Конечно, бывалые моряки частенько фантазируют, преувеличивают и даже привирают. Но есть факты, мимо которых не пройдешь, и отрицать которые неразумно.
Гигантские водные вихри
В треугольнике шалят компасы, сбиваются с тактов счета ЭВМ, зашкаливают стрелки навигационных приборов. Район “Бермудского треугольника” “моря дьявола” и некоторые другие отличаются повышенной погодной неустойчивостью. Так что не исключено, что моряки стали жертвой внезапно налетевшего тайфуна, цунами или какого-нибудь природного явления. К их числу, кстати, можно отнести и гигантские водные вихри, не столь давно обнаруженные в Саргассовом море с помощью искусственных спутников Земли. Каждый из таких вихрей, состоящий из холодного ядра и кольца более теплых и соленых вод, достигает диаметра более 100 км. Эти вихри-кольца заметно влияют на погоду в прилегающих областях, даже вызывая “прорехи” в облачном слое, благодаря чему их и удалось обнаружить из космоса. Ну а если все это так, не могут ли подобные вихри, пока еще неизвестно как зарождающиеся и как заканчивающие свое существование, время от времени образовывать гигантские воронки, способные поглотить одиночный корабль. Некоторые специалисты давно подозревали, что в треугольниках периодически происходят импульс – выбросы энергии. Но какой? На месте происшествий их пока не фиксировали, а в тиши кабинетов рождаются гипотезы. Одна из них утверждала, что там когда-то упал крупный метеорит из магнитного железняка. Он ушел на дно океана и подчас проворачивается в пластичных магматических породах. Другая настаивает на идей потерпевшего аварию и затонувшего НЛО крупных размеров – сигары длиной 20 км. Третья версия тоже космическая.
Сейчас для объяснения Бермудского феномена и роковых событий в других треугольниках нужна новая мысль, смелая и реалистическая. Родилась она сразу в нескольких странах. Итак, недавно канадские и американские геологи и геофизики, которых поддержали коллеги из Англии и Австралии, предложили для обсуждения принципиально новую гипотезу, объясняющую загадочную гибель кораблей и самолетов со всеми экипажами в различных треугольниках на морях нашей планеты. Согласно их мнению могут быть газогидраты. Речь идет о природном газе с большим содержанием биогенного метана, образующегося при разложении органики в илистом придонном слое. При низкой температуре такой газ способен сгущаться и связываться с частицами воды. Это вполне возможно на глубине, скажем, 600 м. Газогидратный метан при таких условиях способен превратиться в твердый купол, под которым скапливаются новые порции всех составляющих природной смеси. Когда такой купол разрушается или наклоняется подводными течениями, пузырьки, естественно, устремляются к поверхности. Создается вихревое извержение газогидрата. Большой океанический пузырь далеко не безобиден по своей механической силе.
На поверхности моря он создает кипящую “кашу” – турбулентную газовоздушную смесь. Вода на таком участке переходит как бы в другое физическое состояние. Корабль в подобной ситуации должен сразу же получить отрицательную плавучесть и затонуть в считанные секунды.
В бурную погоду “каша” выхлестывает вверх газогидратную смесь в виде высоких фонтанов. В этом случае турбулентные струи могут гибельно сказаться и на судьбе низко летящих самолетов. Кстати, патрульный гидроплан, пилотируемый канадским летчиком, лопал в “воздушную яму” как раз в западной части Северной Атлантики, которую не любят моряки. Гидроплан летел над океаном на высоте 30 м. По утверждению летчика, имеющего солидный опыт, он никогда не встречался с “ямами” на столь низкой отметке. Быть может, это и был газогидратный выброс, из которого двухмоторная машина выбралась с трудом. Приборы вели себя при этом беспокойно, а сам пилот почувствовал приступ удушья.
Американцами была составлена геофизическая карта, на которой отмечены участки моря, где вполне возможны выбросы биогенного метана. Большинство этих мест на новой карте совпадает с районами, известными среди моряков как “зоны коварных капканов”. Но до штурманов она пока еще не дошла.
Газогидратная версия ныне получает все большее число сторонников, и международное обсуждение должно вскоре состояться.