Есть такой вид техники, которому дружественны сразу три стихии – вода, земля и воздух. Это экранопланы, широкое внедрение которых в жизнь могло бы давно изменить облик нашей цивилизации.
Советский экраноплан «Лунь»
Наверное, экранопланы не получили широкого распространения именно из-за своей «альтернативности». Члены экипажа советского экраноплана «Лунь» назывались водителями, а не пилотами, были морскими офицерами, при этом носили танковые шлемофоны. Головная боль для бюрократов, а что уж тут говорить о производстве?! Лет 30 назад руководство судостроения вообще не пожелало всерьёз развивать это направление.
Занимались экранопланами в нашей стране великие, без всякого преувеличения, конструкторы – Ростислав Алексеев в нынешнем Нижнем Новгороде и Роберто Орос ди Бартини в Москве и Таганроге. Каждый их них заслуживает отдельного рассказа. Но начнём с истории.
Идея обеспечить полёт над морем, снегом, ровной землёй на небольшой высоте за счёт «эффекта аэродинамического экрана» от крыльев – давняя. Эти корабли, с житейской точки зрения, нечто среднее между кораблём и самолётом. Эффект экрана обнаружен в 1920-е годы, а уже в 1932 году финский конструктор Тойво Каарио создал буксируемые сани-экраноплан. В нашей стране проект экраноплана предложил изобретатель П.И. Гроховский. В Германии конструктор А. Липпиш в 1950-е годы строил небольшие экранопланы с треугольным крылом обратной стреловидности.
Даже у больших экранопланов высота полёта порядка нескольких метров, если больше, то аппараты называют уже экранолётами. В общем, эти машины именно «парят» над поверхностью. Им не нужны аэродромы, в случае небольших аварий они существенно безопаснее самолётов и вертолётов. А в сравнении с судами имеют большую скорость при не меньшей грузоподъёмности.
Настоящим энтузиастом экранопланов был Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916-1980). Его конструкции у нас знают практически все – это знаменитые «Ракеты», «Метеоры» и «Кометы» на подводных крыльях. И человеком он был крылатым. Хорошо был знаком с С.П. Королёвым. Лётчик-герой М. Девятаев, сумевший бежать в 1945 году из плена на захваченном самолёте и рассказавший ракетчикам много интересного про немецкий полигон на острове Узедом, был по рекомендации С.П. Королёва принят в КБ Р.Е. Алексеева на «Красном Сормове» испытателем судов на подводных крыльях. Не удивительно, что в начале 1960-х коллектив КБ в деле создания экранопланов пошёл за своим Главным.
В 1966 году на воду был спущен крупнейший экраноплан, прозванный на западе «Каспийским монстром» (его испытывали на Каспии). Кстати, одним из первых пилотировал аппарат сам Ростислав Алексеев. В 1979 году в состав ВМФ был принят десантный экранолёт «Орлёнок» (статусы со смыслом). Однако в начале 1980 года при испытаниях пассажирского экранолёта из-за неудачного спуска аппарата на воду Ростислав Евгеньевич получил травмы, от которых, несмотря на операции, скончался менее чем через месяц.
Бюрократические круги использовали ситуацию. Дело в том, что уже с 1976 года обострился конфликт между конструктором и министерством, которому тот подчинялся. Неудачи на испытаниях были и раньше (в аварии попали оба экземпляра «Каспийских монстров»), в конечном счёте работы были заморожены. Теперь именем Р.Е. Алексеева назван Нижегородский политехнический институт.
Удивительным человеком был Роберт Людвигович Бартини (1897-1974) – так его стали звать в нашей стране после переезда в СССР из Италии в 1922 году по направлению итальянской компартии. С самого начала «красный барон» (а он и был по рождению бароном) хотел проектировать гидросамолёты. Между прочим, у него работал С.П. Королёв в начале своей конструкторской деятельности. Р. Бартини тоже очень не любили бюрократы, в 1930-е годы ему пришлось проектировать стальной истребитель под эгидой КБ гражданского воздушного флота, в 1938 году его вообще арестовали, но затем всё-таки направили работать по специальности. Именно Р.Л. Бартини задал посетившему режимное КБ Л.П. Берии смелый вопрос: почему его не отпустят, ведь он попал сюда «ни за что». Ответ был занятен: «Если б было за что, вас бы расстреляли, а так работайте». В 1946 году Р. Бартини освободили, вскоре он стал сотрудничать с заводом в Таганроге, выпускавшим гидросамолёты.
Проектировал он и сверхзвуковые самолёты с треугольным крылом, гидросамолёты вертикального взлёта, занимался теоретической физикой. В 1965 году в «Докладах Академии наук» вышла оригинальная статья, где Р. Бартини предложил новые физические константы, включая относящиеся к не разработанной по сей день физике трёхмерного времени.
В конце жизни Р. Бартини предложил строить тяжёлые ударные экранопланы. Замечу, что экраноплан вовсе не гидросамолёт – это летающий корабль. Интересно, что Ростислав Алексеев сразу признал эту идею и даже сказал в 1974 году, что не будет выступать с аналогичным докладом о перспективах экранопланов, поскольку Бартини сказал лучше. Но после смерти Р. Бартини и эти проекты были заморожены, хотя опытный образец экраноплана Бартини был успешно испытан в 1976 году на Азовском море.
Что касается КБ Р.Е. Алексеева, то его ученики всё же воплотили в жизнь его идею – в 1987 году был спущен на воду ударный экраноплан «Лунь» – корпус из алюминиево-магниевого сплава, восемь двигателей, шесть противокорабельных ракет, длина под 74 метра, размах крыльев 44 метра, высота полёта от 1 до 5 метров. С экипажем 10 человек, с возможностью размещения сотни десантников. С 1990 года «Лунь» передали в опытную эксплуатацию в Каспийскую флотилию. Так он и «застрял» на её базе в Каспийске на много лет, а в 2011 году его вообще собрались «сдавать в утиль». Аналогов в мире нет по сей день.
Разрабатывают транспортные экранопланы в Шанхае. А вот что касается боевых машин, то в современном мире экранопланы состоят на вооружении только в Иране. Дотошные люди отмечают, что прототипом их аппарата «Бавар» является почти любительская советская конструкция «ЭСКА-1», чертежи которой были опубликованы в журнале «Моделист-конструктор» в 1983 году. Однако персы заменили обращенные к носу аппарата тянущие винты на обращенные в сторону кормы толкающие.
Настоящим энтузиастом экранопланов был Ростислав Евгеньевич Алексеев
Иранцы вообще отличаются оригинальностью не только в сфере государственного устройства, но и во внедрении технических решений. Они как бы и не хотят знать о «неперспективности» (с западной точки зрения) каких-то вариантов, а знай себе делают своё дело. В 2010 году в Персидском и Оманском заливах появились эскадрильи новых разведывательных машин под названием «Бавар-2» («Уверенность-2»), Их лёгкий корпус из композитных материалов мало заметен для радаров, скорость и манёвренность достаточно высоки. Оснащены машины приборами ночного видения и современными средствами связи. Легко представить себе, как «Бавар-2» даёт точные указания для тактических ракет, размещённых на катерах или береговых батареях, после чего быстро наносится удар по авианосцам. Так что это вовсе не игрушечные машинки.