В истории России есть удивительный по запутанности и туманности период, который не даёт покоя историкам, но беспокоит умы патриотов-монархистов. Его называют великой смутой.
Даже в царских войсках наблюдался разброд и нерешительность. Кто царь, кому служить, за кого воевать?
С 1604 по 1614 годы российское государство испытывало серьёзные трудности, которое не только будоражили внутренние раздоры, но и атаковали внешние враги. Трон тогда занимал Борис Годунов. Его путь к короне не был усыпан розами. А в Угличе подрастал сын Ивана Грозного Дмитрий (единокровный брат царя Фёдора). Дмитрий являлся отпрыском от 7-го брака Ивана Грозного с Марией Нагой.
Церковь этот брак не признала, как и Дмитрия, который рос болезненным, страдая эпилепсией. 15 мая 1591 года в Угличе, где отбывала ссылку Мария Нагая с царевичем Дмитрием, произошло событие, имевшее трагичные последствия для судьбы России. Там погиб младший сын Ивана IV Дмитрий. За ним присматривал дьяк Михаил Битяговский, но недоглядел. Царевич погиб, играя во дворе с другими детьми. Видимо, причиной стал несчастный случай. Но по Руси пошла молва об убийстве царевича. Его мать во всеуслышание кричала, что сына зарезали ножом, а её брат (Михаил Нагой) даже назвал убийц – малолетних родственников Битяговского. Мол, смерть Дмитрия выгодна Годунову, желавшему воцариться после царя Фёдора. В горячке перебили многих Битяговских, да и многих других людей, кто попал под руку.
Вскоре из Москвы прискакал для расследования Василий Шуйский. Он сделал заключение о несчастном случае при игре царевича с ножом. Нагих обвинили в клевете, соучастников беспорядков – в убийствах и грабежах. Марию Нагую постригли в монахини, потому как она – бывшая царская жена. Дмитрия похоронили, но не в Москве, как лиц царской семьи, а в Угличском соборе. Царь Фёдор даже не приехал на похороны брата. Кстати, могила та затерялась, её с трудом отыскали лишь в 1606 году. Версия о несчастном случае прижилась, а уже при Романовых вариант с насильственной смертью Дмитрия получил официальное признание. Народ, как всегда, вещал легенду о добром царевиче. Но 7 января 1598 года неожиданно скончался царь Фёдор Иванович. Он был третьим сыном Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. И тут вновь всплыло имя Дмитрия. Молва о чудесном спасении доброго царя приобрела новую жизнь, пока бояре грызлись за бесхозный трон. Самым ловким здесь оказался Борис Годунов, задвинув Романовых на задворки Руси. В почёте стало доносительство, а чужое имущество, например, Романовых, делили чужаки. Крепостные крестьяне, пользуясь, случаем, бежали кто куда. Появилась твёрдая почва для самозванца. Положение усугубилось неурожаем начала 1600-х, что вызвало небывалый голод. По некоторым данным вымерло треть населения страны, что вызвало волну бунтов. Народ всё валил на Бориса Годунова, который погубил из алчности Дмитрия, чем вызвал на Руси голод.
Гришка Отрепьев
И в конце 1603 года до царя Бориса дошли слухи, мол, в Польше объявился русский парень, выдающий себя за родного сына Ивана Грозного – тот самый усопший царевич Дмитрий.
Гриня Отрепьев
Кто такой Гришка Отрепьев и откуда он взялся? Эти вопросы будоражат историков и по наш день. Точного ответа нет, зато есть масса гипотез и версий. Естественно, первое следствие инициировал Борис Годунов. И выяснили следующие сведения о лжецаревиче. Мол, таковым назвался беглый дьяк-монах Чудова монастыря (в московском кремле) Гришка Отрепьев – сынок галичского дворянина Богдана Отрепьева. Семейка эта, говорили, состояла в родстве с Романовыми. Мол, Гришка служил у Михаила Никитича, а ближе к 1601 году бежал из монастыря. Род сей был беден, но знатен – Нелидовы, правда, вышли из Литвы. Один из Нелидовых за воровство получил от царя Ивана Васильевича (III) кличку Отрепьев (за хорошее дело так не обзовут). У отца Гришки (настоящее имя Юрий) Богдана в Костромской волости, рядом с Железно-Боровским монастырём была вотчина в 40 га и жалование от царя в 14 рублей, чтобы служил в стрельцах и людей своих поставлял. Денег у них много не водилось, к тому же Богдан запивал иной раз. Однажды Богдана потянуло по бабам в немецкую слободу. Слово за слово поссорился с каким-то литовцем, который отвесил ему по первое число, а вдогонку пырнул ножом. Так Богдана не стало. А младший Юрка тем временем постигал учёбу, преуспевая, за что его отравили в Москву, где он поступил на службу к Михаилу Романову. Он себя так хорошо зарекомендовал, что когда бояре расправу над Романовыми чинили, то едва Юрку не покончили. Спасаясь от казни, он постригся в послушники в монастырь Железный Борк, но уже под именем Гришки. Затем по протекции родного деда Елизария Замятина поступил в московский Чудов монастырь. И всё шёл вверх по служебной лестнице. Одно время Гришка занимался переписыванием книг и текстов в государевой Думе, где набрался ереси всякой. Уже там он стал хвалиться, что станет царём. Узнав об этом, Годунов приказал сослать Гришку в Кириллов монастырь, но тот вовремя бежал вместе с монахом Варлаамом в Киев. Затем верхом пересёк границу и оказался в Речи Посполитой, где объявил себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием.
