Эзотерика
Россию с полным правом можно назвать страной религиозных чудес. Едва ли не ежедневно в православных приходах нашей страны фиксируются необыкновенные явления. Можно ли найти им научное объяснение?
Чудо схождения благодатного огня в храме гроба Господня
Сегодня пополнить список чудес значительно проще. При богословской комиссии Московского патриархата специально создана и уже действует экспертная рабочая группа, которая тем и занимается, что фиксирует чудесные события. Как? Да очень просто. На столе у профессора Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина, академика РАЕН Павла Флоренского куча писем от священников и паломников. Все они аккуратно подшиты в папку с надписью “Чудеса”. Флоренский является одним из руководителей вышеназванной экспертной группы и имеет полное представление о чудесах: “Все происходящее на Земле – чудо. Рождение человека – разве не чудо? Но явления окружающей действительности для нас обыденны и потому не воспринимаются, как нечто невероятное. И поэтому очень многое зависит от восприятия”.
– Нас поражает многочисленность и изобилие происходящих чудесных событий, – говорит соратник профессора Флоренского, преподаватель Российского православного университета Святого апостола Иоанна Богослова Александр Московский. – Сообщения поступают к нам практически из всех епархий Русской православной церкви. И их не десятки, а сотни. Как правило, больше половины сообщений относится к мироточению и обновлению икон. Помимо этого часто встречаются факты перенесения образа на стекло киота, чудесного обретения икон и звуковых знамений. Для нас важнее всего понять не как и почему, а зачем происходят эти знамения и каков их духовный смысл. Обычно православные воспринимают такие события как милость Божью, как знамение, то есть событие, наполненное глубоким значением, постичь которое и есть главная задача каждого верующего.
Экспертная рабочая группа занимается исключительно научным описанием чудес. Так, в многочисленных случаях, связанных с “плачущими иконами”, специалистов интересует прежде всего вещество, выделяемое при мироточении. Впрочем, следует разобраться в терминах. Вообще-то миро – это особым образом приготовленный освященный состав из елея (масла) и более сорока благовонных трав и веществ. Составление и освящение мира происходит один раз в несколько лет в Успенском соборе Москвы, после чего оно отправляется в специальных сосудах по всем епархиям Русской православной церкви. Правомерно ли говорить о том, что “плачущие иконы” выделяют именно миро? Скорее да, утверждают эксперты. Само чудесное событие может развиваться по разным сценариям, но результат всегда один – на поверхности иконы возникают капли некой маслянистой жидкости органического происхождения. Их может быть мало – одна-две. А может быть так, что вся поверхность иконы окажется увлажненной. Капли могут быть бесцветными или окрашенными. Могут не иметь запаха, а могут благоухать. Например, те люди, которым выпала возможность лицезреть “слезы” чудотворной Иверской (Монреальской) иконы Божьей Матери, рассказывают о незабываемом благоухании. Павел Флоренский вспоминает такой случай: “В 90х годах музей Андрея Рублева передавал одной из московских церквей икону Пресвятой Богородицы. Приехали иереи, распалили кадило. Затем внесли саму икону – черную, лик на ней еле-еле “просвечивался”. Священники прочитали акафист, и произошло удивительное событие – икона на глазах “ожила”. Богородица четко “проявилась” на иконе. В какой-то момент я уловил необыкновенное благоухание, я бы назвал его запахом иного мира. Но это точно был не запах ладана или розового масла”.
В то же время не совсем верно говорить о мироточении, считают эксперты. Скорее этому необыкновенному процессу подходит название “маслопоявление” или “маслоконденсация”. Чтобы было более понятно, Павел Флоренский приводит в пример такой случай. Однажды экспертам стало известно, что под Брянском проживает женщина, у которой в квартире все иконы начинают выделять миро. Специалисты выехали на место, чтобы лично убедиться в необычности происходящего. Хозяйка встретила их радушно, аккуратно расстелила на столе скатерть, а на нее положила привезенные образа. После чего приглашенный батюшка попросил всех выйти из комнаты и отслужил молебен. Через пару часов иконы покрылись капельками золотистой маслянистой жидкости. Но, что странно, масло появилось и на лежавшей рядом шариковой ручке. Если процесс свят, тогда при чем тут ручка? На этот вопрос эксперты пока не знают ответа. Впрочем, они не ручаются и за чистоту эксперимента, так как им приходилось на время покидать помещение. И тем не менее. “Появление масла на иконе, когда из ничего образуется священное миро, нарушает абсолютно все законы природы. Это настоящее чудо, которое по определению противоречит науке”, – считает Павел Флоренский.
Но в науке нет и не может быть понятия чуда. “Мир устроен таким образом, – говорит Александр Московский, – что законы природы в нем выполняются с неумолимостью, а всякое чудо воспринимается просто как очень редкое, почти невероятное, но тем не менее случившееся событие. Как-то накануне пасхального богослужения протоиерей Александр Трушин из подмосковного села Лямцино, подходя к храму, услышал, что в нем раздается чудное пение. Батюшка поначалу подумал, что опоздал к службе, но, взглянув на дверь, увидел замок. Это, конечно, можно было бы списать на богатое воображение, но в его храме такие случаи происходили еще по крайней мере дважды. Еще был случай в Поволжье. Люди шли крестным ходом из одного села в другое и услышали колокольный звон. Только вот колоколов-то поблизости нет. И таких примеров масса”.
