Озеро Натрон расположено в Восточной Африке, на севере Танзании, на границе с Кенией. В озере — длиной 56 километров и шириной 24 — солёная тёплая вода, благодаря чему здесь гнездятся прекрасные розовые фламинго. На юго-восточном берегу озера находится вулкан Гелай высотой около трёх километров. Когда-то здесь жили гоминиды, предки современного человека. Ныне в этом завораживающем своей дикой красотой краю вдоль берегов озера живёт племя салей, которое относятся к народу масаи.


Ныне в этом завораживающем своей дикой красотой краю вдоль берегов озера живёт племя салей, которое относятся к народу масаи

В Танзании их около 20 тысяч. Салей живут в труднодоступном районе, где мало дорог. Они, как и все масаи, занимаются скотоводством и существуют за счёт молока, крови и мяса коров и овец. Это полукочевой народ, который перемещается с места на место в поисках лучших пастбищ.

Племя салей делится на несколько групп, в каждую из них входят мужчины или женщины примерно одного возраста.

Масаи контролировали большую часть территории Восточной Африки в течение нескольких столетий. Они достигли этого благодаря сильной армии и умению воевать. Легенда гласит, что они переняли военные приёмы у пропавшего в Африке римского легиона. Каста воинов всегда была привилегированной. До сих пор эта каста сохранилась, хотя масаи ведут ныне мирный образ жизни.

Воины в возрасте от 15 до 25 лет живут вне поселений в полевых условиях. Там они учатся владеть копьём, луком и стрелами и охотятся. Это армия салей, которая должна всегда находиться в боевой готовности на случай нападения извне.

Молодые воины носят особый красивый наряд и много украшений из белых бусинок и бисера. Украшения включают ручные и ножные браслеты, серьги, кольца для носа, заколки для волос, бусы, ожерелья, пояса, наплечники (купить браслеты с золотым покрытием оптом). Отличительная черта воинов — длинные волосы. Парни, которые не смогли отрастить волосы, заменяют их шиньонами из длинных нитей, сплетённых в косички.

После «службы в армии» воины переходят к оседлому образу жизни. Теперь они смогут поселиться в своём собственном доме и жениться. Это происходит обычно, когда юношам исполняется 20-25 лет. Чтобы навсегда расстаться с жизнью воинов, они должны принять участие в церемонии, существующей уже восемь веков. Во время церемонии юноши станцуют боевые танцы и пропоют военные песни в последний раз в жизни.

Праздник Еуното проходит раз в семь лет. К нему нужно подготовиться, набраться сил. Для этого юноши принимают участие в ритуале Олпул. Этот праздник мяса проводится в секретном каньоне, где остальные члены племени не имеют права появляться. Каньон представляет собой узкий проход в скалах, на одном конце которого искрится водопад. Здесь воины едят иматори, особый суп. Мясной бульон тщательно перемешивают с молоком и добавляют травяную настойку. Масаи готовят иматори вот уже много веков и считают, что в нём секрет их воинской доблести. Рецепт травяной настойки держится в секрете и передаётся из поколения в поколение.

В нынешнем году группой молодых воинов командовал сын вождя — Нкориса. Ему двадцать два года. Нкориса руководил приготовлением иматори. Поедая мясо, юноши рассуждали о будущей семейной жизни.
«Мне нужна сильная жена, которая будет помогать по хозяйству, — сказал Нкориса своим друзьям. — Она должна быть красива — с белыми зубами, чёрными дёснами и слегка кривыми ногами». Что ж, таковы критерии женской красоты у племени салей. 20-летний Купенте рассуждал совсем по-детски: «А моя жена должна быть ненасытной в любви и нравиться моим друзьям». Заслышав такие слова, юноши рассмеялись.

ЦЕРЕМОНИЯ ЕУНОТО

На следующий день после того, как иматори съеден, воины собираются в дальний путь. Им предстоит пройти пешком около ста километров вокруг озера Натрон, вдоль подножия вулкана Гелай, который масаи называют Горой Бога. Они направятся в священное место, Манаята. Здесь много веков подряд проходит священный праздник Еуното. Путешествие занимает несколько дней.

