В 2012 году на экраны должна выйти пятая часть легендарной саги об Индиане Джонсе. И ее, как обычно, ждут с нетерпением. В чем секрет успеха? Конечно, дело в герое: отважный археолог в исполнении Харрисона Форда покоряет сердца сразу и навсегда. Но мало кто знает, что у героического профессора был прототип. И служил он… в СС.


Легенда утверждает, что четверым катарам удалось спастись и унести с собой самое ценное, чем владели совершенные, — Грааль

Настольной книгой юного Отто был «Парцифаль» средневекового немецкого поэта Вольфрама фон Эшенбаха. Перед сном наш герой читал строки из стихотворного рыцарского романа и, засыпая, вместе с Парцифалем отправлялся на поиски Грааля. Ничего не поменялось и когда Отто вырос: разве что теперь у него за плечами были университеты в Гейдельберге и Фрайбурге, где он изучал юриспруденцию, немецкую историю и литературу, да и сами путешествия из области снов переместились в реальность. Отто Ран был немцем, а значит, человеком рациональным и педантичным: перелопатив гору информации, посвященной святому Граалю, он убедился, что тот существует в действительности, и решил найти реликвию.

Но где? Ведь до Рана Грааль искали и рыцари Круглого стола, и тамплиеры, и тевтоны, и множество других людей. Все, как один, потерпели неудачу. Отто это нисколько не смущало: он знал, где надо вести поиски — на горе Монсегюр, в руинах последнего пристанища катаров.

ЗАМОК МОНСЕГЮР

Катары — то есть «чистые, совершенные» — вошли в историю церкви как отъявленные еретики. Но на деле они провинились лишь тем, что отвергли религиозные догматы, назвали мир творением дьявола и не поверили в существование Иисуса.

А еще — завоевали любовь народа, подарив надежду всем грешникам: тот, кто не сумел попасть в рай по окончании земной жизни, получит возможность родиться снова. И в новом воплощении обретет понимание духовных истин, которые и приведут человека в объятия Бога. Кроме того, религиозные обязанности еретической паствы были почти минимальны, а сам культ отличался большой простотой. Мужчины и женщины, а катары выступали за равенство полов, странствовали по дорогам Франции, проповедуя свое учение, и становились все более популярными. Разумеется, Римская церковь объявила им войну. К маю 1243 года единственным оплотом сопротивления катаров остался храм Солнца — пятиугольная цитадель на вершине горы Монсегюр. Это была не только крепость, но и святилище. Стены и амбразуры Монсегюра были ориентированы по сторонам света и позволяли вычислять дни солнцестояния. В подземных пещерах проходили служения. Десять месяцев защитники крепости сдерживали натиск. Но в марте 1244 года Монсегюр пал. И 257 его защитников, среди которых были и старики, и женщины, и дети, взошли на костер. Место казни нынче называется Полем Сожженных.

Легенда, впрочем, утверждает, что четверым катарам удалось спастись — и унести с собой самое ценное, чем владели совершенные, — Грааль…

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ПРОТИВ ГРААЛЯ

Ран не сомневался: именно так все и было — последними хранителями чаши являлись именно катары. Значит, надо идти по их следу, и рано или поздно они выведут на реликвию. Ран отправился в Лангедок. Месяц за месяцем он в одиночку обходил все близлежащие селения, церквушки, кладбища и библиотеки, расспрашивал всех, кого только встречал на пути, исследовал пещеры и гроты, заброшенные тропинки, сам находил секретные ходы и потайные лазы. Не осталось и камня, под который бы он не заглянул в поисках чаши. В общей сложности Отто провел в Пиренеях почти четыре года. Но в конце 1932 года его обвинили в шпионаже и выдворили за пределы Франции.

Вернувшись в Берлин, Ран засел за книгу: устные предания, записанные в окрестностях Монсегюра, а также собственные догадки и открытия легли в основу «Крестового похода против Грааля». Первый литературный опыт оказался удачным. Легкое перо и чувство юмора превратили обычно скучное научное повествование в живое увлекательное чтиво.

