За последние два века второго тысячелетия российская культура подарила нам целую россыпь уникальных писателей, чьи произведения ценятся во всём мире. В одном ряду с Достоевским и Гоголем стоит гигант и уникальный оракул Михаил Булгаков.


«Я буду лежать в гробу, и, когда меня начнут выносить, произойдёт вот что: так как лестница узкая, то мой гроб начнут поворачивать и правым углом он ударится в дверь Ромашова, который живёт этажом ниже»

Булгаков творил на изломе веков, эпох, социально-революционных изменений и потрясений, происходивших век назад в нашей многострадальной стране. 15 мая 2011 года состоялось 120-летие Михаила Афанасьевича Булгакова. Приятно осознавать, что этот писатель по-прежнему очень популярен в России.

АНДРЕЕВСКИЙ СПУСК

Булгаков родился 3 мая (по старому стилю) 1891 года в семье профессора западных вероисповеданий Киевской духовной академии. По тем временам семья считалась рядовой: 7 детей (4 девочки и 3 мальчика, среди которых Михаил был старшим). Конечно же, на Булгакова повлияли семейные устои и принципы, где невежество и лень считались тяжким грехом. «Моя любовь — зелёная лампа и книги в моём кабинете», — вспоминал писатель. В 1901 году Михаил поступил в Первую киевскую мужскую гимназию. А в марте 1907-го умирает его отец. Тем не менее в 1909 году он окончил Александровскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета.

В апреле 1915 года (ему всего 23 года) в Киево-Подольской церкви состоялось венчание Михаила Булгакова с Татьяной Лаппа, дочерью управляющего Казённой палаты, с которой он был знаком с 1908 года, когда она была саратовской гимназисткой, приехавшей в Киев на каникулы. Но шла война, учёба в университете прервалась, и «ратник второго ополчения» добровольно отправился трудиться в киевский госпиталь в Печерске.

Заметим, что ещё в 1914 году Булгаков принял участие в организации лазарета для раненых в Саратове и работал там врачом. Только в октябре 1916 года в Киевском университете он получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской империи». Тогда же Булгаков получил направление в земскую больницу в Смоленской губернии, где работа привела его к тяжёлой болезни — он стал морфинистом.

С 1917 года началось регулярное употребление Булгаковым морфия: после того, как он сделал себе прививку от дифтерита, опасаясь заражения от проведённой трахеотомии у ребёнка. Зуд он мог заглушать только морфием, и это вошло в привычку. Затем он был переведён в Вяземскую земскую больницу заведующим инфекционным и венерическим отделением. Осенью 1917 года Михаил Булгаков стал работать над автобиографическими рассказами о медицинской практике. Уже тогда в нём отмечали дар врача-диагноста, что в дальнейшем проявилось и как диагност социальный.

В феврале 1918 года Булгакова по болезни освободили от военной службы, и он с женой вернулся в Киев, где с помощью отчима (врача И.П. Воскресенского) избавился от своей зависимости и даже открыл частную практику.

На его глазах в ту пору происходили: отречение царя, Февральская революция, Октябрьский переворот 1917 года. В феврале 1919 как военный врач он мобилизован в армию Украинской Народной Республики, а при отступлении из Киева дезертировал. В августе Булгаков мобилизован в Красную армию как врач, и в октябре в её рядах вернулся в Киев, где перешёл на сторону Армии Юга России, став военврачом Терского казачьего полка.

С казаками Булгаков принял участие в походе на Чечен-аул и Шали-аул против восставших чеченцев. Затем работал в военном госпитале во Владикавказе. Но вскоре Михаил оставляет службу и медицину и начинает профессионально заниматься литературой — трудится в качестве журналиста в изданиях «Кавказская газета» и «Кавказ». Его первая публикация датирована 26 ноября 1919 года в газете «Грозный» (под инициалами М.Б.).

