Как только человек начал путешествовать и торговать, он принялся строить дороги, необходимой частью которых были мосты.
В одной из опор Алькантара мавры нашли замурованный золотой меч. «Алькантара» в переводе с арабского и означает «Мост Меча»
В античные времена мосты возводили из дерева или камня. Уже в Древнем Риме, с его разветвлённой сетью дорог длиной порядка 75 тыс. км, было сооружено множество мостов, в том числе уникальных. Некоторые из них красуются и поныне почти в первозданном виде, исправно неся свою службу.
Одним из древнейших является каменный арочный мост возле небольшого испанского городка Алькантара, недалеко от португальской границы. Сложенный из крупных гранитных блоков, скреплённых особым раствором, он пролёг над быстрым течением реки Тахо (Тежу) и её скалистыми берегами почти две тысячи лет назад, в эпоху правления императора Траяна.
Общая длина моста 194 м при ширине 8 м, при этом его центральная часть возвышается над водой на 71 м. Археологам удалось найти плиту, на которой было высечено имя автора этого замечательного сооружения. Им был древнеримский инженер и архитектор Гай Юлий Лацер.
Существует старинное предание, согласно которому своё новое название — «Алькантара», одноименное с городом, мост получил от мавров, владевших этими землями в раннее средневековье. Будто бы в одной из опор они нашли замурованный золотой меч. «Алькантара» в переводе с арабского и означает «Мост Меча».
Несомненно, это одно из самых древних сооружений подобного типа в мире. Много других замечательных каменных арочных мостов появилось в последующие исторические эпохи по всей планете. На сегодняшний день самым длинным из них является Роквиллский железнодорожный мост в штате Пенсильвания, США, над неспокойной рекой Саскуэханной.
Он был сооружён в 1900-1902 гг. из местного камня-песчаника, которого потребовалось 220 тыс. тонн. Укладкой занимались итальянские мастера и ирландские чернорабочие. Похоже, они поработали на совесть. В июне 1972 года в штате произошло сильнейшее с начала века наводнение, которое смыло буквально пол-округи, но мост устоял.
Несмотря на свой почтенный возраст — более 100 лет, это сооружение по-прежнему остаётся рекордсменом среди каменных арочных мостов планеты. Его общая длина — 1164 м. Похоже, этот рекорд так и не будет превзойдён, поскольку каменных арочных мостов большой длины давно уже не строят. По мосту-ветерану ежесуточно проходит до ста поездов.
ТРАССЫ НАД МОРЕМ
Япония, как известно, страна островов. При этом, в отличие от таких азиатских островных государств, как Индонезия или Филиппины, все главные японские острова сближены между собой. Например, густонаселённый остров Сикоку хотя и отделён от крупнейшего японского острова Хонсю так называемым Внутренним Японским морем, но всё же визуально связан с «большой землёй» через цепочки множества мелких и средних островов.
Такого рода природные условия создали предпосылки для реализации плана по формированию единой транспортной сети страны. В конце XX века над Внутренним морем пролегли три грандиозных моста, каждый из которых стал рекордсменом по своим конструктивным особенностям.
Первый мост соединил Сикоку и Хонсю в 1988 году в районе города Окаяма. Точнее, это целый комплекс сооружений, состоящий из шести главных и четырёх вспомогательных мостов. Их общая длина — 12,3 км, и по этому показателю комплекс является самым длинным мостом в Азии.
Высота самой мощной его опоры составляет 194 м, что позволяет свободно проходить под ним судам океанского класса даже во время приливов. Между прочим, Внутреннее Японское море — это акватория с чрезвычайно интенсивным судоходством, где одновременно можно увидеть и танкер-гигант, и многопалубный пассажирский лайнер, и сотни яхт и прогулочных катеров. И всё же ввод в строй даже такого уникального моста не решил всех транспортных проблем.
Весной 1998 года открылось движение по второму мосту между Сикоку и Хонсю, который был построен в восточной части Внутреннего моря. Мост пролёг через небольшой остров Авадзи и своими главными пролётами пересёк пролив Акаси шириной 4 км, по которому ежесуточно проходило до полутора тысяч судов. Строительство велось в течение девяти лет.
Сначала над проливом были возведены две колоссальные башни-пилоны высотой почти 300 м каждая. Специально для них был разработан особый вид строительного материала — «подводный неразрушающийся бетон». Общая протяжённость моста составила 3910 м, при этом его центральный пролёт вытянулся на 1 991 м.
