До сих пор многие верят, что судьба человечества – летать к звездам, покоряя необъятные космические пространства. К сожалению, эксперты в области ракетных двигателей в один голос заявляют, что нам даже из собственной Солнечной системы выбраться не удастся.
Летать к звездам – это судьба человечества …
Главная проблема реактивного движения в том, что оно требует огромного количества времени и топлива. К примеру, при использовании самой лучшей из существующих на данный момент ракетной системы, путешествие до Альфу Центавра – ближайшей к нам звезды, расстояние до которой “всего” 4,3 световых года – займет 50 тыс. лет. Даже самый эффективный реактивный двигатель, работающий на антиматерии и существующий пока лишь в теории, не сможет доставить нас до Альфы Центавра быстрее, чем за несколько десятков лет, рассказывает Роберт Фрисби, руководитель группы Перспективных технологий ракетостроения из Лаборатории реактивных двигателей NASA.
Другой проблемой является горючее. Потребуются, по крайней мере, все энергетические ресурсы земли, чтобы отправить автоматическую исследовательскую станцию к ближайшей звезде, говорит Брюс Кассенти, профессор кафедры проектировки, строительства и теоретических основ политехнического института Ренсселе. И это по самым скромным подсчетам. Скорее всего, потребуется в 100 раз больше энергии.
“Мы не можем выкопать и употребить на это все ресурсы Земли, – говорит Кассенти, – их попросту не хватит. Потребуется добывать полезные ископаемые на близлежащих планетах”.
Межзвездные перелеты уже многие годы тревожат умы ученых-ракетостроителей, инженеров и поклонников научной фантастики, которыми было предложено множество проектов.
Так, в 1958 году группа американских ученых предложила построить космический корабль, приводимый в движение с помощь ядерных бомб, – так называемую ракету на ядерном ходу. К несчастью или к счастью, “проект Орион” был заморожен в связи с подписанием соглашения о прекращении ядерных испытаний, а выделенные на него средства поглотил “проект Аполлон”.
В 1978 году Британское общество космических исследований запланировало путешествие к звезде Бернарда, расположенной почти в шести световых годах от Солнца. Предполагалось использовать ракету с импульсным термоядерным двигателем, работающим на дейтерии. Как отметили участники конференции, количество дейтерия, необходимое для такого перелета, пришлосьь бы добывать на внешних планетах Солнечной системы в течении двух десятилетий.
Одна из последних разработок, представленная Робертом Фрисби, представляет собой громадный космический корабль-иглу. Движение корабля к звездам должена обеспечивать антиматерия, возникающая при аннигиляции водорода и антиводорода. Вес корабля составит 80 млн тонн, а дополнительный вес горючего – еще 80 млн тонн. Для сравнения, вес современного космического шаттла составляет всего 2 тыс. тонн. Но даже этой ракете будущего потребуется почти 40 лет для того, чтобы долететь до Альфы Центавра, с прискорбием отмечает Фрисби.
Однако оставим ненадолго межзвездные полеты. Человечество на сегодняшний день не смогло найти решения значительно меньшей проблеме – выхода космического корабля на околоземную орбиту с помощью всего одной ракетной ступени. Вместо этого частные компании, планирующие заниматься космическим туризмом, сконцентрировали свои усилия на максимальном уменьшении веса полезной нагрузки и самой ракеты, а также увеличении надежности. Таким образом, они надеются выиграть и заработать на эффекте масштаба.
Что же касается альтернативе ракетным двигателям, то, несмотря на кажущееся разнообразие проектов, все они при ближайшем рассмотрении оказываются невыполнимыми при существующем уровне технологического развития. Таковыми являются проекты космического лифта, рельсовой пушки или использования ядерной энергии.
И тем не менее тот факт, что научная фантастика еще не воплотилась в реальность, не означает, что наша наука бессильна.
“Технически мы представляем, как можно сделать ту или иную вещь, – говорят ученые, – но для этого нам нехватает пары-тройки ключевых технологий, которыми мы до сих пор не обладаем. Причем их нет не потому, что мы не в состоянии их создать, а потому что у нас были другие приоритеты”.
А как же межзвездные полеты? Примечательно, что даже реалисты, трезво оценивающие шансы человечества увидеть чужие звезды с близкого расстояния, не отчаиваются. Рано или поздно найдется человек, способный воплотить в реальность то, что было научной фантастикой.