Расшифровать и перевести некоторые тексты берестяных грамот, найденных группой археологов в прошедшем полевом сезоне, удалось академику РАН Андрею Зализняку.

Академиком было обнаружено магическое заклинание

Среди простых текстов академиком было обнаружено магическое заклинание. Об этом и других тайнах берестяных грамот Зализняк поведал 29 сентября.

Берестяные грамоты, которые археологи стали находить в начале 1950-х годов, являются важнейшим источником данных об истории древнерусского языка и культуры.

Академик РАН, доктор филологических наук Андрей Зализняк начал заниматься изучением текстов берестяных грамот с 1980-х годов. Уже около десяти лет каждую осень он читает традиционную лекцию, посвященную грамотам, которые удалось найти в прошедшем сезоне, демонстрируя собравшимся методы расшифровки и перевода их текстов.

В этом году желающие послушать ученого до отказа заполнили большую поточную аудиторию 1-го гуманитарного корпуса МГУ – люди стояли в проходах плечом к плечу, сидели на полу у доски и перед столом лектора. Начало лекции слушатели встретили аплодисментами.

Академик Зализняк отметил, что этот год был сравнительно «урожайным» на грамоты. Всего археологи нашли 12 документов, тогда как в сезоне 2007 года в Новгороде не было найдено ни одной грамоты; был обнаружен лишь один текст в городе Старая Русса Новгородской области.

«Правда, основной раскоп, Троицкий, как и следовало ожидать, находясь на уровне первой половины 11-го и даже конца 10-го века, ничего не дал. Но зато в этом году появились несколько параллельных раскопов, разной масштабности, и несколько из них дали нам грамоты», – сказал ученый.

Он добавил, что в Троицком раскопе была найдена цера (табличка для письма, покрытая воском) первой половины 11-го века, но, к сожалению, без текста.

Одна из грамот, по словам Зализняка, была найдена не на раскопках, а во время археологического наблюдения за инженерными работами.

ТАЙНА ГРАМОТЫ № 973

Затем ученый перешел к рассказу о самих текстах древних документов, и начал с самой короткой грамоты, на которой было лишь девять букв – загадочное слово “ГЕОНЕГОНЕ”. Эта грамота 13-го века, получившая номер 973, была обнаружена в августе на Борисоглебском раскопе на улице Оловянка.

Зализняк отметил, что слово «геона» – древнерусская форма слова «геенна», а вторая часть слова, по всей видимости, должно означать «огненная». Эти два слова, слитые в одно, были вероятнее всего магической формулой, заклинанием, сказал ученый.

«Вся хитрость состоит только в том, что этот человек решил записать это как одно слово. И это по-видимому не совсем нечаянно. Самое вероятное, что это нашелся «доброхот», который своему соседу подложил это под пол в качестве магического заклятия. Так что это замечательный текст, который представляет собой вид малого заговора, малого заклятия».

Вторая грамота, о которой рассказал Зализняк, была найдена при раскопках в епископском дворе и относится к первой половине 14-го века. В ней всего несколько слов, но академик Зализняк, показал, что и в них можно найти что-то интересное.

В частности, в ней встречалось выражение «говори владыце» – «говори владыке». Ученый отметил, что в древнерусском языке слово «говорить», «говор» обозначало слитный шум, ропот, который производит толпа, но не членораздельную речь. В частности, в «Повести временных лет» оно встречается именно в этом значении. Во многих диалектах глагол «говорить» описывает птичий гомон.

Зализняк сказал, что это первый известный случай, когда слово «говорить» употреблялось в современном значении. Ранее оно встречалось в грамотах, но все они относились к более позднему времени.

Ученый также разобрал берестяное письмо конца 14-го века, найденное у Епископских палат и получившее номер 964. Оно обращено к господину Елизару, которому автор посылает вместе с неким Ларионом «клещов» (древнерусское название лещей).

Кроме того, Зализняк подробно разобрал текст грамоты номер 963, которая примечательна тем, что ее можно датировать весьма точно – она была написана между 1416 и 1421 годом, когда новгородским епископом был Симеон, которому и адресовано послание.

Лекция академика проходила весьма оживленно. Он часто обращался к собравшимся, предлагая им попробовать самим истолковать отдельные спорные места, после чего опровергал или соглашался с предложенным вариантом, приводя собственные аргументы.

После завершения лекции слушатели длительное время аплодировали ученому.