Мост, получивший название «Акаши-Кайкио», стал рекордсменом сразу по двум номинациям. Во-первых, это самый длинный подвесной мост в мире, во-вторых, самый высокий по отношению к уровню моря. Еще через год два острова соединила третья нить, теперь уже в западной части Сикоку. Здесь взметнулся над водой мост Татара — самый большой вантовый мост в мире. Его общая протяжённость-1 480 м.
Все три моста, переброшенные через Внутреннее море, уже прошли испытания тайфунами и землетрясениями и выдержали их на отлично!
НАШИ ЧЕМПИОНЫ
На территории нашей страны также есть немало мостов-рекордсменов. Новый Ульяновский мост через Волгу, построенный в 2009 году, признан самым длинным в Европе. Его протяжённость вместе с эстакадами — 12 980 м!
Лишь немногим уступает ему новый Саратовский мост — 12 760 м.
Но уже в обозримом будущем пальма первенства должна перейти к мосту через Каму в Удмуртии, строительство которого вступило в завершающую стадию. Его длина составит 13 967 м! В 2009 году открылся для движения мост через реку Юрибей в Ямало-Ненецком национальном округе. Теперь это самый длинный в мире мост за Полярным кругом — 3 900 м!
Адрес ещё одного мирового рекорда — Новосибирск Здесь с 1986 года действует самый длинный в мире метромост — 2 145 м! Мост-рекордсмен есть и в Петербурге. Это Синий мост через Мойку на Исаакиевской площади. Несмотря на свою скромную длину — 35 м, он имеет ширину 97,3 м и по этому показателю является самым широким не только в городе на Неве, но и в Европе и даже на планете.
Правда, в некоторых справочниках указано, что самый широкий в мире это австралийский мост Сидней-Арбор. Однако его ширина равна «всего-навсего» 49 м. Иными словами, первенство, притом почти с двойным преимуществом, остаётся за Синим мостом!
Наконец, нельзя забывать об «Амурском чуде», как именовали в своё время Хабаровский мост длиной 3 890 м, сооруженный еще в 1916 году.
Официально названный Алексеевским в честь цесаревича, этот объект на момент постройки был крупнейшим железнодорожном мостом в Старом Свете.
В наши дни изображение Хабаровского моста-ветерана, который неоднократно реконструировался за свою почти вековую историю, запечатлено на 5-тысячной купюре билета Банка России.
«БЛИЗНЕЦЫ», ПОКОРИВШИЕ ОЗЕРО
К северу от многолюдного американского города Новый Орлеан в штате Луизиана лежит крупное озеро Понтчартрейн площадью свыше 600 кв. миль, окружённое обширными непролазными болотами.
Эта естественная преграда значительно удлиняла путь от атлантического побережья на север. Проблема разрешилась после того, как в 1956 году через озеро был проложен мост, который и сегодня является самым длинным в мире. Его протяжённость — 38 422 м, почти сорок километров! В определенной степени строительству помогла мелководность озера, средняя глубина которого колеблется у отметки 5 м.
Мост опирается на тысячи цилиндрических столбов из предварительно напряжённого бетона. В конце 60-х годов параллельно этому сооружению, на расстоянии 25 м от него, был построен по такой же технологии мост-близнец. После этого движение по объекту стало осуществляться в два ряда в обе стороны. На случай аварийных ситуаций мосты-близнецы соединяются 7-ю поперечными проездами. Кроме того, через каждые три мили на мостах установлены телефоны-автоматы для связи со службами безопасности дорожного движения при возникновении каких-либо ЧП.
Самый длинный мост в Азии
Мост имеет собственную радиостанцию, которая постоянно информирует автомобилистов о текущих погодных условиях, видимости, силе ветра и т.д. В пик сезона по мостам-рекордсменам ежечасно проезжает более 3,5 тыс. автомобилей.
ПРОЕКТЫ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
Похоже, однако, что впечатляющий рекорд моста-гиганта через озеро Понтчартрейн будет побит в ближайшие годы. В Персидском заливе уже ведётся строительство так называемого «Моста Дружбы», который соединит остров Бахрейн с Катаром. Кроме автомагистрали, по мосту пройдёт ветка скоростной железной дороги, а также линия электропередач и газопровод. Общая длина этого колоссального сооружения превысит 40 км, из которых 22 км пройдут непосредственно над морем, остальные же пролягут по насыпной дамбе и эстакадам на обоих берегах. Если не помешают никакие политические бури, то строительство моста будет завершено в 2015 году.
Не менее амбициозные планы вынашивают в Египте и Саудовской Аравии, где прорабатывается проект моста над морем между двумя этими странами — моста, общая протяженность которого превысит 50 км.