пляски говорят о том, что рисовые духи проявили к дому свою благосклонность, так почему бы не порадоваться за его хозяев?!

Песни и пляски продолжаются еще несколько дней, а затем жители возвращаются к своей обычной жизни. До следующего года…