В Манаяте молодые воины должны очиститься от бренных трудов и подготовиться для жизни пастухов и отцов семейств. Переход в следующую возрастную категорию, называемую илкипони, символизируется обриванием головы. Это делают матери юношей-воинов.

За проведением праздника следят старейшины. Подруги воинов тоже здесь. Во время Еуното парни выбирают себе жён.

Девушки, готовые выйти замуж, проходят специальный ритуал обрезания, после чего им надевают большие ожерелья в виде круглых жёстких воротников.

Нравы у масаев весьма свободные, они делят жён с мужчинами своей возрастной группы. Если к главе семьи приезжают друзья (те, кто служил с ним в «армии»), он обязан предоставить им отдельную хижину и одну из жён. Правда, женщина имеет право отказаться спать с приятелем мужа, если он ей не нравится. У масаев нет такого понятия, как ревность. Нашура, невеста Нкорисы рассуждает просто: «Нкориса женится на мне, но, я надеюсь, он скоро возьмёт ещё одну жену. Так мне будет веселее, да и всю работу по дому тяжело выполнять одной».

У Нкорисы прекрасные перспективы. Он унаследует семейные стада и со временем станет вождём вместо отца. У его друга, Мушури, ситуация хуже. Он ещё не выбрал невесту. У его родителей восемь детей, а вот коров и овец мало — на выкуп за невесту может не хватить, так что Мушури, возможно, ждёт участь холостяка.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ЧЁРНОГО БЫКА

На церемонии Еуното присутствует около трёх тысяч человек, из них восемьсот воинов. Старейшины наблюдают за происходящим, сидя на возвышении. На них огромные головные уборы из ярких перьев и львиных грив.

Еуното начинается с охоты. Воины пытаются убить льва. Во всяком случае, в старину было так. В наши дни воины лишь имитируют охоту. Один из них изображает льва, надев шапку из гривы царя зверей. Остальные прыгают вокруг него с копьями.

По традиции каждый воин должен убить льва, однако в наши дни это случается редко. Львы живут в заповеднике, и убивать их запрещено. Власти разрешают убить льва, только если их поголовье увеличивается, и хищники режут овец масаев.

Специально для Еуното женатые мужчины племени строят так называемый дом Осингиры. Это большая круглая хижина из глины. Туда имеют право войти только воины, ещё не познавшие женщину. В доме Осингиры Лейбон даёт каждому воину выпить священный напиток, настоянный на галлюциногенных растениях. Если в дом Осигиры войдёт юноша, познавший женщину, он будет проклят.

Юноши снимают украшения, которые символизировали их принадлежность к касте воинов, и распускают свои длинные волосы, специально для второго дня праздника выкрашенные красной охрой. В красный цвет раскрашены и их тела.

Потом юноши начинают пляску, которая называется импатия. Они прыгают и кружатся. Вскоре им предстоит обменять копья на длинные палки пастухов, которые символизируют мудрость. Во время танца некоторые юноши впадают в состояние транса (эмбашону), которое длится несколько минут. Эмбашоны помогает достичь священный напиток, который воины пили в доме Осингиры. Юноши падают на землю, их тела дрожат мелкой дрожью, у некоторых изо рта течёт пена. Эмбашона проходит так же быстро, как и начинается.

В озере Натрон солёная тёплая вода, благодаря чему здесь гнездятся прекрасные розовые фламинго
На следующее утро начинаются «белые дни» Еуното. Воины к своим палкам прикрепляют флаги, называемые инанка, и отправляются в паломничество на берег реки Нтуу, чтобы провести там особый ритуал. Там они намазывают кожу белой глиной. Белый цвет символизирует мирные намерения и уничтожает военную агрессивность. Затем воины возвращаются на главную площадь Манаяты. Здесь пожилые женщины бреют сыновьям головы: семейные мужчины должны носить короткие волосы.

Праздник заканчивается жертвоприношением чёрного быка. Его мясо и шкуру делят между собой бывшие воины.

У дома Осингиры происходит кульминация праздника. Бывшие воины кружатся вокруг хижины. Старейшины брызгают на них молоком в знак того, что теперь они пастухи. Еуното подходит к концу. Люди расходятся по своим деревням. Скоро они женятся и заживут мирной жизнью.