Север в большинстве легенд предстаёт землёй холода и мрака, особым местом, где обитают колдуны, умеющие совершать путешествия в мир духов и общающиеся с запредельными сущностями.

Люди и тайны ледяного царства

И одна из этих загадок – происхождение коренного народа Лапландии, саамов, или, по-другому, лопарей

Другие, «несказочные» легенды связывают Лапландию с потерянной (или ненайденной) Гипербореей, откуда есть пошли многие древнейшие цивилизации. Недаром такой дотошный интерес проявляли к Северу как НКВД, так и германская «Аненербе». Известно, что в 1924 году на священное Сейдоозеро была отправлена специальная экспедиция особого отдела НКВД. Результаты этой экспедиции засекречены до сих пор. В годы же войны спецподразделения СС по непонятным причинам находились в Карелии и на Кольском полуострове, что-то пытаясь найти среди мрака и снегов.

Но Север свои тайны так просто не выдаёт, а потому по-прежнему остаётся землёй неразгаданных загадок.

КТО ОНИ И ОТКУДА?

И одна из этих загадок – происхождение коренного народа Лапландии, саамов, или, по-другому, лопарей. Саамы ныне являются реликтовым народом, самым древним в Европе. Принято считать, что они жили на Севере от самого начала мира (некоторые из исследователей утверждают, что саамы унаследовали свои традиции у племён Гипербореи). Другие учёные, возражая, приводят конкретные цифры: саамы – народ хоть и древний, но всё-таки пришлый, и появились они в Лапландии более пяти тысяч лет назад. У них имеются общие черты с прибалтийско-финскими, поволжскими и уральскими народами. А прародина находилась где-то в бассейне верхнего течения Камы в Приуралье.

Ещё одна проблема – это непосредственно происхождение названия «лапландцы» и, соответственно, «Лапландия». Одна научная школа говорит об азиатских истоках этого древнейшего европейского народа и связывает название «лапландцы» с монгольским словом «lupe», что обозначает «идущий на север». Вторая школа «привязывает» лапландцев к финнам и древнефинскому слову с корнем «lappes», что переводится как «изгнанные». Опять же из древнефинского идёт и другая версия, основанная на слове «lapu», означавшим «крайняя граница» или «ведьма».

Сейчас саамов осталось всего 60 тысяч человек. Они по-прежнему говорят на своём очень древнем, унаследованном от предков языке, в котором, правда, ныне целых 10 диалектов, причём настолько разных, что их вполне можно принять за разные языки.

БОГИ ЛЕДЯНОГО ЦАРСТВА

Первым, кто описал загадочный северный народ, был римский историк Тацит. Он, в частности, говорил про лапландцев: «Не думая ни о людях, ни о богах, они достигли самого трудного: они перестали испытывать изводящие людей желания». Но Тацит был не совсем прав. У лапландцев имелись свои боги. В наше время учёные пытаются реконструировать их мифологические и религиозные воззрения в протоисторический период. И получается удивительное.

У лапландцев, несмотря на наличие верховного божества, небесного бога по имени Имбел, настоящим демиургом являлась женщина! В одной лапландской легенде рассказывалось, что после создания Земли была послана Маддар-Акко, «женщина и мать», чтобы породить жизнь.

Основным богом, которому поклонялись лапландцы, был бог солнца – Бейве. Он многократно изображался на магических барабанах как главная фигура среди менее значимых божеств.

С другой стороны, не менее «популярным был и антропоморфный бог Ач-че («отец который породил гром»). Его часто рисовали в виде птицы. Здесь, кстати, прослеживается поразительное сходство этого северного бога с… богом американских индейцев. В частности, у чейенов и арпако имеется бог грома, который тоже изображается в виде птицы, а у индейского племени пауни есть верховное существо Тирава Атиус, где Атиус соответствует слову «отец», чьим символом является опять же птичье перо.

Особое отношение у лапландцев было к умершим. У них существовал страх перед мёртвыми, считалось, что они приносят несчастья. В незапамятные времена лапландцы не хоронили своих покойников. Они либо «развешивали» их по деревьям, дабы тела были подвергнуты воздействию природных стихий, либо оставляли их волкам и москитам. У некоторых лапландских племён был обычай хоронить умерших на островках в озере: оставленный на крохотном участке земли, окружённый водой, мертвец не мог вернуться к живым и воссоединиться с ними в доме (палатке).

