Как-то в мае 1880 года капитана Бёртона, одного из английских резидентов в Южном Афганистане, потревожил в собственном лагере неожиданный шум. Оказалось, что в лагере появился слуга бухарского купца. Еле живой, он добрался до резиденции Бёртона и рассказал, что его хозяин с двумя товарищами, шедшие караваном через Кабул и Пешавар к Равалпинди, в Индию, с грузом золота, были ограблены и убиты. Сам слуга, незамеченный, чудом избежал той же участи, ускользнув от злодеев. В последний миг он слышал: грабители собирались направиться в урочище Карагач, чтобы там, в его тёмных пещерах, без помехи поделить ниспосланную небом добычу.


Великолепна также маленькая золотая колесница. В неё впряжены четыре лошади, возница стоит, а важный господин сидит в ней

Капитан Бёртон не стал терять времени, которое на сей раз могло оказаться поистине золотым. С двумя ординарцами он направился к указанному глухому месту. Ему повезло: к полуночи, под покровом темноты, он, как снег на голову, свалился на разбойников.

Если судить по воспоминаниям самого капитана, позже опубликованным, картина, открывшаяся ему, была выдержана совершенно в духе сказок из «Тысяча и одной ночи». В тёмной пещере, озаряемые только зловещим светом костра, грабители возбуждённо делили добычу. По всему было видно, что перед дележом они подрались: четверо из них, раненые, скрипя зубами от ярости, валялись на земле. Другие, не обращая на них внимания, продолжали драться и проклинать друг друга. На полу пещеры были грудой навалены кожаные торбы, по которым было уже разложено золото для укладки во вьюки.

Бёртон захватил бандитов врасплох: увидев трёх до зубов вооружённых англичан, они растерялись. Состоялись короткие переговоры, и похищенные ценности перешли в руки закона. Пересидев темноту в укромном месте, капитан, дождавшись рассвета, прибыл в свой лагерь.

Англичанин скоро сообразил, что отобрал далеко не всё и быстро собрал новый отряд, чтобы пуститься в погоню. В результате предпринятых действий в руках англичан оказалось три четверти всего бухарского золота. Что же до недостающей четверти, то она либо разошлась «на утруску», то есть на раздачу бакшиша местным властям, либо же разбойники упрятали её в столь надёжном месте, что всякий её след утерялся.

Некоторое время спустя после этих событий перед Бёртоном неожиданно предстали три почтенных купца. Оказалось, разбойники их не убили. Натерпевшись страху, они всё же добрались до английского лагеря. Сокровище было тотчас же вручено им. Там было много чего: золотое и серебряное оружие прекрасной чеканной работы, золотые чаши, статуэтки из серебра и золота, массивные украшения – пряжки и перстни и многое другое. По словам купцов, все эти вещи были ранее найдены возле Кобадиана на берегу Амударьи, как раз напротив устья Кундуза.

«В тех местах, – рассказывал один из торговцев, – есть древний город, лежащий в развалинах. Дарья затопляет его большую часть года, но в засушливое время она пересыхает. Люди пробираются тогда к развалинам и, по дозволению Аллаха, находя в земле различные ценности, продают их кому вздумается. Мы решили потратить на них свои наличные деньги, ибо боялись везти с собой звонкую монету».

Ведя своё повествование, купец обратил внимание на то, что Бёртон не сводит глаз с золотого браслета, дужка которого выглядывала из мешка. Эта вещь тут же перешла в собственность капитана. Надо отдать ему должное – позже великолепное украшение заняло достойное место в музейной экспозиции.

Пережив с восточным спокойствием свои потери, три добрых купца отправились дальше и благополучно продали всё, что везли в Равалпинди.

Прошло несколько лет до того дня, как просвещённые коллекционеры, любители редкостей, англичане А. Кэннингхем и Э. Фрэнк, проявив чудеса изобретательности, сумели скупить практически весь «бухарский товар». Все вновь приобретённые предметы древних мастеров сосредоточились в Лондонском королевском музее: золотые и серебряные гуси, козлы, рыбы, сделанные так искусно, что на самых крошечных из них видны каждое перышко, каждая шерстинка или чешуйка.

