В летописях и древних церковных документах обнаружены свидетельства того, что на языческой Руси существовали “идольские” камни, способные вводить в искушение.


Языческий идол

Говоря современным языком — магически воздействовать на психику человека.

НЕОБЫЧНОЕ ПОГРЕБЕНИЕ

Почти мистическое событие произошло более трехсот лет назад на территории нынешней Вологодской земли. По решению церковных властей ведено было предать ритуальному погребению некий старинный камень, до того спокойно пребывавший в соборной церкви. Камень этот был очинен в дьявольском влиянии на православные души. И потому утоплен в пучине Белоозера, дабы обеспечить общественный порядок и спокойствие. Описание этого непонятного события сохранилось в донесении архиепископского сборщика налогов Кирюшки Борисова властям Кирилло-Белозерского монастыря.

“Государю преосвященному Симону, архиепископу Вологодскому и Белозерскому, раб твой Кирюшка Борисов твоего архиепископского благословения требуя, челом бьет. В нынешнем, государь, в 181 году (то есть в 7181 году “от сотворения мира”, а по современному летоисчислению в 1673 году) января в 8 день прислана твоя архиерейская грамота ко мне, рабу твоему, на Белоозеро, а в ней написано, чтоб взять из прежебывшей соборной церкви блазнительный камень и, испытав тутошными людьми в Белоозере глубокое место, велеть ево ввергнуть, да не будет о нем в народе блазнения… И по твоему, государь, архиерейскому указу, Белозерской соборной церкви протопопу Аврамию блазнительный камень в Белоозеро, в глубокое место ввергнуть велел”.

Таинственная история с наказанным камнем и непонятным донесением нуждается в комментарии. “Блазнить” в современном переводе с церковного означает соблазнять, искушать, смущать, совращать, наводить на грех. Что же это за камень, которого опасались церковники так, что решили его схоронить от людских глаз? Очевидно, что о драгоценном камне речи идти не может. Самоцветы, даже те, которые привозились с Востока, где были украшением языческих идолов, церковь обязательно использовала для отделки одежды, драгоценной утвари, парадных облачений иерархов. Само же прилагательное “блазнительный” наталкивает на мысль о каком-то поразительном, активном свойстве камня, его воздействии на умы и души людей, очевидно, опасном с церковной точки зрения. Только этим был мотивирован странный приговор — утопить камень.

СВЯТЫНИ ЯЗЫЧЕСКИХ ПРЕДКОВ

Рукописные источники оставили нам еле заметные следы той дохристианской истории Руси. Но если изучить немногочисленные свидетельства о свойствах языческих святынь, в числе которых были и камни, открываются данные о действительно труднообъяснимых явлениях.

Язычество, по историческим меркам, не так уж давно было на Руси. Христианство, пришедшее из Византии в IX-X веках, долго вынуждено было соседствовать с языческими представлениями, идолами, капищами. Причем, не так уж редко церковникам приходилось не столько вытравлять”проклятое наследие прошлого”, сколько находить некий компромисс. Таким образом некоторые чисто языческие обряды и даже святыни вживались в православие.

Вот один из таких примеров. Святой Арсений, прибыв на один из-островов Ладожского озера, столкнулся с языческим обрядом жертвоприношения лошади в честь одиноко стоящей скалы — своими очертаниями эта ритуальная каменная глыба напоминала лошадь. Местные легенды приписывали ей таинственные свойства и именовали Конь-камнем. Арсений не стал бороться с древними верованиями. Он просто окропил камень святой водой, и водрузил на его вершине крест. Так, осененный православным символом, он сохранил на века характер некоего святилища.

Дошла до наших дней и другая святыня языческих предков. И поныне лежит в районе Переяславля, что на Плещеевом озере, громадная синеватая четырех тонная каменная глыба, которую тут называют Синим камнем. Веками о нем ходят легенды и россказни. Многие местные жители убеждены в необъяснимой силе камня. Так же, как и ихдревние предки. В письменном упоминании конца XIV века о чудодейственном свойстве камня говорится: “Бысть во граде Переяславле камень за Борисом и Глебом в бояраку (овраг), а в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе из Переяславля людей: мужей, жен и детей и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они служаху его и к нему стекахуся из году в год творяху ему почесть… ”

Сразу напрашивается сравнение: Синий камень чем-то словно бы сродни “блазнительному” по воздействию на людей. Начало его обожествления исследователи относят ко времени проживания на этих землях племени меря, которое было вытеснено славянами в IX-X веках. Существование языческого камня-идола церковники не потерпели. Вначале XII века по приказу преподобного иринарха дьякон Переяславский Семеновской церкви Ануфрий, выкопав рядом с Синим камнем глубокую яму, столкнул его и закопал. Но на этом мистические проявления языческого капища не прекратились. Через некоторое время странный камень снова оказался на поверхности земли.

