Вопрос о том, можно ли повлиять на принимаемые человеком решения через телевидение, вызывает огромный интерес не только у создателей, но и потребителей рекламы.

Подсознательные знания могут сформироваться на основе ассоциативного обучения

Британские ученые провели эксперимент, в ходе которого было доказано, что принимаемые нами решения, действительно, поддаются влиянию определенного рода сигналов, получаемых нашим подсознанием.

Этот необычный эксперимент, подробное описание которого опубликовано в британском журнале Neuron, имеет большое значение, так как может помочь раскрыть загадки человеческой интуиции.

Ученые университетского колледжа Лондона (University College London) под руководством доктора Матиаса Пессиглионе (Dr. Mathias Pessiglione) с помощью перцепционного маскирования, вычислительного моделирования и нейроизображения смогли обнаружить то, что некоторые учебные процессы могут происходить неосознанно с помощью других инструментов.

Так, например, одним из таких инструментов является интуиция. Иногда интуиция помогает принять лучшее решение, чем оно было бы сделано на уровне сознания. Доктор Пессиглионе утверждает, что подсознательные знания могут сформироваться на основе ассоциативного обучения.

Например, игрок в покер каким-то образом всегда знает, когда пора пасовать, а когда блефовать. Возможно, это происходит потому, что его оппонент как-то выдает себя, и где-то на подсознательном уровне игрок умеет улавливать эти сигналы.

Предыдущие исследования показали, что люди, как крысы или собаки, могут быть приведены в такое состояние, когда они начинают подчиняться бессознательно получаемым стимулам. Находящиеся в подсознании ощущения, связанные, например, с ударом электрическим током, при возникновении подобной ситуации, приводят к тому, что человек, как бы заранее, начинает испытывать эти неприятные ощущения. Это так называемые «автоматические» ответные реакции, в возникновении которых сознание не играет никакой роли.

Новые исследования показали, что такие сигналы могут влиять и на принятие обдуманного решения.

В эксперименте, проведенном британскими учеными, приняло участие 11 мужчин и 9 женщин в возрасте от 18 до 39 лет. За время эксперимента им неоднократно показывали один или два символа расположенных между несколькими абстрактными изображениями. Символы появлялись на 33 или 50 миллисекунд, чего не достаточно для их осознания.

Просмотрев каждую тройку изображений, участники, приступали к выполнению следующего задания. «Следуя своей интуиции», они должны были выбирать символы, причем за одними символами скрывался выигрыш, а за другими, соответственно, – проигрыш.

Где-то уже на середине «учебного занятия», в течение которого надо было принять 120 решений, большинство участников начали выигрывать деньги, которые они могли оставить себе.

В среднем в 63% случаев они делали «правильный» выбор, хотя некоторые участники отличились особо.

Доктор Пессиглионе провел магнитно-резонансное исследование для определения области мозга, которая была активна у участников во время выполнения задания. Ученый обнаружил активность в области, называемой ventral striatum (полосатое тело), которая реагировала на получаемые подсознательные визуальные сигналы.

Таким образом, был сделан вывод, что даже без обработки нашим сознанием получаемых контекстуальных сигналов, наш мозг усваивает их и использует для принятия решения.

Создатели рекламы в течение многих лет пользуются такой возможностью влиять на человека. Проведенные исследования в очередной раз доказали, что человеческий мозг наиболее подвержен влиянию именно подсознательных ассоциаций (так активно используемых в рекламных роликах). Первые неудачные попытки были связаны с тем, что ученые не учли того момента, что человек не всегда слушает рекламный текст «вполуха», и тогда в работу включается его сознание, которое является эффективным средством защиты.