ОБЕРШТУРМФЮРЕР РАН

«Крестовый поход» заметил сам шеф СС Гиммлер, известный своими мистическими настроениями. С его легкой руки Ран оказался в «Аненербе». Почему он пошел на сотрудничество с нацистами? Разумеется, ему польстило, что его исследования по достоинству оценили на самых верхах. Но, думается, основную роль сыграл другой фактор. Согласившись стать сотрудником «Аненербе», Ран получил уникальный шанс снова вернуться к своим исследованиям. Но на этот раз не в одиночку — с господдержкой, за госденьги. При этом отправляться можно было в любую точку земного шара! Какой ученый отказался бы от такого? Ран же, буквально бредящий катарами и Граалем, ухватился за предложение обеими руками. Позже он вступил в ряды СС — по этой же причине: чтобы легче было проводить исследования.

1937-Й

Так оно и оказалось: Рану не составило большого труда пробить финансирование новых экспедиций — в Прибалтике, Восточной Пруссии, Исландии. В Литве и Латвии он искал сокровища тамплиеров, в Исландии — клад нибелунгов… И все это для того, чтобы найти ответы на вопросы, которые не давал ему Монсегюр. Он будто бы решал сложный ребус, приводил все числа к одному знаменателю, чтобы разгадать одну-единственную загадку…

И в 1937 году он во главе 30 ученых — археологов, этнографов, филологов и спелеологов — отправился в свою последнюю экспедицию — в Монсегюр. На этот раз Рану удалось установить, что из крепости спаслись не четверо, а как минимум десять совершенных. Катары уходили группами, и первые две были только прикрытием. Грааль же унесли те, кто покинул Монсегюр уже после того, как он пал…

Участники экспедиции вспоминали, что в какой-то момент Ран заперся в своей палатке и запретил кому бы то ни было входить в нее. Через неделю затворничества он собрал небольшой отряд и рано утром отправился по только ему известному подземному ходу вглубь горных лабиринтов. Вечером изможденные люди вернулись. В двух замурованных пещерах, обнаруженных ими, оказались лишь изъеденные ржавчиной мечи и доспехи. Но Ран был доволен: казалось, будто эти находки лишь подтвердили какую-то его теорию.

На другой день, взяв спиртовку и запас продовольствия, Ран ушел в пещеры один. Его не было двое суток. Когда же наконец он появился в лагере, на его лице сияла счастливая улыбка. Всегда отличавшийся молчаливостью, на этот раз Отто не произнес вообще ни одного слова. На другой день он покинул лагерь, враз потеряв к нему всякий интерес. Никто так никогда и не узнал, что он нашел или не нашел…

С УЛЫБКОЙ НА УСТАХ

А потом грянул гром. Чем именно Отто Ран прогневал свое начальство — неизвестно. Но он впал в немилость: его отправили проходить службу в концлагерь Дахау. Тогда там, конечно, еще не был запущен газовый конвейер, но… Долго археолог не протянул: зимой 1938 года он написал рапорт с просьбой уволить его из рядов СС. Беспрецедентный случай! Обычно вслед за такими прошениями следовали арест и казнь. Рану повезло — его отпустили. Сразу после увольнения он отправился в Альпы, на гору Куфштайн. А 13 марта 1939 года исчез. Через несколько дней его тело обнаружила спасательная экспедиция: заледеневший, он сидел на склоне с улыбкой на лице. Ему было всего 35 лет…

«Крестовый поход» заметил сам шеф СС Гиммлер, известный своими мистическими настроениями
Смерть Отто Рана породила множество домыслов. По одной версии, он покончил с собой, что было в традиции катаров, «с целью полного освобождения от материи». По другой — с ним свели счеты эсэсовцы. А согласно третьей, Рана устранили как ненужного свидетеля. В своей последней экспедиции он нашел Грааль и… перестал быть нужным.