Каким образом? Пока это неизвестно. Через сто лет началась новая церковная акция против многотонной каменной глыбы. На этот раз ее решили не скрывать от людских глаз, а использовать во блао религии — на закладке фундамента колокольни в Духовской слободе на левом берегу реки Трубеж. Зимой 1788 года приступили к перевозке камня по льду Плещеева озера. К месту постройки его тащили на специальных санях, запряженных дюжиной лошадей. Идея укрепить храм древним идолом не удалась. Лед не выдержал тяжести многотонного поезда, и камень затонул. Так и остался лежать на глубине около четырех метров. Дальнейшая его судьба — из разряда мистики. Никто и не думал поднимать тяжеленную глыбу, однако спустя полвека — в конце сороковых годов XIX столетия — она необъяснимым образом вновь появилась на свет Божий, уже на северо восточном берегу озера, где и лежит поныне. Понять, каким образом таинственный камень дважды поднимался на поверхность земли, трудно. Можно только делать предположения. Или он перемещался в результате сезонных промерзаний воды и почвы, или существует иная, ирреальная причина его “явления” людям.

ЗАГАДОЧНЫЕ ИСТОРИИ

Не менее загадочны истории с тугими ритуальными камнями. В ХVIII — ом веке известный французский ученый Шарль де Бросс создал целый каталог известных камней, обожествленных разными народами на разных континентах. Это уникальное исследование позволило сделать вывод о том, что немало камней-фетишей имеют небесное происхождение. Очень часто язычники поклонялись упавшим на землю метеоритам. Среди них самый знаменитый — Великая Богиня Матуту, почитаемая фригийцами. Так они называли черный камень с неровными углами, упавший прямо с неба. В греческих текстах, например, есть упоминания, что сын царя Трои Приама, провидец Гелен, носил с собой камень, испещренный какими-то прожилками. Во время предсказаний Гелен испрашивал у камня совет, а тот производил в ответ шум, напоминавший лепет младенца. А Плутарх описывал странные явления, происходившие на юге Пелопонеса. Там, по его словам, в реке Эврот находились божественные камни-валуны, которые по звуку трубы поднимались со дна на поверхность.

Вот еще информация, полученная в Индии прославленным художником Николаем Рерихокс: “Много внимания уделялось чудесному камню, упавшему с далекой звезды, который появляется в различных странах перед большими событиями.

Великий Тимур, говорится, владел этим камнем. Камень обычно приносится совершенно необычными людьми. Так же неожиданным путем в должное время камень исчезает. Чтобы опять появится в совершенно другой стране. Главная часть этого камня находится в Шамбале. Лишь небольшой кусочек его выдан и блуждает по земле, сохраняя магическую связь славным камнем.

Бесконечные сказания щедро рассыпаны об этом камне. Говорится также, что царь Соломон и император Акбар владели им. Эти предания невольно напоминают Лапис Ексилис — блуждающий камень, воспетый знаменитым мейсттерзингером Вольфрамомфон Эйшенбахом, закончившим свою песнь словами: “И этот камень называется Грааль”.

Кстати, в упомянутом Рерихом романе Эйшенбаха XIII века “Персифаль”, или “Грааль”, как его еще принято называть, — камень, принесенный ангелами на землю и обладающий чудесной силой.

Вообще культ камней, имеющий древнюю историю, сохранился лишь у некоторых народов. О существовании камней-фетишей в горных районах Восточной Индии говорится в исследовании С. Маретиной, которая дает впечатляющую информацию о поклонении камням у группы племен Нага. Эти народности убеждены, что камни-фетиши способны наслать стихийные бедствия. И подтверждение этому свойству находят не в далекой истории, а в событиях нашего века. Так известно, что в деревне Пхесама в русле реки расположен камням, умеющий вызывать бурю — огромный, белый. Однажды, когда жители деревни, ловившие в реке рыбу, выкатили мешавший им монолит на берег, немедленно пронесся ураган. Буря бушевала до тех пор, пока камень не вернули на его прежнее место.

ОБЪЯСНЕНИЯ ФЕНОМЕНА ПОКА ЛИШЬ В ФОРМЕ ГИПОТЕЗ

Ученые пытаются понять, откуда у некоторых священных камней взялись непонятные науке “способности” и свойство влиять на людей? Возможно, непонятные исследователям сегодня качества камне — идолов объясняются их внеземным происхождением. Если это упавшие на землю метеориты, вероятно, они принесли нам непознанные пока свойства вещества. В “Описи рукописных собраний” 1890 года найдено письмо священника селения Ерги, расположенного в 40верстах от города Устюга, к властям Кирилло-Белозерского монастыря о странном явлении, наблюдавшемся 29 ноября 1662 года: “В во 181 году ноября в 29 день в субботу, по захождении солнца… многие люди видели на небесах знамение страшно: только лишь солнцезашло и от того места солнечного заката аки звезд звелика, долго скоро вышла и показалась по небу аки бы молния, небо надвое раздвоилося, скорость аки молния, стояла как бы полчаса, а свет изречен, аки огнь. И патом аки обпак стал мутен невелик на том месте, где зрак был. А небо аки затворилось, и огнь на землю падал по многим дворам… и люди от него бегали, а он катается за ними, а никого не ожог. А потом камение падало с великой яростью великое и малое горячее. И я, государи, не смею таить такова Божия чудеси и известил вам, государем, и камения небесного послал к вам… и того камения смотрел государь наш игумен Феодосии едучи к Москве, иные многие люди видели”.

Так что сведения о чудесном происхождении и чудесных свойствах “блазнительных” камней сохранились, но объяснения этого феномена пока существуют лишь в форме гипотез и предложений.