Граф и генерал фельдмаршал Яков Брюс, которого очень ценил и называл братом император Петр I, слыл не только человеком разносторонних энциклопедических познаний. Но и искусным магом. Последнее обстоятельство, как вспоминали современники, весьма забавляло царя, хотя и верящего в бога, но отвергавшего всякого рода колдовские практики.
Тем не менее есть основания полагать, что Петр Великий, дабы понять суть необъятной вселенской мудрости, поощрял «колдовские фокусы» Брюса, позволяя не только их производить, но и заносить диковинную их подоплеку в особый альбом, дабы прилежно изучать и, если польза есть, повторять.
Альбом такой, несмотря на сомнения историков, был. Однако после кончины автора записок, пережившего покровителя-императора, затерялся. На самом деле, по наущению церковных иерархов, считавших эту обширную рукопись рассадником бесовщины, ее предали огню. Тем самым, возможно, был уничтожен ценнейший культурный пласт, разработанный гением, коим являлся Брюс. Ценные рукописи, впрочем, даже сгорая дотла, не сгорают полностью. След, иногда весьма глубокий, остается, благодаря цепкой памяти тех, кому доводится листать их. Беда только в том, что изустный многократный пересказ всегда искажает, по кибернетической терминологии, вносит шумы вымысла.
К счастью, существует такое понятие, как отсеивающая зерна от плевел пытливость. Благодаря этому можно переосмысливать фольклорные истории, связанные, прежде всего, с Петром Великим, которого «диковинно и забавно» под настроение развлекал маг и военачальник Яков Брюс.
УБИЙСТВО В ЦВЕТНИКЕ
Общеизвестно, что Петр I неплохо разбирался в практической медицине, слыл неплохим анатомом и лекарем. Не отставал от него и Брюс, одержимый к тому же манией создать искусственного человека. Нет, конечно, это ему не удалось. А вот наводить чары, дабы видели, что разумное, привлекательной внешности существо возникает из пустоты, производит осмысленные действия и даже способно в себя влюбить, получалось.
Ленинградский психиатр Буль, автор методических разработок по технике гипноза, к тому же страстный собиратель всего, что связано с биографией Петра Великого, под углом своей профессии рассмотрел несколько казусов, когда «внушение формировало реальность».
В ряду таких опытов с участием императора особняком стоит мнимое убийство юной особы в Голландском цветнике с последующим воскрешением уже в облике тюльпанной дамы. Царь, разумеется, был предупрежден о том, что удар в сердце картонным ножом не представит опасности для жизни. Так же, как последующие удары картонным топором не прольют и капли крови.
На самом деле чернокнижник Брюс сумел, как выразился Буль, влить в сознание абсолютно не поддающегося внушению Петра I стойкие картины расчленения тела с последующей заменой его телом тюльпанным. Девица, сотканная из тюльпанов, лишь «повторяла телесность», легко угадывала скрытые мысли, скользя, двигалась между клумб, была настолько эфемерной, что при попытке дотронуться рассыпалась на световые блики.
Молва приписывала Брюсу, что он мог формировать искусственных людей из любого подручного материала, в том числе из деревянных и железных гвоздей. Изрядная доля истины, по мнению Буля, в этом была. Не секрет ведь, что опытные врачи-психотерапевты в лечебных целях внушают все, что заблагорассудится, лишь бы на пользу.
Но все без исключения биографы Петра Великого поддерживают мнение современников, будто императора невозможно было обмануть, потому что жгущим взглядом выворачивал наизнанку душу, извлекая самое потаенное, в чем собеседник боялся признаться даже себе.
ЧУДО В ЧЕРНОМ ДОМЕ
Во времена Петра Великого не существовало такого понятия, как анатомический театр. Вместе с тем известно, что царь, бывая в Европе под вымышленным именем, посещал заведения такого рода. Не из праздного любопытства, конечно, а из желания изучать строение человеческих тел. Причин тому было по меньшей мере, две. Первая – из хотения «справно» врачевать хирургически, что без основательного знания анатомии немыслимо. Другая причина – вызнать, можно ли воскрешать, чему, пребывая в Голландии, он однажды был свидетелем и в чем усмотрел жульничество.
