Как-то вечером в порту Гамбурга, в 1910 году состоялся разговор между двумя мужчинами, светлокожим и чернокожим. Речь шла о таинственном городе Ифе — священном граде народа йоруба, поклонявшегося африканскому Посейдону, божеству богатства и моря Олокуну. Удивительным ритуалом этого загадочного культа было выкапывание «превратившихся в камень» голов предков.
Находка так воодушевила Фробениуса, что он вместе со своим помощником вручную принялся прорывать тоннель под рощей Олокуна
Разговор в Гамбурге послужил отправной точкой для активного исследования одной из самых загадочных культур на побережье Западной Африки — культуры Ифе.
Европейцем, что беседовал с матросом-йоруба в гамбургском порту, был известный немецкий этнограф Лео Фробениус. Он услышал восторженные речи о святилищах, что окружают священный град, о почитании Олокуна и ещё много о чём, что так греет душу этнографа и так похоже на сенсацию.
Услышал — и загорелся во что бы то ни стало попасть в этот заповедный край африканского континента.
Но поначалу в Африке его ждало страшное разочарование. Вместо грандиозных культовых сооружений он наткнулся лишь на обыкновенные тропические рощи, сплошь покрытые лианами и кое-где отмеченные безвкусно вырубленными каменными изображениями. Ни о какой удивительной культуре здесь не могло быть и речи.
Счастье Лео Фробениуса, что он, не поддавшись горьким эмоциям, не развернулся и не уехал сразу, а принялся исследовать то «убожество», что предстало перед его глазами в тропических кущах. И был вознаграждён за своё упорство.
Однажды, дотошно изучая одну из нескольких священных рощ, он внезапно наткнулся на два куска терракоты, торчащие из земли. Присмотревшись внимательнее, он с изумлением обнаружил, что это… куски разбитого человеческого лица!
Позже Фробениус напишет: «…когда я видел эти фрагменты, я в полной мере осознал смысл того, что мне было сказано. Здесь находились остатки очень древнего и замечательного типа искусства, бесконечно более прекрасного, чем грубые каменные образы».
ПОТЕРЯННАЯ АТЛАНТИДА
Находка так воодушевила Фробениуса, что он вместе со своим помощником вручную принялся прорывать тоннель под рощей Олокуна. И тут бесценные находки посыпались как из рога изобилия. «Необыкновенно живые, редкого изящества терракотовые головы с чётко выраженными характерными чертами» встречались не только на поверхности, но и на приличной глубине почти в шесть метров.
Йоруба с интересом наблюдали за успехами европейского одержимого копателя. Возможно, сделанные им находки их тоже впечатлили, поскольку после долгих уговоров один из жрецов рощи Олокуна даже согласился продемонстрировать европейцу нечто необычное.
Фробениус писал, что увидел «голову изумительной красоты, восхитительно отлитую из античной бронзы, полную жизни, покрытую патиной великолепного тёмно-зелёного оттенка». Полный азарта, Фробениус принялся торговаться за драгоценную голову. И, что самое удивительное, он умудрился её купить у жреца по весьма сходной цене: б фунтов стерлингов плюс бутылка шотландского виски и высокий стакан.
Впрочем, радоваться столь удачной сделке ему пришлось недолго. О покупке стало известно местной британской администрации. Разразился практически международный скандал. Британцы объявили сделку недействительной и заставили предприимчивого немца вернуть драгоценную голову. Дальнейшая судьба её, кстати, весьма печальна: её заменили копией, а сама она исчезла, и до сих пор её оригинал не найден.
Фробениус, как и подавляющее большинство европейцев того времени, считал, что подобные шедевры, в которых есть «симметрия, жизненность, изысканность форм» и которые «напоминают о древней Греции», не могли быть созданы примитивными африканцами. А потому был уверен, что прекрасные головы неведомых божеств создавались древними европейцами, а именно — представителями морских народов Средиземноморья. И поскольку местных версий подобного искусства он не нашёл, то покинул Ифе в абсолютной уверенности, что отыскал потерянную Атлантиду.
АТЛАНТИДА ОТМЕНЯЕТСЯ
Через 30 лет эта история об «африканской Атлантиде» получила неожиданное продолжение. То, что не было найдено Фробениусом, нашёл британский курсант Бернард Фегг в 1943 году.
Один из инженеров, работавший на шахте на плато Джосс, показал ему терракотовую голову, которую приобрёл у шахтёра, использовавшего эту голову у себя на огороде… в качестве пугала.
