Ситуация в Сирии вызывает интерес. Столица Сирии – Дамаск сейчас доступна для посещения. Тем не менее, о массовом туризме речи сейчас не идёт, надо соблюдать осторожность.
Власть в Сирии вполне светская, левой ориентации. Поэтому сирийцы всегда смотрели на Россию как на партнёра
Глубинная структура общества в Сирии сложна. В качестве «ячеек» в ней не племена, а религиозные общины. Президенты Асады – Хафез (с 1970-го по 2000-й) и его сын Башар (с 2000 года) по вероисповеданию алавиты (тут говорят «алауи»). Другая религиозная община в Сирии – друзы. И те, и другие верят в переселение душ, называемое по-арабски «танассух».
Одни учёные считают, что алавиты представляют ветвь шиитского толка в исламе (они составляют большинство населения в Иране), другие – ветвь суфизма, третьи – самостоятельную религию.
Иранские имамы в 1973 году приняли фетву, гласящую, что на алавитов распространяются нормы взаимоотношений, принятые между шиитами. То есть признали алавитов «своими».
Если раньше в алавитских селениях мечети были в запустении, поскольку алавиты молились в особых круглых зданиях «куба» на вершинах холмов, то при правлении Асадов в Сирии стали строить мечети. Алавитов в Сирии около 10% населения. Власть в Сирии вполне светская, левой ориентации. Поэтому сирийцы всегда смотрели на Россию как на партнёра.
Сирия и Ливан между Первой и Второй мировыми войнами были подмандатной территорией Франции (фактически – колониями). Они освободились из-под власти Турции, но место османов заняли французы. Любопытно, что регионы с проживанием адептов разных религий имели свои флаги. Область алавитов в районе порта Латакия имела на своём флаге 16-конечную золотую звезду, область друзов – зелёно-красно-жёлто-чёрный флаг.
Современный флаг единой Сирии с двумя зелёными звездами на белой полосе при красной полосе вверху и чёрной – внизу. Зелёный, белый и чёрный цвет символизируют три основные династии арабских халифов (Фатимиды, Омейяды и Аббасиды), ведущие своё начало от пророка Мухаммеда, красный – кровь мучеников. Как видим, символика флага Сирии не только исламская, но и монархическая, что вовсе не мешало стране придерживаться социалистической ориентации.
Главным противоречием в нынешней Сирии можно считать трения между наиболее активной частью суннитов, примыкающих к ваххабитам (доминируют в Саудовской Аравии), и верхушкой общества, разделяющей светские взгляды, или относящейся к алавитам.
Существенно, что веру алавитов принять нельзя, можно только родиться в семье, где алавитами являются и отец, и мать (мать, в крайнем случае, после замужества). Общество алавитов очень закрыто, делится на особых – «хасса» и рядовых – «амма». В «особые» посвящают не ранее 18-летнего возраста, причём новый «хасса» не только многократно произносит священное слово «Амас», но и даёт клятву не разглашать особенности веры. Священное слово «Амао – это производное от слов Аллах, Мухаммед и Сальман. Для справки: Сапьман-аль-Фарси – первый перс (и вообще первый неараб), принявший ислам.
Известно, что алавиты совершают намаз не 5 раз в день, как истые мусульмане, а только дважды, им не возбраняется вино. Это, кстати, роднит их именно с суфиями (вино – символ истины, потому-то оно часто упоминается в четверостишиях великого персидского суфия, астронома и поэта Омара Хайяма). При посвящении в «особые» причащаются именно вином.
Что касается реинкарнации, то алавиты считают, что после смерти душа человека может переселиться и в тело животного, в особенности душа плохого человека (в животное, которое люди едят). А вот души праведников после семи реинкарнаций попадают к звёздам.
Алавиты часто женятся на христианках, почитают пророка Ису (Иисуса Христа), Рождество и Пасху, чтят не только Коран, но и Евангелие. При этом внутри общины алавитов есть течения, поклоняющиеся свету, есть поклоняющиеся тьме (соответственно – «нур» и «зульм»), а также особо почитающие Солнце, либо, напротив, Луну, как разные образы пророка Али, особо чтимого шиитами.
В то же время весьма начитанный сирийский алавит Ахмад, с которым я познакомился в Дамаске, говорит, что алавиты – потомки ранних христиан, живших в Сирии до прихода арабов. Кстати, как и положено алавиту, в своей вере он признался далеко не при первом разговоре со мной, а лишь убедившись в познаниях и намерениях собеседника.
Друзы, видимо, «отпочковались» от суфиев, они также почитают и Коран, и Библию, тоже имеют особые молитвенные дома «хальва». Особенности: день молитв – четверг (это вообще отличает их от других религий, выделяющих воскресенье, субботу, пятницу). Друзы столь же скрытны и хитры, как алавиты – тоже допускают принятие иной веры с сохранением своей «в душе» (принцип «такыя»), тоже верят в переселение душ, по причине этого очень храбры (ведь тогда смерти нет). Община тоже делится на «посвященных» и «простых». У друзов они весьма откровенно называются соответственно «умными» – «уккаль» и невежественными – «джуххаль». Мы все знаем, что заряды одного знака отталкиваются. Вот так и алавиты и друзы, чем-то похожие на два различных братства.
Среди алавитов есть потомки армян, среди друзов – ливанских и сирийских горцев, по языку – арамеев. Алавиты хранят многие секреты еще античных времен. А их в Дамаске немало.
В Старом городе от старинной крепостной стены осталось несколько ворот, часть из которых связаны с историей христианства. Через ворота Баб Кисан, построенные ещё во времена Древнего Рима и называвшиеся тогда воротами Сатурна, согласно преданию, бежал из Дамаска апостол Павел.
На снимке этих бывших ворот Сатурна видно причудливое сочетание древнего символа полуденного Солнца и первой буквы латинского имени апостола.
А вот ворота Баб Тума (Фома) названы так в честь византийского полководца, а не апостола. Но ранее это были ворота Венеры. Взглянем на схему старого города – сохранились ворота Солнца, Меркурия, частично ворота Марса, нет ныне ворот Луны, и только площадь осталась на месте ворот Юпитера. Арабы построили ворота Мира – Баб аль-Салям и ворота облегчения Баб аль-Фарадж. Говорят, что и астрономические аналогии в названиях древних ворот имели сакральный смысл, ныне известный лишь посвящённым. В общем, некогда семь ворот были названы в честь семи светил, а алавиты верят, что путь к звёздам лежит через семь реинкарнаций.
Весь старый город напоминает ритуальную чашу, впечатление подчёркивает пересекающая его с античных времен Прямая улица. Похоже, крестоносцы искали чашу Грааля, а надо бы прийти в Дамаск с миром и посмотреть под ноги…