Борис Годунов
Борис Годунов, узнав, о Лжедмитрии Отрепьеве, снарядил в Польшу родного дядю самозванца. Но тот не получил возможности увидеть родственника. А вскоре наёмные войска Лжедмитрия перешли границу Руси. К войску тут же стали добровольно присоединяться русские и запорожские казаки, желавшие Дмитрия на трон. Города один за другим сдавались, не оказывая самозванцу сопротивления. А воевод Годунова связывали и отправляли Лжедмитрию в качестве гостинцев. Даже в царских войсках наблюдался разброд и нерешительность. Кто царь, кому служить, за кого воевать? Многие сдавались полякам. Очнулась церковь, объявившая Гришке Отрепьеву анафему. Борис Годунов терялся в догадках, не зная, что же делать? В конце концов, он не выдержал напора наглого конкурента…13 апреля 1605 года Борис Годунов казался задорным и в полном здравии, он с аппетитом трапезничал, шутя при этом. Потом направился на вышку, с которой любил смотреть на Москву. Но там у него закружилась голова, он спустился с башни, заявив, что ему дурно. Послали за лекарем, но царю стало ещё хуже при виде банок-склянок: внезапно из ушей и носа пошла кровь. Годунов потерял сознание и вскоре отошёл в мир иной.Пошли слухи, что Годунов в припадке отчаяния отравился. Похоронили его в Кремлёвском Архангельском соборе. Царём объявили его сына – Фёдора, образованного и благообразного юношу. Возможно, из него бы получился мудрый и полезный для России государь…Вскоре в Москве разгорелся очередной кровавый мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Новопровозглашенного царя Фёдора и его маменьку забили насмерть батогами, оставив в живых лишь дочь Бориса – Ксению. Её приберегли для самозванца в качестве полюбовницы. Народу же объявили, мол, царь Фёдор и его мамаша отравились от страха. Затем из Архангельского собора вынесли фоб Бориса, чтобы угодить Лжедмитрию. А прах Годунова перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же закопали его семью.
Недолгое царствование
Царём объявили Лжедмитрия. Он пытался проводить самостоятельную политику, но не торопился выполнить свои обещания Речи Посполитой. Вскоре его отношения с поляками ухудшились. Лжедмитрий допустил ряд серьёзных ошибок: он плохо отнёсся к русским обычаям, не соблюдал постов, делами управлял с помощью любимчиков, которых народ не жаловал, пил и развратничал. Здесь пригодилась и Ксюша Годунова. Бояре, отлучённые от государственных дел, загрустили и затаили обиду. Ведь самозванец нужен им был, чтобы избавиться от Бориски. Они ждали для этого подходящего момента.
В мае 1606 года Лжедмитрий женился на польке Марине Мнишек, но православие та принять отказалась, что вызвало в народе гнев. А приехавшие на свадьбу поляки повели себя высокомерно, допускали оскорбления и даже насилие. Тут очнулись бояре во главе с князем Василием Шуйским. Воспылал очередной мятеж. Бунтари натравили на поляков простой люд. И уже 17 мая 1606 года, пока шли погромы польских хором, бояре пробрались в Кремль и убили лжецаря. Труп Лжедмитрия спалили, пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Варшавы, передав Польше горячий привет от Лжедмитрия Лжедмитрием же. Мол, кто с лжецарём к нам придёт, тот от Лжедмитрия же и получит! Остаётся лишь один вопрос: кто же такой Гриша Отрепьев?