В письме сестре Булгаков пишет: «Я видел, как серые толпы с гиканьем и гнусной руганью бьют стёкла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве… тупые и зверские лица… Видел толпы, которые осаждали подъезды захваченных и запертых банков… Голодные хвосты у лавок… Видел газетные листки, где пишут, в сущности, об одном: о крови, которая льётся и на юге, и на западе, и на востоке, и о тюрьмах».

СЕКРЕТАРЬ ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТА

В 1921 году Булгаков перебрался в Москву, где находилась вся литературная элита страны. И бывший военврач белой армии обитал в городе под властью большевиков в качестве секретаря Главполитпросвета при Наркомпросе. Тогда многие были бывшими, сочувствовали старому режиму, при котором разрешалось самостоятельно думать и жить. С 1921 года Булгаков окончательно овладел журналистским ремеслом, он пишет для «Гудка», сотрудничает с берлинской редакцией «Накануне», посещает творческие кружки, заводит литературные знакомства.

В 1924 году Булгаков знакомится с Любовью Белозёрской, вернувшейся из Парижа, а через пару месяцев расстаётся с Татьяной Лаппой, оформляя второй брак.

Булгаков никогда не скрывал своего белогвардейского прошлого и даже открыто сочувствовал Белому движению. Мало того, он запросто иронизировал над советскими лозунгами и газетными штампами. Так он описывал кокарду на фуражке красноармейца: «Не то молот и лопата, не то серп и грабли, во всяком случае — не серп и молот». Такая искренность и ядовитая правда о новой России не могла нравиться власти и её чиновникам. К примеру, в рассказе «Необыкновенные приключения доктора» смена разных властей и их армий описаны с нескрываемым скепсисом. Главный герой произведения пренебрежительно не принимает ни белых, ни красных. Так и Булгаков осуждал и высмеивал оба противоборствующих лагеря. Его «Собачье сердце» советские начальники осмелились опубликовать лишь через 62 года после его написания, в 1987 году.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРЕМЬЕРА

В октябре 1926 года в МХАТе состоялась премьера спектакля Михаила Булгакова «Дни Турбиных». После ошеломляющего успеха писатель (биржа копирайтинга) становится самым знаменитым литератором советской России. Сам Сталин смотрел спектакль не менее 15 раз!

У взаимоотношений Сталина и Булгакова странная история. Сталин не раз отмечал, что Михаил Булгаков не наш человек, а ознакомившись с пьесой «Бег», вождь народов пишет: «… это антисоветское явление». Так, в 1929 году со сцен советских театров сняли все пьесы Михаила Булгакова. Его перестают печатать в журналах, издавать его книги. И писатель не выдержал. В 1930 году он направил письмо правительству, в котором открыто просил: или отпустите за границу, или дайте работу, иначе нищета, улица и гибель.

Морить голодом всемирную знаменитость (благодаря публикациям в берлинском журнале «Накануне» он стал всемирно известным) власти не решились, и Булгакова приняли на должность ассистента режиссёра в МХАТ, который стал его новой любовью и страстью, ознаменовавшим последнюю главу его жизни и творчества. Здесь происходит полная смена декораций в жизни писателя и появление на сцене его третьей жены Елены Сергеевны Шиловской. Это она стала прообразом и музой, с которой он писал свою Маргариту.

Театральная жизнь и работа полностью захватили драматурга и писателя. По ночам он пишет новое произведение «Роман о дьяволе» (так изначально назывался «Мастер и Маргарита»), на полях оригинальной рукописи написано рукой писателя: «Дописать прежде, чем умереть». Похоже, Булгаков отчётливо понимал, что занимается важнейшей работой в своей жизни. К счастью, он успел закончить роман…

Булгаков умер зимой 1940 года от острой гипертонии. Перед смертью он сказал: «Я могу сказать, как это будет… Я буду лежать в гробу, и, когда меня начнут выносить, произойдёт вот что: так как лестница узкая, то мой гроб начнут поворачивать и правым углом он ударится в дверь Ромашова, который живёт этажом ниже». Всё произошло именно так, как он предсказал. Угол его гроба ударился в дверь драматурга Бориса Ромашова.