Ответственный секретарь экспертной рабочей группы кандидат технических наук Борис Соколов призывает сдержанно относиться к оценке явления “мироточение”. Учение Православной церкви о чудесах и знамениях уже изложено, например, в работах святителя Игнатия (Брянчанинова). Однако зачастую и в публикациях, и в беседах встречаются факты неточного и путаного использования и трактовки понятий “чудо” и “знамение”. Также стала очевидна необходимость свести воедино признаки истинных чудес и знамений, что и было проделано для удобства осознания, обсуждения и практического использования. “Истинное чудо не бывает анонимным, – говорит Борис Соколов, – его творец всегда достоверно известен. Чудо дается конкретным людям, и его смысл должен быть им совершенно понятен. Чудо совершается только в определенной духовной обстановке, то есть при наличии веры. Знамения давались не верующим, но неверующим, а для верующих же предназначены пророчества. Факты какого-либо чуда и обстоятельства, его сопровождающие, должны быть полностью достоверны”.
А вот установить достоверность события порой не так уж просто. Ведь нужно проанализировать показания большого числа свидетелей и определить, насколько точны и непротиворечивы детали явления. К примеру, если мы возьмем мироточение икон, то, как правило, особенностью этих явлений является неясность смысла. Согласитесь, трудно представить себе, что если мироточит икона Богородицы, то это чудо творит Богородица, а если икона Спасителя или Царя-мученика, то это их знамения. А как тогда быть, если в одном и том же месте одновременно начинают выделять “миро” самые различные иконы? Возможно, нам кто-то что-то хочет возвестить.
Возможно, вот только непонятно, что именно и кому конкретно. А ведь мироточат как деревянные иконы, так и отпечатанные типографским способом. Даже были случаи, когда миро появлялось на фотографиях икон. Поэтому можно предположить, что все эти явления могут быть вовсе не знамениями, а иметь совсем другой смысл и цели. “Истинные чудеса происходят там, где есть вера, – говорит Борис Соколов. – В безверии или маловерии возможны только ложные чудеса, а потому массовое появление в православной среде загадочных мироточений не может нас не настораживать. Да, нам известны факты чудесного исцеления людей после помазания их выделившимся из иконы миро. Но можно привести и примеры, как мироточение отрицательно сказывалось на здоровье целых семей”.
Как показывает статистика, чаще всего мироточат иконы не в старых храмах, а в восстановленных или заново построенных. Там, где только налаживается церковная жизнь. И все по-разному воспринимают это чудо. У одних к мироточению оккультно-потребительское отношение, направленное, например, на желание вылечить болезнь. Другие относятся к подобным чудесам с равнодушным безразличием. “Например, когда мы обращаемся к тому или иному священнику с просьбой зафиксировать мироточение, – говорит Павел Флоренский, – то часто слышим в ответ: “Ну что в этом особенного?” И то правда. Не надо забывать, что чудо – обычная форма существования православной церкви”. Многие священники вообще считают мироточение некой разновидностью полтергейста. Был, например, случай, когда, придя в храм, прихожане увидели на стене выше икон надпись “Любовь”. Кто и когда мог ее сделать, да еще так высоко и в закрытой церкви, остается загадкой. Через пару дней надпись постепенно расплылась, и над ней проявилось второе слово – “Бог”. Еще через пару дней со всех икон в этой церкви начало обильно стекать миро. В этом случае можно усмотреть разновидность полтергейста без элементов устрашения, но с очевидной целью привлечь внимание.
– Если коротко дать оценку всех чудесных явлений, – говорит Борис Соколов, – то нужно признать, что они не соответствуют сформулированным признакам истинных чудес и знамений. Поэтому представляется необходимым дальнейшее их изучение и осмысление. И, следовательно, основная работа у нас еще впереди.
ВРЕЗ: МНЕНИЯ
Своим мнением относительно природы церковных чудес с “Итогами” поделились сторонники материалистической теории их происхождения.
Александр Никонов, председатель Атеистического общества Москвы:
– Настоящие чудеса делаются в цирке, а нечестные – в церкви. С этим явлением – мироточением – боролся еще Петр I. Он обещал повыдергать бороды всем, у кого икона замироточит. И с тех пор мироточения на Руси прекратились. До тех пор, пока не пришла либерализация. Сейчас мир потихоньку сходит с ума, скатываясь в Средневековье. Это последствия демократизации знаний. Хорошо, что академические ученые пытаются разобраться в происхождении чудес. Но было бы еще лучше, если бы к ним добавился опытный иллюзионист или фокусник. Потому что обмануть ученого – что обмануть ребенка. Ученые исходят априори из честности эксперимента. Когда он нечестен, они разводят руками и не знают, что сказать.
Игорь Доброхотов, научный сотрудник Института медико-биологических проблем:
– Возможны три версии появления мироточения: чудо, естественные причины, рукотворный способ. Обзор фактов позволяет заключить, что версия о чудесном происходжении – самая маловероятная. Даже в церковных источниках мы встречаем, что “…по составу вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному маслу”. В принципе, возможны и естественные причины. Например, при высыхании дерева выходит смола, и многие дачные домики тоже “мироточат” в сухую жаркую погоду. Недосмотр при сушке досок для иконы может поспособствовать такому мироизлиянию.
Рукотворный способ может быть самым простым. Например, нанесение на икону масла. Это масло будет долгое время растекаться и высыхать, создавая видимость длительного мироточения.
Рассказывать истории о разоблачениях мироточения можно долго, и я хотел бы напомнить слова митрополита Николая (Кутепова): “Есть у нас приход в Богородском районе (Нижегородская область. – “Итоги”). Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм закрыли и опечатали. За неделю хоть бы одна капелька появилась”. Тем же, кто все-таки уверен, что мироточение – истинно чудесное явление, я советую обратиться в CSICOP – американский комитет научных исследований паранормальных явлений, где за каждое доказанное чудо обещают баснословные деньги. Туда уже обращались по поводу мироточения, но всплыла фальсификация.