За десятки километров от столицы Индии Дели видна высоко взметнувшаяся стройная красно-жёлтая башня Кутуб Минар («Башня Победы»), построенная в XII-XIII вв. в местечке Мехраули. Она состоит из пяти ярусов, напоминая собой телескопическую трубу. Стены башни снаружи украшены ажурной тканью рельефных надписей, вырезанных в красном песчанике. Внутри башни – каменная винтовая лестница, широкая внизу и настолько суживающаяся в верхних ярусах, что на ней лишь с трудом могут разминуться два человека.


Башня Кутуб Минар построена в XII-XIII вв. в местечке Мехраули

По этой лестнице целыми днями движутся два встречных потока людей: вверх и вниз. Люди выходят на галереи каждого яруса, чтобы полюбоваться широкими панорамами делийской равнины с рекой Джумной на горизонте. Одно из сказаний повествует, что император Индии Притви-радж в конце XII века начал строительство этой башни для того, чтобы его дочь могла каждое утро любоваться отсюда рекой, омывающей столицу Индии.

У подножия Кутуб Минар находятся остатки древних храмов и мавзолеев, и среди них, на каменном постаменте, возвышается знаменитая, прекрасно сохранившаяся Железная колонна высотой семь с половиной метра, весом в шесть с половиной тонн и средним диаметром ствола колонны 35 см.

Уникальный металлический столб привлекает всеобщее внимание главным образом тем, что как минимум за пятнадцать с половиной веков на его тёмной отполированной поверхности не появилось ни одного пятнышка ржавчины. До сих пор Железная колонна продолжает оставаться одной из загадок земной цивилизации.

Учёные не могут объяснить, как индийцы более полутора тысяч лет назад сумели исполнить работу, за которую ещё лет 150 назад взялся бы не всякий завод Европы или Америки. При этом железо, из которого была сделана колонна, оказалось столь высокого качества, что оно совсем не ржавеет, хотя в жарком и влажном климате Индии железные предметы обычно разрушаются очень быстро. Химический анализ показал, что содержание железа в колонне невероятно высоко – 99,72%. Есть предположение, что колонна была сделана из метеоритного железа, поэтому она так хорошо сохранилась.

Происхождение Железной колонны точно не установлено. Некоторые историки утверждают, что согласно санскритской надписи на колонне она была отлита в 895 году до н. э. по приказу раджи Дхавы, правителя Дели. Мусульманские летописцы утверждают, что колонна была привезена из северных мусульманских стран. Есть также версии, приписывающие её создание либо императору Чандрагупте II (V в., по обнаруженному в надписи на колонне слову «Чандра»), либо раджпутскому радже Анангпалу (его имя также есть на колонне).

Известный индийский учёный, автор многих работ, посвящённых доисторической металлургии в Индии, Б.В. Суббараярра высказал предположение, что колонна была изготовлена на юге Индии около тысячи лет до нашей эры. Уже тогда индийские мастера постигли секреты выплавки чистого железа, которое ценилось выше золота и драгоценных камней. Свой вывод индийский учёный основывает на найденных археологами в этих местах металлических предметах домашнего обихода с содержанием железа до 95 процентов.

До сих пор Железная колонна продолжает оставаться одной из загадок земной цивилизации
В пользу предположения Б.В. Суббараярра говорит и тот факт, что в стране найдена ещё одна металлическая колонна больших размеров, чем прославленная делийская. Она также отлита практически из чистого железа. Кроме этого, балки металлических перекрытий старинных индуистских храмов Канарк и Пури в штате Ориса изготовлены из 99-процентного железа. Однако тайну Железной колонны, видимо, хранят имеющиеся на ней надписи, расшифровать которые полностью пока не удаётся.

Железная колонна в народе названа «столбом счастья», ведь по распространённому поверью, будет счастлив каждый, кто, прислонившись спиной к этому столбу, охватит его руками. Но слишком толст знаменитый столб…