Необыкновенно живые, редкого изящества терракотовые головы с чётко выраженными характерными чертами
Едва взглянув на голову, Фегг сразу понял, какую ценность держит в руках. И, заручившись поддержкой, принялся искать другие скульптуры. Позже эта заново откопанная культура получила название Нок — по месту, где были сделаны первые находки.
Считается, что искусство культуры Нок было тем самым недостающим звеном, что соединило искусство культуры Ифе (VII век н. э.) с более ранними эпохами.
Культуру Нок и культуру Ифе разделяет тысяча лет. Радиокарбонный анализ показал, что культура Нок существовала с V века до н. э. до 200 года н. э. Однако изящество и лёгкость исполнения её скульптур говорит о том, что они являются результатом долгой эволюции в искусстве, начало которой теряется во мраке бесчисленных веков. И то, что на скульптурах изображены люди африканской расы, указывает, что их творили вовсе не мифические атланты, а именно «примитивные» африканцы.
ДЛЯ ЧЕГО ГОЛОВЫ?
Поразительно реалистичное исполнение скульптур, включая недостатки внешности и даже уродства, заставляли предположить, что скульптуры, по крайней мере, большая их часть, изображали реальных людей, скорее, представителей аристократии. Однако для чего служили эти натуралистические изображения — вопрос непростой.
В 1972 году английский археолог Питер Гарлейк сделал открытие, которое должно было бы объяснить практическое предназначение загадочных скульптур, но на деле всё ещё более усложнилось.
Гарлейку повезло найти целый сосуд 600-летней давности, чьё основание было украшено тремя керамическими головами. Причём одна из них походила на портрет, а две другие имели специфическую конусообразную форму. Всё это стояло в построенном рядом святилище из соломы. Святилище было окружено изображениями ритуальных предметов: коровьими рогами, кинжалом, бараном и… перевёрнутого вниз головой трупа человека в корзине.
Гарлейк также обнаружил неподалёку россыпь железных гвоздей — их количество наводило на мысль, что в незапамятные времена здесь стояло некое деревянное здание. В его центре возвышались груда разбитых терракотовых статуэток и фрагменты костей конечности и туловища человека. А поблизости обнаружилось и вовсе нечто страшное: холм из 40 человеческих черепов.
Были ли эти черепа свидетельством давнего жертвоприношения — непонятно. Ясно только одно — когда-то в этом зловещем месте проводился какой-то ритуал, и скульптуры имели к нему непосредственное отношение.
ТЕНИ НАД МИФАМИ
Несмотря на мрачную тень, что теперь падала на головы и скульптуры Ифе, ряд учёных высказывают предположение, что по этим скульптурам можно отследить изменения мифологии йоруба, а сами древние мифы благодаря археологическим раскопкам обретают реалистичные черты.
Согласно одному из мифов, бог Одудува сошёл на землю в Ифе — центре всего мироздания — и стал его первым царём. У него было 16 детей, которые затем стали основателями государств народа йоруба.
Согласно же другим мифам, Одудува пришёл из Египта или даже Мекки. И тут археология неожиданно нашла подтверждение этой «сказке»: действительно, в начале второго тысячелетия нашей эры в Ифе прибыла группа неких переселенцев, обладавших сильным влиянием. Переселенцы подарили местным изысканную художественную традицию и мастерство отливки из латуни. Так слились древние традиции искусства с традициями новыми.
Но самое главное — новые люди принесли с собой идею божественного царства. Прежняя мифология в интересах правителей подверглась переработке в своеобразную «историю» государства, в которой первоначальный образ богов изменился кардинально, а правящие династии обожествлялись. Так, местность Ифе стала считаться центром мира и местом рождения 1б-ти божественных отпрысков. Правители 16 областей Ифе для коронации всегда отправлялись именно в этот священный город.
В период расцвета город стал центром массового паломничества к всемогущим богам йоруба. В 1949 году в ходе археологических исследований удалось установить точное расположение зданий Ифе. Разбитая керамика образовывала участки правильной формы, обозначая внутреннее пространство жилищ, а также проходы, вокруг которых располагались дома. Каждый дом имел собственный сад, а все жилища концентрировались вокруг царского дворца в центре Ифе.
Окружавшие Ифе стены образуют множество колец, что говорит о том, что священный город постоянно рос.
Его закат пришёлся на XVI век нашей эры. «Эстафетную палочку» перехватило расцветшее к этому времени соседнее могучее государство Бенин, ставшее последним царством африканских лесов, сохранившим свою независимость в эпоху колониального захвата. Остальная Западная Африка была разодрана жадными европейскими державами на мелкие куски.