Некоторые фигурки напоминают своей фантастичностью скифские звериные статуэтки и украшения. Такова, например, крошечная – 3,35 сантиметра – золотая змейка с огромной птичьей головой; на конце её хвоста пять отверстий, видимо, для того, чтобы можно было подвесить это украшение.

Великолепна также маленькая золотая колесница. В неё впряжены четыре лошади, возница стоит, а важный господин сидит в ней. Всё разукрашено богатой резьбой, всюду золотые кружева, шарики. На сидящем – длинное платье, на голове шапка с золотой ленточкой. На вознице тоже шапка и короткая туника с поясом. Среди сокровищ амударьинского клада есть и другие колесницы. Все они – ценнейшие произведения искусства. Всего 177 различных украшений и 1 300 монет попали после всевозможных злоключений в руки учёных и стали доступны для обозрения.

Английский искусствовед О. Дальтон, изучив замечательное собрание, описал его в солидном труде, озаглавленном «Амударьинский клад». Книга вышла в Лондоне в начале прошлого века. А спустя ещё несколько десятилетий о кладе вдруг заговорили археологи Советского Союза…

Начиная с 1950 года в один из примечательных уголков Средней Азии – узкую долину, по которой, сбегая с Кара-Тегинских и Гиссарских гор, река Кафирниган спешит слиться с Амударьей, стали часто ездить археологи из Таджикской экспедиции. Это и понятно, ибо здесь, на городище Шаартуз, стояли почти нетронутые руины Калаи-мир – «эмирской крепости», а Шаартуз и есть тот Кобадиан 80-х годов XIX века, в котором три бухарских купца приобрели вещи амударьинского клада. Однако, несмотря на ценные, с точки зрения учёных, находки, вроде глиняной утвари, статуэток, монет и стеклянных украшений, ничего подобного ранее найденным сокровищам, более не обнаружено.

Тем не менее район археологических изысканий был достаточно широк. Особенное внимание учёных привлекала гряда холмов, лежащая в пустынной местности в отрогах хребта Копет-Даг. Здесь, как свидетельствуют исторические ис-точники, находились развалины одного из самых древних городов – Алтын-депе, что означает Золотой холм. Постепенно из-под толщи песка был извлечён целый город. Отрыты крепостные стены, башни, выявлено расположение кварталов города.

Центром Алтын-депе был монументальный культовый комплекс с четырёхступенчатой башней. В него входил дом главного жреца и гробница жрицы. При раскопках в гробнице найдены не только сосуды из глины и камня, но и многочисленные золотые и лазоревые бусы, кольца, браслеты, терракотовые статуэтки, а также золотая голова быка со вставкой на лбу из бирюзы в форме лунного диска. На некоторых изделиях имелись чётко обозначенные знаки, напоминающие письменность шумеров.

Весь храмовый комплекс был посвящён богу Луны, который в древней мифологии Месопотамии представляется в образе быка огненного цвета. Эти замечательные открытия свидетельствовали о связи городской культуры Алтын-депе с высокой цивилизацией государства Шумер.

По словам купцов, все эти вещи были ранее найдены возле Кобадиана на берегу Амударьи
Другая линия культурных связей вела в долину Инда, к городам и поселениям Хараппской цивилизации. На Алтын-депе среди вещей, положенных в богатые могилы, и в составе кладов ценных предметов, замурованных в стены, были найдены хараппские изделия из слоновой кости.

Выяснилось, что население покинуло город примерно в середине II века до н.э. Причины, заставившие жителей переселиться в какие-то иные места, вероятней всего, стали набеги кочевых племён. Именно в это время от нашествия варваров пало крупное государство Средней Азии Бактрия и едва не погибла Парфия. Пески пустыни надолго скрыли от людей руины древних городов.