Брюс, тоже увлекавшийся врачебными науками, при поддержке Петра I учредил в Петербурге первый в России анатомический театр, названный им, очевидно из-за специфичности функций, Черным домом. Он на несколько минут воскресил умершего от огнестрельного ранения полковника Ивана Хватова, предупредив присутствующих при «чуде» императора и офицеров, что лишь заставит поверить в то, чего нет и быть не может.
Вот как описывает очередной «фокус» Якова Брюса автор вышедшей в 1881 году расширенного варианта книги «Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия, предания и поэзия» М. Забылин: «Брюс не лукавил, говоря императору, что воскресит, не воскрешая. Но то, что вышло, посетителей Черного дома потрясло. Обнаженное тело Хватова, протертое винным уксусом и политое какой-то жидкостью резкого запаха, по мановению рук Брюса, словно по велению ПДУ, восстало с лежанки, приоткрыло невидящие глаза, судороги прошли по членам. После чего оживший человек, откинувшись, возвратился в неживое состояние. Брюсу, может статься, удалось поднять из гроба, ибо специалист по части заговоров от порчи, иных колдовских бед был он никем не превзойденный. Весть о чуде надолго поглотила внимание больших и малых поселений Петрова государства».
Брюсу приписывали то, что ему удалось переплюнуть европейских алхимиков, «заварив» живую воду, эликсир вечной молодости. Это, конечно, полный вымысел, хотя, надобно отдать должное тому, что генерал-фельдмаршал был тонким знатоком целебных трав и кореньев.
К примеру, избавлял от инфекционных заболеваний и гнойных ран березовым дегтем – прообразом замечательной мази Вишневского, несколько десятилетий состоящей в арсенале современной медицины. Не исключено и другое. То, что Брюс, как анатом, обследуя доставленное в Черный дом тело полковника, понял, что тот, по версии М. Забылина, лишь при смерти, на пороге кончины, что его можно на мгновение поднять гипнотически. Что и проделал, с молчаливого согласия императора, пожелавшего в очередной раз убедиться в «непомерной силе мысленного внушения».
ГОРОХОВЫЙ МАГНЕТИЗМ
Феноменальные математические способности Якова Брюса при жизни его, будучи очевидными, не подвергались сомнению. М. Забылин, впрочем, справедливо замечает, что в первое десятилетие, минувшее после смерти «вездесущего мага» в 1735 году, «накрутили бог весть чего нелепого». Например, он, едва взглянув, мог точно назвать число горошин, рассыпанных на пол, опять же беглым взглядом определить, сколько ячменных зерен в глиняном горшке, либо «почувствовать, сколько служивых за каменными стенами казармы. Более того, Брюс мог поименно назвать солдат и офицеров, если ему подносили плотный непроницаемый пакет с запечатанным в нем списком.
В России прошлого и настоящего таких уникумов было и есть немало. Они в поле зрения ученых, которые сходятся во мнении, что в седой старине такие «магнетические таланты были не исключением, скорее нормой». Яков Вилимович Брюс, таким образом, лишь ярко демонстрировал безграничность возможностей человеческой психики. Возможности недюжинного ума, который он беспрестанно, не погружая в дрему праздности, тренировал.
Автор исторических повестей и рассказов, с повышенным интересом относящийся к «государственным и магическим делам» Якова Брюса, Нестор Кукольник подвел итог его «потустороннему экспериментированию» емкой фразой: «Если бы это был кто-то безвестный, я едва ли бы поверил, но его репутация высочайшая. И я посему верю в успех его опытных дел, памятуя, что не бывает дыма без огня». За неимением выверенных первоисточников и нам остается только верить. С поправкой на скепсис.