И одновременно саамы испытывают благоговейное уважение к культовым местам своих пращуров. По-саамски такие места звучат как «сейты», что в переводе обозначает «священная земля». Одним из таких мест, куда до сих пор вход посторонним запрещён, является остров Укко, что на озере Инариньярви. Считается, что этот остров – владение древних духов. И здесь вплоть до 50-х годов XX века имели место языческие жертвоприношения. В наши дни саамы к этому острову относятся очень осторожно, появляться там не жаждут и отговаривают прочую любопытную публику от посещения священного острова.

Ещё благоговейный ужас лапландцам внушали камни. До наших дней у них сохранились представления о том, что некоторые особые камни являются священными. Северные народы верили, что камни, даже самые маленькие, способны на ужасные действия. Они также утверждали, что были камни, которые передвигались древними ледниками не вниз, а вверх или таинственно перемещались с места на место.

ДУХИ НА СВЯЗИ

И у любого лапландского племени имелся исключительный человек, который мог общаться с духами. Это был шаман. Шаманский культ, со всеми сложностями, пророчествами и призывными обрядами, глубоко магичен и уходит в седую древность. К шаманству допускались лишь избранные, которые проходили долгий и своеобразный путь обучения.

Наиболее древние обряды и традиции сохранились у саамских шаманов: для общения с духами они выходят совсем без одежды, показывая тем самым чистоту намерений и единство с миром. Безусловно, это отголосок очень древних времён, когда люди не нуждались в одежде (и даже больше – возможно, это отголосок времён, когда северные земли являлись цветущим садом, и там было очень и очень тепло). В этом плане саамские шаманы отличаются от сибирских. Но всех лапландских шаманов объединяет удивительная способность к ясновидению.

Это ясновидение проявлялось в разных формах. Чаще всего шаман бил в священный барабан, чтобы достичь духовной экзальтации, и моля божество, чтобы оно вошло в него и ввело в состояние созерцательного экстаза. Во время подобного транса шаман говорил о том, что ему показывали или рассказывали духи.

В других случаях шаманы могли быть оторванными от повседневных дел невидимыми голосами, которые увлекали в дальний путь. Шаман вставал и шёл, ведомый сверхъестественной силой, и ничто не могло остановить его, пока он не завершит путь, в ходе которого не будет ни есть, ни пить. В конце транса шаман мог рассказать о том, что видел за много километров от деревни.

Вообще, северные народы, особенно саамы, прослыли в Европе как народ ведьм и колдунов. Известно, что европейские короли при своих дворах держали саамских чародеев, пользуясь их сверхъестественными способностями (и это во времена охоты на ведьм!). Саамские ведьмы жили и при дворе Ивана Грозного.

Мало того, некоторые исследователи с твёрдой уверенностью заявляют, что северная колдовская традиция помогла взойти на престол Дмитрию I Московскому и даже… победить шведов Петру I.

ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА

Одним из удивительнейших явлений, безусловно, оказавших влияние на мировоззрение и образ жизни лапландцев, является таинственный камос. Время камоса (январь-февраль) – это, по сути, полярная ночь, когда солнце не поднимается выше линии горизонта.

Полярный день длится очень мало: с 10 часов до 13 часов пополудни. Он окрашен в прозрачные сиреневатые тона, и призрачный свет земной сочетается со светом звёзд.

Время камоса – это ещё и время другого загадочного природного феномена – северного сияния. По мнению саамов, северная «Аврора» – это снежные искры, высеченные хвостом божественной лисицы, пробегающей за горизонтом.

Время камоса – это ещё и время другого загадочного природного феномена – северного сияния
А вот кто передвигается под снегом – никто не знает. Не так давно лапландскую общественность взволновали факты появления странных борозд на снегу, которые достигают иногда высоты больше метра. Сторонники паранормального утверждают, что «бороздят» снега неизвестные науке змеи. Это вывод они сделали на основании странного поведения собак, которые очень агрессивно реагировали на запахи, что шли от таинственных снежных насыпей.

Север по-прежнему остаётся главным хранилищем древних тайн, и каждый, кто соприкоснулся с «северной стороной», кто вдохнул её особый холодный воздух, понимает, что ирреального в нашем мире гораздо больше, чем реального.